Дело №2-650/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2012 года
Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Макарова В.П.,
при секретаре Максимовских Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Васильева Д.А. к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и Архитектуры Свердловской области, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Администрации города Каменск-Уральский, о предоставлении жилого помещения и заключении договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Каменска-Уральского обратился в суд с иском в интересах Васильева Д.А., (дата) года рождения, к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры <адрес>, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Администрации г. Каменска-Уральского о возложении обязанности по приобретению жилого помещения и предоставления его Васильеву Д.А. на праве социального найма. В обоснование исковых требований указал, что Васильев Д.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы г. Каменска-Уральского № от (дата), Васильев Д.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, во внеочередной список по предоставлению жилого помещения, как оставшийся без попечения родителей и не имеющий закрепленного жилого помещения. (дата), Васильев Д.А. закончил обучение в <данные изъяты> после чего у него возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения. Однако до настоящего времени жилое помещение в соответствии с требованиями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Васильеву Д.А. не предоставлено, чем нарушаются его права и законные интересы.
Прокурор просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального строительства» приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, в черте города Каменска-Уральского с последующей передачей жилого помещения в муниципальную собственность для предоставления по договору социального найма Васильеву Д.А. Обязать Администрацию г. Каменска-Уральского предоставить Васильеву Д.А. приобретенное за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение в черте города Каменска-Уральского, с последующим заключением договора социального найма.
В судебном заседании представитель прокурора г. Каменска-Уральского Матвеев С.О. на исковых требованиях настаивает в полном объеме, доводы изложенные в исковом заявлении поддержал полностью, пояснив, что Васильеву Д.А., в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» должно быть предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке.
Истец Васильев Д.А. просит иск прокурора удовлетворить, обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке. В настоящее время он вынужден арендовать жилое помещение, т.к. по месту регистрации, по адресу: <адрес> проживать невозможно.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом и в срок.
В отзыве направленном в суд просит рассмотреть гражданское дело без их участия, указав, что возражают против заявленных требований. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения за счет средств областного бюджета», обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которого является Министерство строительства и Архитектуры Свердловской области.
Средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственной учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, формируются органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям-сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течении 10 рабочий дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием с органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
В иске к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области просят отказать, т.к. обеспечение жильем будет произведено при условии постановки на учет для получения жилья в администрации муниципального образования, без судебного решения.
Представитель ответчика, Администрации г. Каменска-Уральского в судебное заседание не явился. В отзыве направленном в суд просит рассмотреть гражданское дело без их участия.
В удовлетворения иска просит отказать, считая себя ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.
Представитель ответчика, Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, в отзыве направленном в суд с исковыми требованиями прокурора г. Каменска-Уральского не согласны, указав, что для предоставления жилого помещения Васильеву Д.А. необходимы доказательства отсутствие у него каких-либо иных жилых помещений, право на которые он приобрел ранее.
Представитель ответчика Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом и в срок.
В отзыве направленном в суд просит рассмотреть гражданское дело без участия их представителя.
Представитель третьего лица, Органа по опеке и попечительству ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району», в судебное заседание не явился, в заявлении поданном в суд просит рассмотреть гражданское дело без их участия, исковые требования прокурора поддерживают.
Выслушав представителя прокурора г. Каменска-Уральского, Васильева Д.А., исследовав письменные материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствий с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих, наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
При этом к категорий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона).
Таким образом, федеральное законодательство прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 50, ч. 5, 6 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры.
В соответствии с Постановлением Главы г. Каменска-Уральского № 599 от 11.06.2009 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский, п. 2, - норма предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский установлена в размере – однокомнатной квартиры, но не более 33 кв.м. общей площади – на семью из одного человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. ст. 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Установлено, что Васильев Д.А. относится к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты>
Постановлением Главы администрации г. Каменска-Уральского от (дата) №, Васильев Д.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, во внеочередной список по предоставлению жилого помещения.
Отсутствие у Васильева Д.А. какого-либо иного жилого помещения на условиях социального найма, в том числе в порядке закрепления жилья при установлении опеки, сторонами не оспорено, а кроме того подтверждается сведениями, поступившими из Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области и БТИ г. Каменска-Уральского.
Наличие у Васильева Д.А. койко-место в общежитии по адресу: <адрес>, не может быть признано для него постоянным местом жительства и не свидетельствует о его праве на данное жилое помещение.
Все представленные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости доказательств, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду прийти к выводу о том, что после окончания Васильевым Д.А., (дата), <данные изъяты> у него возникло право, а у Администрации г. Каменска-Уральского, соответственно, обязанность предоставить Васильеву Д.А. жилое помещение во внеочередном порядке, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, установлено и не оспаривается ответчиками, Васильеву Д.А. жилое помещение не предоставлено, что привело к нарушению его прав, гарантированных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» иной порядок предоставления жилья указанной категории граждан - не предусмотрен.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05.02.2001 № 250-О-П, абзац 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных, социальных, нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерацииs либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП, в 2011-2015 годах, на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению жилья для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений на территории Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Прокурором г. Каменска-Уральского требований о предоставлении Васильеву Д.А., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилого помещения по договору социального найма, и обязанность по приобретению жилья за счет средств областного бюджета суд возлагает на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального строительства», а обязанность предоставить жилье, приобретенное за счет средств областного бюджета, суд возлагает на Администрацию г. Каменска-Уральского.
Принимая во внимание Постановление Главы г. Каменска-Уральского № от (дата) «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский», в соответствии с которым установлена норма предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский в размере – однокомнатной квартиры, но не более 33 кв.м. общей площади – на семью из одного человека, суд приходит к выводу о том, что Васильеву Д.А. должно быть приобретено и предоставлено жилье в соответствии с установленной нормой, с последующим заключением с ним Администрацией г. Каменска-Уральского договора социального найма.
Доводы представителей ответчиков в отзывах о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по гражданскому делу, не соответствуют закону. Для реализации права детей-сирот на получение жилья действующим законодательством предусмотрен правовой механизм, включающий в себя выполнение каждым из указанных органов юридически значимых действий в пределах компетенции.
Руководствуясь ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: