Решение по делу № 12-89/2024 (12-1296/2023;) от 16.11.2023

И.о. мирового судьи Вологодской области Дело № 12-89/2024 (12-1296/2023)

по судебному участку № 12                          УИД 35MS0012-01-2023-006306-32

Куликова Е.И.

РЕШЕНИЕ

город Вологда, ул. Гоголя, 89                                                      11 января 2024 года

Судья Вологодского городского суда Вологодской области Колодезный А.В., рассмотрев жалобу микрокредитной компании Вологодской области «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее - МКК ВО «Фонд поддержки МСП») на постановление и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 12 от 24 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ОГРН 11003500001219, ИНН 3525251257, юридический адрес: город Вологда, ул. Маршала Конева, д. 15, оф. 307,

установил:

постановление и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 12 от 24 октября 2023 года МКК ВО «Фонд поддержки МСП» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, МКК ВО «Фонд поддержки МСП» обратилось в Вологодский городской суд Вологодской области с жалобой, в которой просил его отменить, производство по делу прекратить. В обосновании указано, что Фондом были предприняты меры к получению документов от Заявителя подтверждающих отсутствие просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающие три тысячи рублей. У Фонда отсутствует вина в нарушении. Не была применена часть 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как в ходе контрольного мероприятия КСП ВО были выявлены четыре административных правонарушения. Суд не оценил наличие оснований для признания административного правонарушения малозначительным. Практически в конце проверки (07.07.2023 г.) был изменен предмет проверки, предмет контрольного мероприятия изменению не подлежит. Грубым нарушением является проведение плановой проверки, которая не включена в ежегодный план проведения плановых проверок, поэтому результаты не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных правовыми актами и подлежат отмене судом.

В судебном заседании представитель МКК ВО «Фонд поддержки МСП» не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Контрольно-счетной палаты по доверенности Шилова А.Ю. с доводами жалобы не согласилась по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Выслушав представителя Контрольно-счетной палаты по доверенности Шилову А.Ю., исследовав материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 этого кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Согласно абзацам второму и третьему пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о его бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В целях реализации подпрограммы 7 «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства Вологодской области» государственной программы «Экономическое развитие Вологодской области», утвержденной постановлением Правительства области от 24 декабря 2019 года № 1300, постановлением Правительства области от 28 декабря 2020 года утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидии в виде имущественного взноса Микрокредитной компании Вологодской области «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства» для предоставления льготных займов (микрозаймов) в целях предотвращения влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации (приложение 9) (далее – Порядок).

Согласно подпункту «ж» пункта 2.12 Порядка (в редакции на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) предоставление микрозаймов за счет средств субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим требованиям, установленным в приложении 3 к настоящему Порядку (далее – Требования) в целях:

- пополнения оборотных средств в части следующих видов расходов: приобретение сырья, полуфабрикатов, комплектующих, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; приобретение движимого имущества (за исключением относящегося к основным средствам); обеспечение заявки на участие в закупке и (или) на обеспечение исполнения контракта и (или) на выполнение контракта, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и (или) Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), за исключением расходов на заработную плату, уплату налогов, сборов, иных обязательных платежей;

- ремонта основных средств

на следующих условиях:

- максимальный размер микрозайма - 5000000 (Пять миллионов) рублей;

- максимальный срок микрозайма - 24 месяца;

- процентная ставка за пользование микрозаймом в размере ключевой ставки Банка России, установленной на дату заключения договора микрозайма с субъектом малого или среднего предпринимательства;

- проект акта Фонда, регулирующий порядок предоставления микрозаймов за счет средств субсидии, подлежит согласованию Фондом с Департаментом.

Пунктом 6 Требований определено, что субъект малого и среднего предпринимательства - получатель микрозайма не должен иметь по состоянию на любую дату в течение периода, равного 30 календарным дням, предшествующим дате заключения договора (соглашения) о предоставлении микрозайма, просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающей три тысячи рублей, что подтверждается справкой налогового органа.

Как следует из материалов дела, Контрольно-счетной палатой Вологодской области в ходе проверки установлено, что Фондом 08.11.2022 с ООО «Позитроника» заключен договор микрозайма на сумму 5000,0 тыс. рублей (далее – договор от 08.11.2022) за счет средств субсидии.

При проверке соответствия ООО «Позитроника» требованиям п. 6 Требований выявлено следующее.

Фондом предоставлен льготный микрозайм ООО «Позитроника», в том числе, на основании следующих документов:

- справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей на 23.09.2022, выданная Межрайонной ИФНС России №11 по Вологодской области, содержащая, в том числе, сведения об отрицательном сальдо расчетов общества с бюджетом по: налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – (-4 853,98 руб.), налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ (-19,61 руб.), страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года (-232,66 руб.), всего (-6 101,04 руб.)

- платежные поручения об уплате обществом пеней по налогам и взносам (платежные поручения: от 06.10.2022 на сумму 4853,98 рублей; от 06.10.2022 - 19,61 рублей; от 06.10.2022 – 994,79 рублей; от 06.10.2022 - 232,66 рублей);

- справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей на 19.10.2022, выданная Межрайонной ИФНС России по Вологодской области, содержащая, в том числе, сведения об отрицательном сальдо расчетов общества с бюджетом по: налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – (-655 945 рублей); пеням по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – (-3 771,68 рублей), всего: (-659 716,68) рублей;

- требование Межрайонной ИФНС России №11 по Вологодской области от 04.10.2022 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 04.10.2022 об уплате суммы 657 092,9 рублей. Из них: 655 945,0 рублей – задолженность по НДС; 1 147,9 рублей – пени по НДС;

- платежные поручения ООО «Позитроника» об уплате НДС, пеней по НДС (платежные поручения: от 25.10.2022 на сумму 100 000,0 рублей по требованию от 04.10.2022; от 26.10.2022 – 555 945,0 рублей по требованию от 04.10.2022; от 26.10.2022 – 3 771,68 рублей).

В соответствии с вышеуказанными справками налогового органа ООО «Позитроника» и на 23.09.2022, и на 19.10.2022 имело задолженность перед бюджетом, в том числе на 19.10.2022 – в общей сумме 659 716,68 рублей.

Справка Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области на 23.09.2022 не подтверждает соответствие общества требованиям пп. «ж» п. 2.12 Порядка, п. 6 Требований, поскольку указанная справка выдана налоговым органом за пределами установленного Порядком тридцатидневного срока, предшествующего дате заключения договора от 08.11.2022.

Приложенные к пакету документов вышеуказанные платежные поручения ООО «Позитроника» от 25.10.2022 и 26.10.2022 не подтверждают факт отсутствия у общества задолженности более 3 тысяч рублей и, тем самым, его соответствия требованиям, установленным пп.«ж» п.2.12 Порядка, п. 6 Требований, поскольку, не исключают возможности образования иной задолженности в период до даты оплаты (в том числе начисление пени на имеющуюся задолженность); платежные поручения не подменяют собой справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов. Кроме того, Фонд не является уполномоченным (налоговым органом) для вывода об отсутствии задолженности на основании платежных поручений.

Письмо от 03.07.2023 Межрайонной ИФНС России № 13 по Вологодской области, представленное Фондом в ходе проверки, о том, что денежные средства по платежным поручениям от 25.10.2022 и 26.10.2022 учтены, также не подтверждает факт отсутствия задолженности ООО «Позитроника» по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов и не подменяет собой справку налогового органа, предусмотренную положениями Порядка .

Таким образом, в нарушение условий предоставления субсидии, предусмотренных пп. «ж» п. 2.12 Порядка, п. 6 Требований, Фондом за счет субсидии предоставлен микрозайм ООО «Позитроника» в сумме 5000,0 тыс. рублей без наличия справки налогового органа, подтверждающей отсутствие у обществ по состоянию на любую дату в течение периода, равного 30 календарным дням, предшествующим дате заключения договора (соглашения) о предоставлении микрозайма, просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающей три тысячи рублей.

Доводы жалобы об отсутствии вины Фонда и принятии им всех мер к получению документов от ООО «Позитроника», подтверждающих отсутствие просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающей три тысячи рублей, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, регулирующему порядок и условия предоставления субсидии.

Поскольку в обязанности Фонда входит предоставление микрозайма за счет средств субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим требованиям, установленным в Требованиях, среди которых – наличие справки налогового органа на любую дату в течение периода, равного 30 календарным дням, предшествующим дате заключения договора (соглашения) о предоставлении микрозайма, об отсутствии просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающей три тысячи рублей, а не сопоставление информации в документах, не предусмотренных Порядком представленных заявителем и полученных Фондом самостоятельно.

Положения части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие назначение административного наказания как за совершение одного административного правонарушения, если при проведении одного контрольного мероприятия в ходе осуществления государственного контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подлежат применению в настоящем деле.

Санкция части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание юридических лиц в виде штрафа в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии. Фонд привлечен к административной ответственности за нарушение условий предоставления субсидии по 4 делам (с различными обстоятельствами по каждому из четырех фактов) постановлениями и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 12 от 24.10.2023 по делам (30 000 руб.), (53 900 руб.), (85 000 руб (100 000 руб.) в минимальном размере предусмотренной санкции – 2% от суммы полученной субсидии. Таким образом, с учетом различного размера санкций в каждом деле, назначение административного наказания как за совершение одного административного правонарушения не представляется возможным.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения суд находит несостоятельными. В настоящем случае обстоятельства дела, характер административного правонарушения, формальный состав правонарушения, а также объект посягательства не свидетельствуют о возможности применения положений о малозначительности совершенного деяния.

Доводы Фонда о невозможности изменения предмета контрольного мероприятия со ссылкой на положения пункта 4.5 Стандарта внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты Вологодской области «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Вологодской области от 29.01.2016 (далее Стандарт ), являются необоснованными и противоречат действующему законодательству.

В соответствии с положениями части 1 статьи 13 закона Вологодской области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» (далее – закон области № 2574-ОЗ) Контрольно-счетная палата Вологодской области осуществляет свою деятельность на основе плана работы, который разрабатывается и утверждается Контрольно-счетной палатой Вологодской области самостоятельно. Возможность внесения изменений в план работы Контрольно-счетной палаты Вологодской области, в том числе на основании предложений председателя Контрольно-счетной палаты Вологодской области, предусмотрена часть 7 указанной статьи.

Проверка Фонда проведена на основании пункта 24 раздела II «Контрольные мероприятия» плана работы Контрольно-счетной палаты Вологодской области на 2023 год, утвержденного решением коллегии Контрольно-счетной палатой Вологодской области от 30.12.2022 (далее – План). С учетом указанных норм статьи 13 закона области решением Коллегии КСП области от 26.06.2023 внесены изменения в План в части наименования контрольного мероприятия.

Первоначальное название контрольного мероприятия в Плане: «Проверка порядка предоставления и расходования бюджетных средств, выделенных в рамках национального проекта «Поддержка малого и среднего предпринимательства» со стороны МКК ВО «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства».

Название контрольного мероприятия с учетом внесенных изменений в План: «Проверка порядка предоставления и расходования бюджетных средств, выделенных в рамках подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства Вологодской области» государственной программы «Экономическое развитие Вологодской области на 2021-2025 годы» и (или) национального проекта «Поддержка малого и среднего предпринимательства» со стороны МКК ВО «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства»

Таким образом, в соответствии с Планом как в первоначальной редакции, так и с учетом внесенных изменений, контрольное мероприятие предусматривало проведение проверки порядка предоставления и расходования бюджетных средств Фондом. Уточнение наименования контрольного мероприятия в части дополнения указанием на наименование нормативного правового акта, в рамках которого выделена субсидия, не нарушило права Фонда, поскольку средства областного бюджета выделялись в его адрес только в рамках подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства Вологодской области» государственной программы «Экономическое развитие Вологодской области на 2021-2025 годы».

Таким образом, внесены изменения в наименование контрольного мероприятия только в части источника финансирования предоставленной Фонду субсидии.

Положения пункта 4.5 Стандарта регламентируют внесение изменений только в программу контрольного мероприятия.

Кроме того, доводы о грубом нарушении Контрольно-счетной палаты Вологодской области положений части 3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) также являются необоснованными, поскольку в соответствии с п.3 ч.1 ст.1 указанного Федерального закона, его положения не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. При этом внешний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью Контрольно-счетной палаты Вологодской области (статья 265 Бюджетного кодекса РФ, статья 1 закона области № 2574-ОЗ), в которую входит, в том числе организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств областного бюджета (статья 8 закона области № 2574-ОЗ).

Постановление о привлечении МКК ВО «Фонд поддержки МСП» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Выводы мирового судьи соответствуют обстоятельствам дела, существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, наказание МКК ВО «Фонд поддержки МСП» назначено в пределах санкции части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для отмены или изменения постановления и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 12 от 24.10.2023 по делу об административном правонарушении в отношении МКК ВО «Фонд поддержки МСП» не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1 – 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 12 от 24 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКК ВО «Фонд поддержки МСП» оставить без изменения, ее жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                                                                                                  А.В. Колодезный

12-89/2024 (12-1296/2023;)

Категория:
Административные
Ответчики
МКК ВО "Фонд поддержки МСП"
Другие
Хозяйнова Екатерина Сергеевна
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Колодезный Александр Васильевич
Статьи

15.15.05

Дело на странице суда
vologodskygor.vld.sudrf.ru
16.11.2023Материалы переданы в производство судье
11.01.2024Судебное заседание
11.01.2024Вступило в законную силу
14.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2024Дело оформлено
11.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее