п.Медведево 19 сентября 2022 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Гавриловой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Федотовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о.прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в защиту прав неопределенного круга лиц, к администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности построить автомобильную дорогу и организовать водоснабжение населения,
УСТАНОВИЛ:
И.о.прокурора Медведевского района Республики Марий Эл обратился в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, в котором просил обязать ответчика обеспечить земельные участки, предоставленные в собственность гражданам,имеющим трех и более детей, на ..., автомобильной дорогой в течении шести месяцев смомента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Медведевского муниципального района обеспечить земельные участки, предоставленные в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на ... муниципального района системой холодного водоснабжения либо обеспечить подвоз питьевой воды.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Медведевского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о водоснабжении населения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Медведевского муниципального района.В ходе проверки установлено, что администрацией Кундышского сельского поселения как мера социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей, в 2016 году были предоставлены земельные участки по ... муниципального района.На момент проверки на ... муниципального района отсутствуют дорога и система водоснабжения.
В судебном заседании помощник прокурора Медведевского района Республики Марий Эл Назаров А.А. заявленные требования поддержал, дал суду пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, полагал возможным увеличение заявленного срока на два месяца.
Представители ответчика администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл Безденежных О.Н., Гарипов Д.Г., представитель третьего лица Кундышской сельской администрации Мимеева А.П. просили предоставить срок для исполнения решения суда до
01 января 2024 года.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 7 Конституции РФ закрепляет, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт "а" пункта 2).
В силу ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со ст. 39.5ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставленияземельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии счастью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Из статей 1, 7, 72 и 133 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих те или иные публичные обязанности, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им финансовой помощи целевого характера со стороны Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2012 года N 389-О-О).
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 39.19 ЗК РФ, Законом Республики Марий Эл от 27 февраля 2015 г. № 3-З «О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл», постановлением администрации муниципального образования «Кундышскоесельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл от 13апреля 2016 года № 86 «О формировании целевого земельного фонда», гражданам, имеющим трех и более детей, администрацией муниципального образования «Кундышское сельское поселение» были предоставлены как мера социальной поддержки из целевого земельного фонда земельные участки,имеющие местоположение: ..., в собственность бесплатно.
21 марта 2022 года прокуратурой Медведевского района главе администрации Медведевского муниципального района было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в связи с тем, что ответчиком не принимаются действенные меры, направленные на организацию водоснабжения, а также на обустройство автомобильной дороги по ....
Во исполнение представления ответчиком направлена заявка о необходимости включения в бюджет сумм расходов на строительство дороги в соответствии с локальным сметным расчетом.
Согласно ответу главы Медведевского муниципального района в настоящее времяв условиях сбалансированности бюджета Кундышского сельского поселения по доходам и расходам, а также в связи с отсутствием свободных доходных источников, подлежащих распределению, выделить дополнительные бюджетные ассигнования возможности не имеется.Возможность увеличения расходной части бюджета и выделенияденежных средств на строительство дорога и прокладку водопроводной трубы будет рассмотрена в ходе анализа фактического поступления доходов в бюджет Кундышского сельского поселения.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Проведенной прокуратурой Медведевского района проверкой установлено, что на ... муниципального района дорога и система водоснабжения отсутствует, в связи с чем прокурор обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Данный факт стороной ответчика не оспаривается, подтверждается материалами дела.
Согласно возражениям ответчика срок, заявленный прокурором, не достаточен для исполнения решения суда.
В силу ст. 37Федерального закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 18).
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) признается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Из содержания п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз. 2 и 4 п. 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Согласно п.2 ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание доводы ответчика, приведенные в отзыве на исковое заявление о том, что расходной частью бюджета расходы по строительству дорожного полотна, а также строительства водопровода не предусмотрены, в настоящее время в условиях сбалансированности бюджета по доходам и расходам, а также в связи с отсутствием свободных доходных источников, подлежащих распределению, выделить дополнительные бюджетные ассигнования возможности не имеется, возможность увеличения расходной части бюджета и выделения денежных средств на строительство дороги и прокладку водопроводной трубы будет рассмотрена в ходе анализа фактического поступления доходов в бюджет, учитывая, что для исполнения решения необходимо время, суд полагает, что заявленный прокурором срок является недостаточным для исполнения заявленных требований. В связи с этим полагает возможным установить для ответчика срок исполнения решения суда до 01 января 2024 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявлениеи.о.прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в защиту прав неопределенного круга лиц, к администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл (идентификационный номер налогоплательщика 1207002292) о возложении обязанности построить автомобильную дорогу и организовать водоснабжение населения удовлетворить.
Обязать администрацию Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в срок до 01 января 2024 года обеспечить земельные участки, предоставленные в собственность гражданам,имеющим трех и более детей, на ..., автомобильной дорогой и системой холодного водоснабжения либо обеспечить подвоз питьевой воды.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Гаврилова
Мотивированное решение составлено 26 сентября 2022 года.