РљРѕРїРёСЏ.
РЎСѓРґСЊСЏ первой инстанции: Р¤РРћ7 Дело в„–
РЎСѓРґСЊРё апелляционной инстанции: Р¤РРћ8 (докладчик), Дело в„–
Р¤РРћ9, Р¤РРћ10
ОПРЕДЕЛЕНРР•
07 июля 2020 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: СЃСѓРґСЊРё Р¤РРћ11,
судей: Р¤РРћ21, Р¤РРћ12
рассмотрела в открытом судебном заседании
кассационные жалобы Р¤РРћ1, Р¤РРћ2, Р¤РРћ3 Рё кассационной жалобе Р¤РРћ4, Р¤РРћ5, Р¤РРћ6,
на решение Хорошевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ила апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
РїРѕ гражданскому делу РїРѕ РёСЃРєСѓ Правительства <адрес>, Департамента РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ имущества <адрес> Рє Р¤РРћ4, Р¤РРћ5, Р¤РРћ6, Р¤РРћ1, Р¤РРћ2, Р¤РРћ3, ГКУ <адрес> «Управление подготовки территории» РѕР± изъятии имущества для государственных РЅСѓР¶Рґ, прекращении права пользования жилым помещением, выселении.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Р¤РРћ21, объяснения Р¤РРћ2 представляющего интересы так Р¶Рµ Р¤РРћ3 Рё Р¤РРћ1 Рё представителя ответчиков Р¤РРћ13, Р¤РРћ4 Рё представителя ответчиков - Р¤РРћ22 Р¤РРћ14, Р¤РРћ15– представителя ДГР<адрес>, Р¤РРћ16 Рё Р¤РРћ17 – представителей ГКУ <адрес> «Управление подготовки территории», Р¤РРћ18 – представитель Правительства РњРѕСЃРєРІС‹ Рё Департамента РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ имущества <адрес>, заключение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р¤РРћ19, судебная коллегия
установила:
Правительство РњРѕСЃРєРІС‹ обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє ответчикам Р¤РРћ4, Р¤РРћ5, Р¤РРћ6, Р¤РРћ1, Р¤РРћ2, Р¤РРћ3 РѕР± изъятии имущества для государственных РЅСѓР¶Рґ <адрес> СЃ установлением условий изъятия, освобождении жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением, выселении.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указано, что ответчикам Р¤РРћ4 Рё Р¤РРћ1 РЅР° праве общей равнодолевой собственности принадлежит жилой РґРѕРј площадью 84,1 РєРІ.Рј., Р° также земельный участок площадью 3000 РєРІ.Рј., расположенные РїРѕ адресу: <адрес>, стр. 1. Р’ соответствии СЃ Распоряжением Правительства РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-Р Рџ «Об изъятии для государственных РЅСѓР¶Рґ объектов недвижимого имущества для целей строительства транспортно-пересадочного узла РЅР° территории Мневниковской РїРѕР№РјС‹ (Северо-Западный административный РѕРєСЂСѓРі <адрес>)В», объекты недвижимого имущества, предусмотренные РІ приложении, подлежат изъятию для целей строительства транспортно-пересадочного узла РЅР° территории Мневниковской РїРѕР№РјС‹. Р’ частности, изъятию для государственных РЅСѓР¶Рґ <адрес> подлежит указанные жилой РґРѕРј Рё земельный участок, РіРґРµ РїРѕ месту жительства зарегистрированы ответчики. РЎ целью соблюдения процедуры изъятия имущества, РІ адрес собственников письмами Р·Р° в„– в„– Рё в„– в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ направлены РЅР° согласование проекты соглашений РѕР± изъятии недвижимого имущества для государственных РЅСѓР¶Рґ <адрес>, СЃ приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимости. Одновременно были направлены отчеты РѕР± оценке РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, выполненные независимой оценочной организацией РћРћРћ «КОМПАС», РІ соответствии СЃ которыми Р¤РРћ1 Рё Р¤РРћ4 подлежит выплата компенсации РІ размере 34 341 220 рублей каждому. Указанные документы СЃ отчетами РѕР± оценке были получены Р¤РРћ1 ДД.РњРњ.ГГГГ, Р¤РРћ4 – ДД.РњРњ.ГГГГ. Однако РІ установленный законом РЅР° заключение проекта СЃСЂРѕРє РѕС‚ собственников РІ Департамент строительства <адрес> ответы РЅРµ поступили.
Решением Хорошевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Правительства Москвы удовлетворены частично:
для государственных нужд <адрес> изъято недвижимое имущество
Сѓ Р¤РРћ4 - 1/2 доли РІ праве собственности РЅР° жилой РґРѕРј СЃ кадастровым номером в„–, площадью 84,1 РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, стр. 1; 1/2 доли РІ праве собственности РЅР° земельный участок СЃ кадастровым номером в„– площадью 3000 РєРІ.Рј;
Сѓ Р¤РРћ1 - 1/2 доли РІ праве собственности РЅР° жилой РґРѕРј СЃ кадастровым номером в„–, площадью 84,1 РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, стр. 1; 1/2 доли РІ праве собственности РЅР° земельный участок СЃ кадастровым номером в„–, площадью 3000 РєРІ.Рј;
установлена СЃСѓРјРјР° денежной компенсации Р·Р° изымаемое недвижимое имущество Р¤РРћ4, РІ соответствии СЃ отчетом РѕР± оценке РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РІ размере 34341220 СЂСѓР±.; Р¤РРћ1 РІ размере 34341220 СЂСѓР±.;
Установлены следующие условия возмещения: РЅР° Р¤РРћ4, Р¤РРћ5, Р¤РРћ6, Р¤РРћ1, Р¤РРћ2, Р¤РРћ3 возложена обязанность освободить жилое помещение Рё земельный участок РѕС‚ собственного имущества Рё имущества третьих лиц РІ течении 30 рабочих дней после получения денежной компенсации Рё обеспечить РґРѕРїСѓСЃРє ГКУ <адрес> «Управление подготовки территории» Рё (или) РїРѕРґСЂСЏРґРЅРѕР№ организации Рє жилому РґРѕРјСѓ Рё земельному участку для действий, связанных осуществлением изъятия объектов недвижимости, РІ том числе СЃРЅРѕСЃР°.
РќР° Р¤РРћ4 Рё Р¤РРћ1 возложена обязанность РІ течении 5 рабочих дней СЃ даты вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу предоставить РІ ГКУ <адрес> «Управление подготовки территории» реквизиты расчетных счетов для оплаты стоимости изымаемого недвижимого имущества.
РЎ ГКУ <адрес> «Управление подготовки территории» РІ пользу Р¤РРћ4 Рё Р¤РРћ1 взыскано РІ счет денежной компенсации Р·Р° изымаемое недвижимое имущество РїРѕ 34 341 220 СЂСѓР±. РІ пользу каждого после вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу.
Указано, что вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° РїРѕ настоящему делу является основанием для государственной регистрации прекращения права долевой собственности Р¤РРћ4 Рё Р¤РРћ1 РЅР° указанный РґРѕРј СЃ земельным участком; является основанием для снятия всех ранее наложенных РЅР° изымаемое имущество ограничений Рё запретов, РІ том числе мер РїРѕ обеспечению РёСЃРєР°, принятых СЃСѓРґРѕРј РЅР° основании определения РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ; является основанием для снятия ответчиков СЃ регистрационного учета РїРѕ адресу: <адрес>, стр.1.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии РїРѕ гражданским делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ решение Хорошевского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ изменено РІ части установления СЃСѓРјРјС‹ денежной компенсации Р·Р° изымаемое Сѓ Р¤РРћ4 Рё Р¤РРћ1 недвижимое имущество. Р’ измененной части установлена СЃСѓРјРјР° подлежащей взысканию денежной компенсации Р·Р° изымаемое недвижимое имущество РІ размере 55 138 552 СЂСѓР±. Р¤РРћ4 Рё РІ размере 55 138 552 СЂСѓР±. Р¤РРћ1.
В остальной части решение Хорошевского районного суда <адрес> оставлено без изменения.
РќРµ соглашаясь СЃ вышеуказанными решением Рё апелляционным определением, Р¤РРћ1, Р¤РРћ2, Р¤РРћ3 Рё Р¤РРћ4, Р¤РРћ5, Р¤РРћ6, подали кассационные жалобы, указывая РЅР° незаконность судебных постановлений, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ неверным применением РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что жилой РґРѕРј СЃ кадастровым номером в„–, площадью 84,1 РєРІ.Рј., Р° также земельный участок СЃ кадастровым номером 77:08:0014001:1004, площадью 2000 РєРІ.Рј., расположенные РїРѕ адресу: <адрес>, стр.1, находятся РІ общей долевой собственности Р¤РРћ4 Рё Р¤РРћ1 (РїРѕ 1/2 доли).
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Москвы издано распоряжение №-РП «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы (Северо-Западный административный округ <адрес>)», в соответствии с которым объекты недвижимого имущества, установленные в приложении к распоряжению, подлежат изъятию для целей строительства транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы.
Р’ том числе, указанные жилой РґРѕРј Рё земельный участок, принадлежащие Р¤РРћ4 Рё Р¤РРћ1, определены Рє изъятию для государственных РЅСѓР¶Рґ <адрес>.
Отчетами РѕР± оценке РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Рё в„–, выполненными независимой оценочной организацией РћРћРћ «КОМПАС» СЃ учетом Рї.1 СЃС‚.11 Закона в„– 43-ФЗ, определена величина убытков, причиненных правообладателям Р¤РРћ1 Рё Р¤РРћ4 изъятием вышеуказанных объектов недвижимости: РІ размере 34341220 СЂСѓР±. каждому.
ДД.РњРњ.ГГГГ РІ адрес Р¤РРћ1 Рё Р¤РРћ4 письмами Р·Р° в„– в„–, соответственно, направлены РЅР° согласование проекты соглашения РѕР± изъятии недвижимого имущества для государственных РЅСѓР¶Рґ <адрес>, СЃ приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости; получены Р¤РРћ1 ДД.РњРњ.ГГГГ, Р¤РРћ4 - ДД.РњРњ.ГГГГ.
РЎСЂРѕРє РЅР° заключение проекта соглашения СЃРѕ стороны Р¤РРћ1 истек ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃРѕ стороны Р¤РРћ4 - ДД.РњРњ.ГГГГ.
В установленный законом срок заключения проекта соглашения со стороны правообладателей в Департамент строительства <адрес> подписанные проекты соглашений не поступили.
РЎСѓРґРѕРј также установлено, что РІ жилом помещении, подлежащем изъятию, РїРѕ месту жительства зарегистрированы: Р¤РРћ4, Р¤РРћ5, Р¤РРћ6, Р¤РРћ1, Р¤РРћ2, Р¤РРћ3
Установив указанные обстоятельства, суд, руководствуясь ст.ст. 6-11, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.ст. 49, 56 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 279 - 282 Гражданского кодекса РФ, ст. 32 Жилищного кодекса РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу о законности заявленных истцом требований об изъятии имущества для государственных нужд.
Удовлетворяя заявленные истцом требования РѕР± изъятии имущества, СЃСѓРґ первой инстанции РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что процедура изъятия выполнена уполномоченными РЅР° то органами государственной власти РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ, РїСЂРё этом учел, что право собственности ответчиков Р¤РРћ4 Рё Р¤РРћ1 зарегистрировано только РІ отношении изымаемых объектов недвижимости.
Поскольку требование РѕР± изъятии жилого помещения СЃСѓРґРѕРј удовлетворено, СЃСѓРґ также пришел Рє выводу РѕР± удовлетворении требований истца Рѕ прекращении права пользования спорным жилым помещением Рё выселении ответчиков Р¤РРћ4, Р¤РРћ5, Р¤РРћ6, Р¤РРћ1, Р¤РРћ2, Р¤РРћ3 РёР· данного помещения.
РЎСѓРґ первой инстанции отклонил РґРѕРІРѕРґС‹ ответчиков Рѕ несогласии СЃ размером предлагаемой истцом денежной компенсации, пришел Рє выводу Рѕ принятии Р·Р° РѕСЃРЅРѕРІСѓ представленных истцом отчетов Рѕ стоимости изымаемого имущества Рё установил размер денежной компенсации, подлежащей выплате Р¤РРћ1 Рё Р¤РРћ4, РІ размере 34341220 СЂСѓР±. каждому.
С выводами суда первой инстанции в части определения стоимости изымаемого имущества апелляционная инстанция не согласилась, изменила решение суда в оказанной части, определив новую стоимость каждой доли: 55 138 552 руб..
В остальном, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, не установил предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, подтверждены исследованными по правилам ст.67 ГПК РФ доказательствами; выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам; нормы материального права определены и применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Оснований для признания в суде кассационной инстанции выводов судебной коллегии незаконными не установлено.
Как следует из части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документация по планировке территории утверждается в целях обеспечения ее устойчивого развития, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков и зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Сформулированные в этой документации параметры развития территории предполагают реализацию подготовленных планов, как правило, в долгосрочной перспективе.
В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абз. 5 (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абз. 10 пп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ, а также транспортнопересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены ч. 7 ст. 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), ст. 6 - 11, 13 и 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 43-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что право на судебную защиту, признаваемое и гарантируемое согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, не подлежит ограничению (статья 17, часть 1; статья 56, часть 3, Конституции Российской Федерации) и предполагает наличие гарантий, позволяющих реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям равенства и справедливости. Суды при рассмотрении конкретных дел обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а отсутствие необходимого правового механизма не может приостанавливать реализацию вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан (постановления от 6 июня 1995 года № 7-П, от 13 июня 1996 года № 14-П, от 28 октября 1999 года № 14-П, от 22 ноября 2000 года № 14-П, от 14 июля 2003 года № 12-П, от 12 июля 2007 года № 10-П, от 31 марта 2015 года № 6-П, от 5 июля 2016 года № 15-П и др.).
Значительное расхождение во времени правовых актов, утвердивших документацию по планировке территории, и правовых актов, предусматривающих изъятие имущества, что имело место в случае заявителей по настоящему делу (апрель 2013 года и апрель 2016 года), может обусловить изменение, в том числе существенное, стоимости принудительно изымаемого недвижимого имущества по сравнению со стоимостью, определенной на день, предшествующий принятию решения об утверждении указанной документации. В подобных ситуациях в случаях изъятия недвижимого имущества в судебном порядке собственники этого имущества при увеличении его стоимости вправе рассчитывать на справедливое изменение размера причитающегося им возмещения. В противном случае было бы поставлено под сомнение само конституционное предписание о предоставлении за отчуждаемое имущество равноценного возмещения.
Вместе с тем на рыночную стоимость изымаемого имущества влияет целый ряд показателей, экономических факторов, подлежащих оценке. Так, ее увеличение может быть обусловлено размещением объекта федерального или регионального значения, в связи с которым осуществляется изъятие недвижимого имущества, в частности, вследствие строительства объектов, улучшающих транспортную доступность, инфраструктурную привлекательность изымаемого имущества и этим повышающих спрос на него. Выплата в данной ситуации собственнику изымаемого в судебном порядке имущества его текущей рыночной стоимости, осуществляемая с учетом совершенствования инфраструктуры прилегающей территории в рамках реализации проекта, в связи с которым возникла необходимость изъятия имущества, означала бы получение таким собственником несправедливой выгоды за счет публичного субъекта и бюджетных средств, израсходованных в целях развития соответствующей местности.
С другой стороны, увеличение рыночной стоимости изымаемого имущества может быть обусловлено объективным - с течением времени - изменением соотношения спроса и предложения в отношении определенных видов имущества или в отношении имущества, расположенного в определенной местности. Поскольку проведение новой рыночной оценки изымаемого имущества без учета влияния размещения объекта федерального или регионального значения, в связи с которым осуществляется изъятие недвижимого имущества, практически неосуществимо, собственнику изымаемого в судебном порядке имущества должна быть предоставлена возможность доказать в суде факт увеличения его рыночной стоимости (рассчитанной на день, предшествующий принятию решения об утверждении документации по планировке территории) с учетом общей динамики цен на аналогичное имущество и получить равноценное возмещение.
Учитывая изложенное, постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П часть 5 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 35 (часть 3), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой по смыслу, придаваемому данной норме правоприменительной практикой, в случае принудительного изъятия недвижимого имущества в судебном порядке для государственных нужд по прошествии значительного времени после принятия решения об утверждении документации по планировке присоединенных к городу Москве территорий, предусматривающей размещение объектов федерального или регионального значения, она не позволяет учитывать возможное изменение рыночной стоимости этого имущества, не связанное с развитием инфраструктуры прилегающей территории в рамках реализации проекта, требующего изъятия этого имущества, и тем самым препятствует предоставлению его собственнику равноценного возмещения.
Как указывает Конституционный Суд РФ, впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений судам при определении стоимости изымаемого недвижимого имущества необходимо руководствоваться его рыночной стоимостью, определенной по правилам части 5 статьи 13 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", индексируемой с учетом динамики рыночной стоимости аналогичных объектов на основании заключения эксперта или же данных - при наличии таковых - о показателях рыночной стоимости в соответствующем сегменте рынка недвижимости, которые подготовлены организациями, осуществляющими на профессиональной основе анализ рынка недвижимости, и не вызывают сомнений с точки зрения правомерности и достоверности использованных методик анализа.
Судебной коллегией на основании материалов дела установлено, что расчет стоимости имущественных прав и права требования компенсации убытков, возникающих у правообладателей в результате изъятия объекта недвижимости, был произведен ООО «КОМПАС» на ДД.ММ.ГГГГ. Установленная цена не учитывает возможное изменение рыночной стоимости этого имущества на дату принятия судом решения об изъятии имущества.
Для разрешения СЃРїРѕСЂР° судебной коллегией РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 79 ГПК Р Р¤ была назначена Рё проведена судебная оценочная экспертиза, согласно заключению которой, стоимость имущественных прав Рё права требования компенсации убытков, упущенной выгоды, возникающих Сѓ Р¤РРћ4 Рё Р¤РРћ1 РІ результате изъятия жилого РґРѕРјР° СЃ кадастровым номером в„–, площадью 84,1 РєРІ.Рј., Р° также земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, площадью 3000 РєРІ.Рј., расположенных РїРѕ адресу: <адрес>, стр. 1, РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ составляет 103 409 294 СЂСѓР±.. Размер проиндексированной стоимости, СЃ учетом динамики рыночной стоимости аналогичных объектов РЅР° дату составления заключения - ДД.РњРњ.ГГГГ, составляет 111 610 546 СЂСѓР±., то есть, РїРѕ 55 805 273 СЂСѓР±. каждому РёР· собственников.
Допрошенный РІ заседании судебной коллегии эксперт Р¤РРћ20 представленное РІ СЃСѓРґ экспертное заключение поддержал, Рё, отвечая РЅР° поставленные перед РЅРёРј РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, указал, что РІ экспертном заключении содержится арифметическая ошибка, допущенная РїСЂРё подсчете СЃСѓРјРјС‹ корректировок.
После исправления указанной арифметической ошибки, стоимость имущественных прав Рё права требования компенсации убытков, упущенной выгоды, возникающих Сѓ Р¤РРћ4 Рё Р¤РРћ1 РІ результате изъятия имущества составляет 102 167 964 СЂСѓР±. Размер проиндексированной стоимости, СЃ учетом динамики рыночной стоимости аналогичных объектов РЅР° дату составления заключения - ДД.РњРњ.ГГГГ, составляет 110 227 104 СЂСѓР±., то есть, РїРѕ 55 138 552 СЂСѓР±.
Оценивая заключение экспертизы, судебная коллегия указала, что экспертиза проведена РІ соответствии СЃ требованиями законодательства, содержит РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРµ описание проведенного исследования, результаты исследования, является последовательной Рё полной. Рксперт имеет необходимые для производства РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ СЂРѕРґР° экспертиз образование Рё квалификацию.
РџСЂРё таких данных, судебная коллегия, руководствуясь изложенными нормами права, учитывая заключение судебной оценочной экспертизы, пришла Рє выводу РѕР± изменении решения СЃСѓРґР° первой инстанции РІ части установления СЃСѓРјРјС‹ денежной компенсации, подлежащей взысканию СЃ ГКУ <адрес> «Управление подготовки территории», Р·Р° изымаемое Сѓ Р¤РРћ4 Рё Р¤РРћ1 имущество, установив её РІ размере РїРѕ 55 138 552 СЂСѓР±. каждому собственнику.
Доводы кассационных жалоб, что суд дал необъективную оценку заключению оценочной экспертизы, направленны на иную оценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Согласно частям 1 Рё 2 статьи 87 ГПК Р Р¤, РІ случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта, СЃСѓРґ может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому Р¶Рµ или РґСЂСѓРіРѕРјСѓ эксперту. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ возникшими сомнениями РІ правильност░░ ░░░»░░ ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░Ђ░°░Ѕ░µ░µ ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░░░Џ, ░Ѕ░°░»░░░‡░░░µ░ј ░ї░Ђ░ѕ░‚░░░І░ѕ░Ђ░µ░‡░░░№ ░І ░·░°░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░░░Џ░… ░Ѕ░µ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░░░… ░Ќ░є░Ѓ░ї░µ░Ђ░‚░ѕ░І ░Ѓ░ѓ░ґ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░Ѕ░°░·░Ѕ░°░‡░░░‚░Њ ░ї░ѕ ░‚░µ░ј ░¶░µ ░І░ѕ░ї░Ђ░ѕ░Ѓ░°░ј ░ї░ѕ░І░‚░ѕ░Ђ░Ѕ░ѓ░Ћ ░Ќ░є░Ѓ░ї░µ░Ђ░‚░░░·░ѓ, ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░№ ░ї░ѕ░Ђ░ѓ░‡░°░µ░‚░Ѓ░Џ ░ґ░Ђ░ѓ░і░ѕ░ј░ѓ ░Ќ░є░Ѓ░ї░µ░Ђ░‚░ѓ ░░░»░░ ░ґ░Ђ░ѓ░і░░░ј ░Ќ░є░Ѓ░ї░µ░Ђ░‚░°░ј.
░џ░Ђ░░ ░Ќ░‚░ѕ░ј, ░Ѕ░°░·░Ѕ░°░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ї░ѕ░І░‚░ѕ░Ђ░Ѕ░ѕ░№ ░Ќ░є░Ѓ░ї░µ░Ђ░‚░░░·░‹ ░Џ░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░ї░Ђ░°░І░ѕ░ј ░Ѓ░ѓ░ґ░°, ░° ░Ѕ░µ ░µ░і░ѕ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ░Ћ.
░”░ѕ░І░ѕ░ґ░‹ ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░¶░°░»░ѕ░± ░ѕ ░Ѕ░µ░Ѓ░ѕ░і░»░°░Ѓ░░░░ ░Ѓ ░ѕ░†░µ░Ѕ░є░ѕ░№ ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░░ ░І░‹░І░ѕ░ґ░°░ј░░ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░І ░ї░ѕ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°░ј ░ґ░µ░»░°, ░Ѕ░µ ░ј░ѕ░і░ѓ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░‹ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ░ј ░ґ░»░Џ ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░‹ ░І ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░№, ░ї░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░І ░Ѓ░░░»░ѓ ░‡. 3 ░Ѓ░‚. 390 ░“░џ░љ ░ ░¤ ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░ѕ░±░‰░µ░№ ░Ћ░Ђ░░░Ѓ░ґ░░░є░†░░░░ ░Ѕ░µ ░І░ї░Ђ░°░І░µ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░°░І░»░░░І░°░‚░Њ ░░░»░░ ░Ѓ░‡░░░‚░°░‚░Њ ░ґ░ѕ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°, ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░µ ░Ѕ░µ ░±░‹░»░░ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░‹ ░»░░░±░ѕ ░±░‹░»░░ ░ѕ░‚░І░µ░Ђ░і░Ѕ░ѓ░‚░‹ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░░»░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░.
░’ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░‡.1 ░Ѓ░‚. 379.6 ░“░џ░љ ░ ░¤, ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░ѕ░±░‰░µ░№ ░Ћ░Ђ░░░Ѓ░ґ░░░є░†░░░░ ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ђ░Џ░µ░‚ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░№, ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░‹░… ░Ѓ░ѓ░ґ░°░ј░░ ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░№ ░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░№, ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░°░І░»░░░І░°░Џ ░ї░Ђ░°░І░░░»░Њ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░ї░Ђ░░░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░░ ░‚░ѕ░»░є░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј ░ј░°░‚░µ░Ђ░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░° ░░ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░° ░ї░Ђ░░ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░ґ░µ░»░° ░░ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░░ ░ѕ░±░¶░°░»░ѓ░µ░ј░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ, ░І ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░°░… ░ґ░ѕ░І░ѕ░ґ░ѕ░І, ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░…░Ѓ░Џ ░І ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░¶░°░»░ѕ░±░µ, ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░░░░, ░µ░Ѓ░»░░ ░░░Ѕ░ѕ░µ ░Ѕ░µ ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░ѕ ░Ѕ░°░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‰░░░ј ░љ░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░ѕ░ј.
░џ░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░ј░░ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░Џ░ј░░ ░Ѕ░µ ░ґ░ѕ░ї░ѓ░‰░µ░Ѕ░ѕ ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░№ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј ░ј░°░‚░µ░Ђ░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░»░░ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░°, ░° ░І░‹░І░ѕ░ґ░‹ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░І ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‚ ░„░°░є░‚░░░‡░µ░Ѓ░є░░░ј ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°░ј ░ґ░µ░»░°, ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ґ░»░Џ ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░‹ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░°░є░‚░ѕ░І ░ї░ѕ ░ґ░ѕ░І░ѕ░ґ░°░ј ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░Ѕ░µ ░░░ј░µ░µ░‚░Ѓ░Џ.
░Ґ░ѕ░ґ░°░‚░°░№░Ѓ░‚░І░ѕ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░ѕ░І ░ѕ ░ї░Ђ░░░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░░ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ґ░ѕ░Ђ░ѕ░€░µ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░њ░ѕ░Ѓ░є░І░‹ ░ѕ░‚ 18 ░ґ░µ░є░°░±░Ђ░Џ 2018 ░і░ѕ░ґ░° ░І ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░Ѓ░‚.379.3 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Ћ ░Ѕ░µ ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░░░‚.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░Џ░ј░░ 379.6, 390, 390.1 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░°░Џ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Џ
░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░░░»░°:
░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ґ░ѕ░Ђ░ѕ░€░µ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ ░І ░Ђ░µ░ґ░°░є░†░░░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░░ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░њ░ѕ░Ѓ░є░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ ░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░░ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░њ░ѕ░Ѓ░є░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░Њ ░±░µ░· ░░░·░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ, ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░¤░░ћ1, ░¤░░ћ2, ░¤░░ћ3, ░¤░░ћ4, ░¤░░ћ5, ░¤░░ћ6 ░Ђ“ ░±░µ░· ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ.
░’ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░…░ѕ░ґ░°░‚░°░№░Ѓ░‚░І░° ░¤░░ћ1, ░¤░░ћ2, ░¤░░ћ3, ░¤░░ћ4, ░¤░░ћ5, ░¤░░ћ6 ░І ░ї░Ђ░░░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░░ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ґ░ѕ░Ђ░ѕ░€░µ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№: ░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░Њ.
░Ў░ѓ░ґ░Њ░░: ░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░░.
░љ░ѕ░ї░░░Џ ░І░µ░Ђ░Ѕ░°.
░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ
░’░‚░ѕ░Ђ░ѕ░і░ѕ ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░±░‰░µ░№ ░Ћ░Ђ░░░Ѓ░ґ░░░є░†░░░░ ░¤░░ћ21