РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 июня 2024 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ниловой Е.В.,
при секретаре Казувовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2019/2024 по исковому заявлению Катаева Александра Сергеевича, Катаевой Валентины Евгеньевны к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры, Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» о признании жителями города Херсона и части Херсонской области, покинувшими место постоянного проживания, соответствующими порядку предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании решения, государственного жилищного сертификата, приказа о перечислении социальной выплаты гражданам действительными, признании недействительным приказа об отмене ранее принятых решений, об обязании принять заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, решение об одобрении заявки на предоставление финансовой поддержки, о перечислении денежных средств по заявке на предоставление финансовой поддержки,
установил:
Катаев Александр Сергеевич, Катаева Валентина Евгеньевна обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры, Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» об оспаривании отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истцам были выданы государственные жилищные сертификаты о предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения в г.Геническ, Херсонской области, РФ: Катаев А.С. сертификат №95-479854 от 02.05.2023, Катаева В.Е. сертификат №95-045052 от 02.05.2023.
15.11.2023 между истцами и ФИО5 был заключен договор купли-продажи жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес>, общей площадью 43,8 кв.м.
24.11.2023 истцами в Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры были поданы заявления на перечисление денежных средств по указанным выше государственным жилищным сертификатам.
11.12.2023 сотрудником Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры было сообщено о том, что в отношении истцов, принято решение о предоставлении социальных выплат по сертификатам, заявка сформирована и направлена в ППК «Фонд развития территорий» в г. Москва.
20.12.2023 от ППК «Фонд развития территорий» получены уведомления о том, что заявки на предоставление финансовой поддержки сформированы и поданы в Фонд и в случае отсутствия замечаний будут направлены на формирование платёжных поручений и перечисления денежных средств в Бюджет ХМАО-Югры.
13.02.2024 сотрудником Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры было сообщено о том, что в отношении истцов Департаментом приняты новые решения об отмене ранее принятых решений о предоставлении социальных выплат в связи с тем, что в соответствии с заявлениями о перечислении социальных выплаты и приложенными документами местом жительства истцов является город Сургут, факт покидания места постоянного проживания в г. Херсоне и части Херсонской области и прибытия на иные территории Российской Федерации после 24 февраля 2022 года не подтвержден.
Обращают внимание, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 Перечня населённых пунктов, город Новая Каховка, относится к населенным пунктам Херсонской области в целях реализации мер поддержки граждан, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1876.
Истцы выехали из г. Новая Каховка, Херсонской области 12.10.2023 частным транспортом в г. Симферополь, Республики Крым через КПП «Армянск» в Херсонской области.
13.10.2023 истцы выехали железнодорожным транспортом из г. Симферополь к месту постоянного проживания в г. Сургут, ХМАО-Югры.
Факт постоянного проживания истцов в г. Новая Каховка, Херсонской области до даты выезда, подтверждён документами выданными органами государственной власти Украины и справками с места жительства, выданные Новокаховской военно-гражданской администрацией Херсонской области России (паспортами граждан Украины с отметкой о регистрации по месту жительства, документы подтверждающие право собственности).
С учетом изложенного, истцы просят суд: 1) признать Катаева А.С., Катаеву В.Е. соответствующими целям, условиям и порядку предоставления ППК «Фонд развития территорий» финансовой поддержки бюджету субъекта Российской Федерации (ХМАО-Югра), за счет средств Фонда на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилого помещения на основании выданных государственных жилищных сертификатов: №95-479854 и №95-045052 от 02.05.2023; 2) признать Катаева А.С., Катаеву В.Е. жителями города Херсона и части Херсонской области, покинувшими место постоянного проживания и прибывшими на иные территории Российской Федерации в город Сургут ХМАО-Югры на постоянное место жительства; 3) признать решение «О предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения» Министерства труда и социальной защиты Херсонской области и выданный на его основе Государственный жилищный сертификат от 02.05.2023 №95-479854 на имя Катаева А.С. действительным с даты первоначального принятия, то есть с 02.05.2023 года; 4) признать решение «О предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения» Министерства труда и социальной защиты Херсонской области и выданный на его основе Государственный жилищный сертификат от 02.05.2023 №95-045052 на имя Катаевой В.Е. действительным с даты первоначального принятия, то есть с 02.05.2023 года; 5) признать недействительным приказ Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры «Об отмене ранее принятых решений» от 26.12.2023 № 831-П; 6) приказ Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры от 04.12.2023 №782-п «О перечислении социальной выплаты гражданам, покинувшим место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, в соответствии с мероприятием «Предоставление гражданам, покинувшим город Херсон и часть Херсонской области, избравшим место проживания в Ханты - Мансийском автономном округе-Югре, социальной выплаты на приобретение жилого помещения» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», признать действительным с даты его вынесения, то есть с 04.12.2023 года; 7) обязать Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры принять заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, вместе с комплектом документов, предусмотренным Правилами на предоставление социальных выплат гражданам, вынужденно покинувшим город Херсон и часть Херсонской области и избравшим место проживания в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, сформировать и подать заявку на предоставление финансовой поддержки, включающей данные о Государственном жилищном сертификате от 02.05.2023 года №95-045052, выданного на имя Катаевой В.Е. и включающей данные о Государственном жилищном сертификате от 02.05.2023 года №95-479854, выданному на имя Катаева А.С. в ППК «Фонд развития территорий» без проведения новой проверки, дополнительной проверки, с момента вынесения решения суда; 8) обязать ППК «Фонд развития территорий», принять решение об одобрении заявки на предоставление финансовой поддержки, включающей данные о Государственном жилищном сертификате от 02.05.2023 №95-045052, выданного на имя Катаевой В.Е. и включающей данные о Государственном жилищном сертификате от 02.05.2023 года №95-479854, выданному на имя Катаева А.С. с момента вынесения решения суда; 9) обязать Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры перечислить денежные средства на расчетный счет продавца по заявке на предоставление финансовой поддержки, включающей данные о Государственном жилищном сертификате от 02.05.2023 №95-045052, выданного на имя Катаевой В.Е. и включающей данные о Государственном жилищном сертификате от 02.05.2023 №95-479854, выданному на имя Катаева А.С., в течение трёх рабочих дней с момента их поступления на счет управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения (квартиры), заключенным между покупателями: Катаев А.С., Катаева В.Е. и продавцом - ФИО8 находящегося по адресу<адрес>, общей площадью 43,8 кв.м, кадастровый номер: №; решение принять к немедленному исполнению.
Истцы, ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения искового заявления, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не сообщили. Истцы просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры представил суду письменные возражения, в которых просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
ППК «Фонд развития территорий» представил суду письменные возражения, в которых просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Катаев А.С. с 14.11.2001, Катаева В.Е. с 18.05.1997 зарегистрированы (прописаны) по адресу: <адрес>.
Катаеву А.С., Катаевой В.Е. были выданы государственные жилищные сертификаты о предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения в г.Геническ, Херсонской области, РФ: сертификат №95-479854 от 02.05.2023 и сертификат №95-045052 от 02.05.2023 соответственно.
Указанные сертификаты выданы Министерством труда и социальной политики Херсонской области на погашение задолженности по договору купли-продажи жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес>, общей площадью 43,8 кв.м., заключенному 15.11.2023 истцами с ФИО5
Приказом Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры от 04.12.2023 № 782-п «О перечислении социальной выплаты гражданам, покинувшим место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, в соответствии с мероприятием «Предоставление гражданам, вынужденно покинувшим город Херсон и часть Херсонской области и избравшим место проживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, социальной выплаты на приобретение жилого помещения» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы» принято решение о перечислении социальной выплаты.
На основании письма ППК «Фонд развития территории» от 18.12.2024 о результатах мониторинга данных, размещенных в автоматизированной информационной системе Фонда, Департаментом строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры осуществлен анализ принятых решений о перечислении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, по которым перечисление не осуществлялось, на предмет соответствия критериям, указанным в п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 1876, или требованиям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 4 Правил.
Приказом Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры от 26.12.2023 № 831-п «Об отмене ранее принятых решений» решение по результатам рассмотрения заявлений на предоставление жилищных сертификатов Министерства труда и социальной политики Херсонской области от 02.05.2023 в отношении Катаева А.С. и Катаевой В.Е. отменено, приказ Департамента № 782-п признан недействительным.
Основанием для отмены решения послужило выявление несоответствия Катаева А.С. и Катаевой В.Е. критериям, указанным в подпунктах «а», «в» пункта 2 Правил.
Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 №1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г.Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации» утверждены Правила предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г.Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г.Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.
Согласно Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г.Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства (далее также Правила), настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» (далее - Фонд) финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств Фонда на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений (далее - социальная выплата) на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат), подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям г.Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства (далее - граждане) (п.1).
Согласно пункту 2 Правил мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев:
а) граждане после 24 февраля 2022 года покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства;
б) граждане до 1 декабря 2023 года (включительно) подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата;
в) граждане по состоянию на 24 февраля 2022 года были зарегистрированы по месту жительства на территории г. Херсона или части Херсонской области, указанной в подпункте «а» настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;
г) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке;
д) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, пунктом 2 Правил установлена обязательная совокупность критериев, которым должен соответствовать гражданин для получения установленных Правилами мер поддержки.
В силу п.3 Правил, мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, включают:
а) предоставление гражданам единовременных выплат на обзаведение имуществом в размере 100 тыс. руб.;
б) предоставление гражданам социальных выплат.
Согласно п.4 Правил, порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и предусматривает:
а) возможность использования социальной выплаты для приобретения одного или нескольких жилых помещений на первичном или вторичном рынках жилья на территории Российской Федерации у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких). Жилое помещение (жилые помещения) должно отвечать требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек).
Общая площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
б) необходимость подтверждения гражданами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, факта постоянного проживания в г.Херсоне или части Херсонской области следующими документами:
документы, удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении для детей до 14 лет). При этом к членам семьи гражданина, указанного в пункте 2 настоящих Правил, относятся супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также родители и другие лица, находящиеся на иждивении гражданина (супруга, супруги) и проживающие совместно с ними;
документ, удостоверяющий факт регистрации по месту жительства в г.Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи в любой период до 13 октября 2022 года, в том числе выданный компетентным органом Украины не позднее 13 октября 2022 года либо компетентным органом Херсонской области, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, карточка прописки, адресная справка, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр, документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в г.Херсоне или части Херсонской области, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в г.Херсоне или части Херсонской области, либо иной документ, содержащий указанные сведения. При этом местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей место жительства детей определяется по соглашению родителей.
Документы, указанные в абзаце третьем настоящего подпункта, составленные на украинском языке, представляются с переводом на русский язык, оформляемым в простой письменной форме;
в) организацию предоставления гражданам сертификатов в бумажном или электронном виде многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг или исполнительными органами субъекта Российской Федерации;
г) рассмотрение заявлений граждан в течение 10 рабочих дней, а в случае, предусмотренном пунктом 5 настоящих Правил, или при рассмотрении заявлений граждан коллегиальным органом, образованным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, в течение 20 рабочих дней;
При рассмотрении заявлений граждан проверке подлежат в том числе сведения об отсутствии у гражданина и членов его семьи регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 24 февраля 2022 года, а также о дате убытия гражданина с места постоянного проживания в г.Херсоне или части Херсонской области. Такая проверка проводится, в частности, путем направления запросов в государственные органы, осуществляющие регистрационный учет граждан по месту жительства на территории Российской Федерации, в иные органы государственной власти;
д) обработку заявлений граждан с использованием автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» (далее - система) в установленном Фондом порядке;
е) условие о перечислении социальной выплаты после государственной регистрации в установленном порядке права собственности гражданина на приобретаемое с использованием сертификата жилое помещение;
е(1)) условие о перечислении единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты гражданину при наличии у него и членов его семьи гражданства Российской Федерации;
ж) однократность предоставления гражданину социальной выплаты, единовременной выплаты на обзаведение имуществом. При этом требование о документальном подтверждении гражданином использования единовременной выплаты на обзаведение имуществом не устанавливается;
з) порядок аннулирования ранее выданного гражданину сертификата и выдачи нового сертификата в случае, если гражданин, получивший сертификат, впоследствии принимает решение о выборе в качестве постоянного места жительства иного субъекта Российской Федерации, отличного от указанного в сертификате, включая расчет размера социальной выплаты в этом случае по состоянию на дату выдачи аннулируемого сертификата. Такой порядок должен предусматривать возможность одновременного осуществления совокупности операций по аннулированию ранее выданного гражданину сертификата, выдаче нового сертификата и осуществлению выплаты по нему на основании заявления гражданина об осуществлении социальной выплаты.
В случае подачи гражданином заявления об осуществлении социальной выплаты на основании сертификата, выданного в другом субъекте Российской Федерации, такое заявление считается одновременно заявлением на получение нового сертификата и отказом от сертификата, выданного в другом субъекте Российской Федерации.
Ранее выданный сертификат аннулируется с момента внесения в систему сведений о выдаче гражданину нового сертификата.
При выдаче нового сертификата взамен аннулируемого сертификата проверка соответствия гражданина и членов его семьи, включенных в аннулируемый сертификат, критериям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 2 настоящих Правил, в том числе в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящих Правил, не осуществляется, и повторное представление документов, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, в отношении указанных граждан не требуется;
и) порядок аннулирования ранее выданного гражданину сертификата и выдачи нового сертификата в случае его смерти и (или) смерти членов его семьи, включая расчет размера социальной выплаты в этом случае по состоянию на дату выдачи нового сертификата;
к) порядок аннулирования ранее выданного сертификата и выдачи нового сертификата в случае включения в новый сертификат членов семьи, которыми или в отношении которых заявление ранее не подавалось, включая расчет размера социальной выплаты в этом случае по состоянию на дату выдачи аннулируемого сертификата;
л) условие о праве гражданина повторно подать заявление о предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) социальных выплат после устранения причин, послуживших основанием для принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения об отказе в предоставлении гражданину соответствующих выплат, или после принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения об отмене ранее принятого решения о предоставлении гражданину таких выплат;
м) порядок принятия решения об отмене ранее принятого решения о предоставлении гражданину единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) социальных выплат до их перечисления, в том числе в случае выявления несоответствия критериям, указанным в пункте 2 настоящих Правил.
Субъект Российской Федерации, в котором гражданин подал заявление на получение нового сертификата и на отказ от ранее выданного сертификата (с указанием реквизитов такого сертификата), информирует с использованием системы субъект Российской Федерации, в котором гражданину ранее был выдан сертификат, об отказе гражданина от ранее выданного сертификата (с приложением в электронной форме такого заявления) (п.4.1).
В случае отсутствия у граждан выданных компетентным органом Украины, либо Херсонской области, либо Российской Федерации до 13 октября 2022 года документов, содержащих сведения об их проживании в г.Херсоне или части Херсонской области до 13 октября 2022 года, уполномоченный исполнительной орган субъекта Российской Федерации направляет запрос в уполномоченный орган Херсонской области с целью подтверждения проживания гражданина, членов его семьи на территории г. Херсона или части Херсонской области. Принятие решений о подтверждении факта постоянного проживания гражданина, членов его семьи на территории г.Херсона или части Херсонской области может осуществляться коллегиальным органом, образованным Губернатором Херсонской области (временно исполняющим обязанности Губернатора Херсонской области) (п.5 Правил).
Порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, устанавливаемый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не может предусматривать требований, не предусмотренных настоящими Правилами (п.5.1. Правил).
Коллегиальный орган, образованный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, вправе принимать решения о предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) социальных выплат, о перечислении средств социальных выплат, а также об отмене ранее принятого уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации решения о предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) социальных выплат до их перечисления или об отказе в предоставлении указанных выплат в случаях выявления у гражданина отсутствия права на получение социальных выплат или наличия права на получение социальных выплат в меньшем размере (п.5.2. Правил).
В силу п.6 Правил, предоставление финансовой поддержки Фондом осуществляется при соблюдении следующих условий:
а) наличие решения высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации о реализации мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат гражданам, покинувшим г.Херсон и часть Херсонской области;
б) наличие расчета финансовой потребности в средствах Фонда в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил и представление документов, подтверждающих этот расчет, в том числе планируемые и (или) фактически понесенные расходы на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом, социальных выплат;
в) заключение с Фондом соглашения, предусматривающего в том числе:
возможность расходования предоставленных Фондом средств на осуществление единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат;
обязательство субъекта Российской Федерации обеспечить включение информации, предусмотренной настоящими Правилами, в систему и представление такой информации в порядке, установленном Фондом;
порядок перечисления финансовой поддержки, предоставляемой за счет средств Фонда.
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 25.11.2022 № 632-п «О предоставлении гражданам, покинувшим город Херсон и часть Херсонской области, и избравшим место проживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, единовременной выплаты на обзаведение имуществом, социальных выплат на приобретение жилого помещения» утвержден Порядок предоставления гражданам, покинувшим город Херсон и часть Херсонской области и избравшим место проживания в автономном округе, социальной выплаты на приобретение жилого помещения (далее - Порядок).
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2022 года №632-п «О предоставлении гражданам, покинувшим город Херсон и часть Херсонской области и избравшим место проживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, единовременной выплаты на обзаведение имуществом, социальной выплаты на приобретение жилого помещения» утвержден Порядок предоставления гражданам, покинувшим город Херсон и часть Херсонской области и избравшим место проживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, социальной выплаты на приобретение жилого помещения (далее также Порядок).
Согласно п.1 Порядка, Порядок устанавливает процедуру и условия предоставления в 2022 - 2023 годах гражданам, покинувшим город Херсон и часть Херсонской области и избравшим место проживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - граждане, автономный округ), социальной выплаты на приобретение жилого помещения (далее - социальная выплата).
Социальная выплата предоставляется на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата (далее - сертификат), подтверждающего право гражданина на социальную выплату, за счет средств финансовой поддержки публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее - Фонд), предоставленной автономному округу в соответствии с заключенным соглашением.
В силу п.2 Порядка, социальные выплаты предоставляются для приобретения одного или нескольких жилых помещений по договору купли-продажи на первичном или вторичном рынках жилья в Российской Федерации у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких). Жилое помещение (жилые помещения) должно соответствовать требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек).
Пунктом 3 Порядка установлено, что уполномоченным исполнительным органом автономного округа на предоставление социальных выплат является Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса автономного округа (далее - уполномоченный орган).
Согласно п.5. Порядка, социальная выплата предоставляется гражданам, отвечающим на момент обращения за ней совокупности следующих требований:
граждане покинули место постоянного проживания в городе Херсоне и части Херсонской области (населенные пункты Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года №3099-р) и избрали место проживания в автономном округе;
граждане подали заявление о предоставлении социальной выплаты (далее - заявление) по форме, утвержденной уполномоченным органом, лично либо через представителя.
Для получения социальной выплаты гражданин или его представитель представляет в уполномоченный орган либо в автономное учреждение автономного округа «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Югры» (далее - МФЦ) заявление и документы, указанные в подпунктах 9.1, 9.4 пункта 9 Порядка (п.6 Порядка).
Днем обращения гражданина или его представителя за предоставлением социальной выплаты является дата регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в день их поступления в уполномоченный орган (п.8 Порядка).
Согласно п.9 Порядка, решение о предоставлении социальной выплаты (об отказе в ее предоставлении) принимает уполномоченный орган на основании заявления и следующих документов (сведений):
9.1. Документы (в том числе срок действия которых истек), удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, паспорт гражданина СССР образца 1974 года (для лиц, не имеющих других документов, удостоверяющих личность), вид на жительство лица без гражданства на Украине, временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, выданное лицу, не имеющему других документов, удостоверяющих гражданство и личность гражданина Украины, или иные документы (в том числе срок действия которых истек), удостоверяющие личность, в том числе выданные органами публичной власти Херсонской области, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины, подтверждающие гражданское состояние). При этом к членам семьи гражданина, указанного в пункте 5 Порядка, относятся супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также родители и другие лица, находящиеся на иждивении гражданина (супруга, супруги) и проживающие совместно с ними.
9.2. Документ, удостоверяющий факт регистрации по месту жительства в городе Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи в любой период до 13 октября 2022 года, в том числе выданный компетентным органом Украины не позднее 13 октября 2022 года либо компетентным органом Херсонской области, а именно: документ, предусмотренный подпунктом 9.1 настоящего пункта, содержащий отметку о регистрации по месту жительства; выписка из домовой книги; карточка прописки; адресная справка; справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте; выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства; справка о внесении сведений в этот реестр; документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в городе Херсоне или части Херсонской области, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в городе Херсоне или части Херсонской области, либо иной документ, содержащий указанные сведения, либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество в городе Херсоне или части Херсонской области, с приложением объяснения гражданина, подтверждающего факт постоянного проживания в городе Херсоне или части Херсонской области, в случае если у такого гражданина документ, удостоверяющий факт его постоянного проживания на указанных территориях, отсутствует. При этом местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в городе Херсоне или части Херсонской области, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей место жительства детей определяется по соглашению родителей.
9.3. Сведения о месте жительства гражданина в автономном округе.
Согласно п.10 Порядка, документы и сведения, указанные в подпунктах 9.2 - 9.3 пункта 9 Порядка, в том числе документы, выданные компетентным органом Украины, либо Херсонской области, либо Российской Федерации до 13 октября 2022 года, содержащие сведения о проживании граждан в городе Херсоне или части Херсонской области до 13 октября 2022 года, уполномоченный орган запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа в течение 1 рабочего дня с даты регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в уполномоченном органе.
Гражданин вправе представить документы и сведения, указанные в подпунктах 9.2 - 9.3 пункта 9 Порядка, в уполномоченный орган по собственной инициативе.
Документы, составленные на украинском языке, представляются с переводом на русский язык, оформляемым в простой письменной форме.
В силу п.12 Порядка, Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов, а в случае направления межведомственного запроса о предоставлении документа, предусмотренного подпунктом 9.2 пунктом 9 Порядка, или при рассмотрении коллегиальным органом, созданным Губернатором автономного округа, заявления и прилагаемых к нему документов, в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов рассматривает их и принимает решение: о предоставлении социальной выплаты; об отказе в предоставлении социальной выплаты.
В соответствии с п.13 Порядка, решение об отказе в предоставлении социальной выплаты уполномоченный орган принимает в случае: несоответствия гражданина требованиям, установленным пунктом 5 Порядка; представления гражданином или его представителем недостоверных сведений (документов); выявления противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в заявлении и документах.
Как следует из материалов дела, согласно заявлениям от 24.11.2023 Катаева А.С., Катаевой В.Е. и приложенных документов местом жительства Катаевой В.Е. с 11.06.2021, Катаева А.С. с 23.01.2018 является г. Сургут.
Катаев А.С. с 2018 года является гражданином Российской Федерации, с указанного времени состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Сургута.
Кроме того, согласно информации Депсоцразвития Югры Катаева В.Е. состоит на учете в КУ ХМАО-Югры «Агентство социального благополучия населения» и является получателем региональной социальной доплаты к пенсии с 01.01.2022 по настоящее время, ежегодной единовременной денежной выплаты ко дню образования округа с декабря 2021 года.
Таким образом, Катаев А.С., Катаева В.Е. до подачи ими заявлений о предоставлении им мер государственной поддержки, проживали на территории иного субъекта Российской Федерации, доказательства переселения из г. Херсона и части Херсонской области в экстренном порядке материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что поскольку одним из условий предоставления единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов является факт прибытия на территорию автономного округа на постоянное место жительства, гражданин, претендующий на получение указанных мер социальной поддержки, не должен иметь места жительства в Российской Федерации, тогда как, судом установлено, что Катаева В.Е. с 11.06.2021, Катаев А.С. с 23.01.2018 зарегистрированы в жилом помещении на территории ХМАО-Югры, права на указанные выплаты истцы не имеют и иное противоречило бы целям предоставления поддержки гражданам, утратившим жилые помещения в г. Херсоне и Херсонской области и прибывшим на территорию Российской Федерации на постоянное жительство.
Оснований для признания истцов жителями города Херсона и части Херсонской области, покинувшими место постоянного проживания, соответствующими Порядку предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, у суда не имеется, в связи с чем, данные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Также суд не находит оснований для удовлетворения производных исковых требований о признании решения, государственного жилищного сертификата, приказа о перечислении социальной выплаты гражданам действительными, признании недействительным приказа об отмене ранее принятых решений, об обязании принять заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, решение об одобрении заявки на предоставление финансовой поддержки, о перечислении денежных средств по заявке на предоставление финансовой поддержки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Катаева А.С., Катаевой В.Е. к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры, ППК «Фонд развития территорий» в полном объеме.
Суд обращает внимание, что участие в мероприятии по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации, носит заявительный характер. Граждане, изъявив желание принять участие в мероприятии на добровольных началах, с момента подачи соответствующих документов, становятся лишь претендентами на получение мер государственной поддержки, что не является гарантией получения такой субсидии или обязанностью государственного органа ее выдать.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, истцами была оплачена государственная пошлина на общую сумму в размере 42 284 руб., что подтверждается чеками по операциям от 25.03.2024 на общую сумму 41 684 руб. (Катаевым А.С. – 20 842 руб. и Катаевой В.Е. – 20 842 руб.), от 19.02.2024 на общую сумму 600 руб. (Катаевым А.С. – 300 руб. и Катаевой В.Е. – 300 руб.).
Поскольку истцами было заявлено девять исковых требований неимущественного характера, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ оплате подлежала госпошлина в размере 2 700 руб., в связи с чем, излишне оплаченная истцами государственная пошлина в размере 39 584 руб. подлежит возврату, по 19 792 руб. каждому истцу.
Руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Катаева Александра Сергеевича, Катаевой Валентины Евгеньевны к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры, Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» о признании жителями города Херсона и части Херсонской области, покинувшими место постоянного проживания, соответствующими порядку предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании решения, государственного жилищного сертификата, приказа о перечислении социальной выплаты гражданам действительными, признании недействительным приказа об отмене ранее принятых решений, об обязании принять заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, решение об одобрении заявки на предоставление финансовой поддержки, о перечислении денежных средств по заявке на предоставление финансовой поддержки, оставить без удовлетворения.
Возвратить Катаеву Александру Сергеевичу (паспорт РФ серия № №) государственную пошлину в размере 19 792 руб., уплаченную по чеку по операции от 25 марта 2024 года.
Возвратить Катаевой Валентине Евгеньевне (паспорт РФ серия № №) государственную пошлину в размере 19 792 руб., уплаченную по чеку по операции от 25 марта 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 25 июня 2024 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Е.В. Нилова