Дело №2/1/-388/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абдулино 19 июня 2019 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мурзаковой Н.П.,
при секретаре Дунаевой А.А.,
с участием старшего помощника Абдулинского межрайонного прокурора Босова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдулинского межрайонного прокурора действующего в защиту в интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Агропромышленная корпорация «Алина» об обязании проведения специальной оценки условий труда,
У С Т А Н О В И Л:
Абдулинский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Агропромышленная корпорация «Алина» (далее ООО «АПК «Алина») об обязании проведения специальной оценки условий труда.
В обоснование заявления указал, что межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения трудового законодательства ООО «АПК «Алина», юридический адрес: Оренбургская область, г. Абдулино, ул. 8-ое Марта, 1А, фактический адрес: Оренбургская область, г. Абдулино, ул. Советская, 1 (ИНН 5601009254, КПП 560101001) выявлены нарушения требований законодательства о специальной оценке труда. В результате проверки установлено, что в настоящее время ООО «АПК «Алина», являющееся работодателем, в нарушение требований пп. 1 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» не проведена специальная оценка условий труда в отношении всех должностей: председатель совета директоров, генеральный директор, финансовый директор, заместитель финансового директора, заместитель генерального директора по управлению персоналом, главный инженер, и.о. главного бухгалтера, ведущий бухгалтер, бухгалтер, ведущий заместителя директора, заместитель директора по ХП и ПД, лаборант, старший лаборант, заместитель начальника участка, приемосдатчица - бухгалтер, начальник смены - мастер по приему зерна, заведующий гаражом, водитель автомобиля, охранник, старший охранник. Бездействие ответчика - работодателя, выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда, во-первых, нарушает права работников ООО «АПК «Алина», а также лиц, которые могут быть трудоустроены в данную организацию в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в данных условиях. Во-вторых, в результате бездействия директора ООО «АПК «Алина» неопределенному кругу лиц (действующим и будущим работникам учреждения) создаются препятствия в реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Просит суд, обязать ООО «АПК «Алина» в срок до 01.09.2019 г. провести специальную оценку условий труда, информацию о ее результатах довести до сведения работников, в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании старший помощник Абдулинского межрайонного прокурора – Босов А.С., поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Агропромышленная корпорация «Алина», не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания. В заявлении, указано, что руководитель ООО «Агропромышленная корпорация «Алина» явиться не может в связи с запланированной командировкой.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Статьёй 37 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьёй 22 Трудового кодекса РФ закреплён перечень обязанностей работодателя, который в том числе возлагает на работодателя обязанность по соблюдению требований, предусмотренных как трудовым законодательством, так и законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Как следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. При этом со вступлением в силу с 01.01.2014 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанность по проведению специальной оценки условий труда возложена на всех без исключения работодателей.
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Федеральный закон от 28.12.2013 г. №426-ФЗ) под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
При этом условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ). По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федеральный закон от 28.12.2013 г. №426-ФЗ).
В силу ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. К рабочим местам, указанным в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ, относятся все должности, предусмотренные в штатном расписании образовательного учреждения.
Статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ закреплён круг субъектов, в отношении которых специальная оценка условий труда не проводится: надомники, дистанционные работники и граждане, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
Пункт 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ устанавливает обязанность работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда, а также ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда также возлагаются на работодателя.
ООО «АПК «Алина» занимается деятельностью с 2006 года. Штатное расписание учреждения предусматривает 25 рабочих мест.
В ходе проверки по исполнению трудового законодательства в ООО «АПК «Алина» проведенной Межрайонной прокуратурой, установлено, что в настоящее время ООО «АПК «Алина», являющееся работодателем, и в нарушение требований пп. 1 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ не проведена специальная оценка условий труда в отношении всех должностей: председатель совета директоров, генеральный директор, финансовый директор, заместитель финансового директора, заместитель генерального директора по управлению персоналом, главный инженер, и.о. главного бухгалтера, ведущий бухгалтер, бухгалтер, ведущий заместителя директора, заместитель директора по ХП и ПД, лаборант, старший лаборант, заместитель начальника участка, приемосдатчица - бухгалтер, начальник смены - мастер по приему зерна, заведующий гаражом, водитель автомобиля, охранник, старший охранник.
Таким образом, бездействие ответчика - работодателя, выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда, нарушает права работников ООО «АПК «Алина», а также лиц, которые могут быть трудоустроены в данную организацию в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в данных условиях.
В результате бездействия директора ООО «АПК «Алина» неопределенному кругу лиц (действующим и будущим работникам учреждения) создаются препятствия в реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абзацы первый и пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абзацы 4 и 7 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абзац 4 части 2 статьи 22, статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца 11 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014 г.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.1.2013 г. №426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 данного федерального закона.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 г. №33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлены нарушения требований законодательства о специальной оценке труда со стороны ООО «АПК «Алина», суд считает, что исковые требования Абдулинского межрайонного прокурора действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании проведения специальной оценки условий труда, являются подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
С учётом того, что ответчику необходимо время для устранения нарушений, суд на основании ст. 204 ГПК РФ считает возможным установить срок исполнения данного решения суда в части обязания ООО «АПК «Алина» провести специальную оценку условий труда, информацию о ее результатах довести до сведения работников, в соответствии с действующим законодательством до 01.09.2019 г.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Абдулинского межрайонного прокурора действующего в защиту в интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Агропромышленная корпорация «Алина» об обязании проведения специальной оценки условий труда удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Агропромышленная корпорация «Алина» провести специальную оценку условий труда, информацию о ее результатах довести до сведения работников, в соответствии с действующим законодательством.
Установить срок исполнения данного решения суда в части обязания общества с ограниченной ответственностью «Агропромышленная корпорация «Алина», провести специальную оценку условий труда, информацию о ее результатах довести до сведения работников, в соответствии с действующим законодательством до 01.09.2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.П. Мурзакова
...