Дело № 2-1596/2020
УИД 43RS0017-01-2020-002167-28
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 30 ноября 2020 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Романовой О.А.,
при секретаре Мурашкиной А.В.,
с участием истца Яковенко С.И., представителя ответчика АО «Куприт» Малевой М.Л., представителя ответчика - администрации Кирово-Чепецкого района Кировской области по доверенности Двинина В.А., представителя третьего лица ООО ЖКХ «Кстинино» Целищева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковенко С.И. к АО «Куприт» о возложении обязанности произвести перерасчет и исключить сумму задолженности, возложении обязанности привести пункты для сбора ТКО в соответствии с нормами закона,
у с т а н о в и л :
Яковенко С.И. обратился с иском к АО «Куприт» о возложении обязанности произвести перерасчет и исключить сумму задолженности, возложении обязанности привести пункты для сбора ТКО в соответствии с нормами закона.
В обоснование исковых требований указано, что истцом получен единый платежный документ от АО «Энергосбыт Плюс» за июнь 2020 года в котором фигурирует сумма за обращение с ТКО - 3660 руб. 46 коп. При обращении в АО « Энергосбыт Плюс» им было написано заявление № от 14.07.2020 о несогласии оплачивать непредоставленные услуги по обращению с ТКО, так как до мая 2020 года в деревне Глушиха не были установлены контейнеры для сбора мусора и установленный в настоящее время бак не соответствует требованиям СНиП и санитарным нормам. 16.07.2020 ему было направленно письмо № в котором сообщалось, что заявление отправлено в адрес АО «Куприт». Ответа от АО «Куприт» нет до сих пор. В платежном документе за июль 2020 года вновь указана сумма за обращение с ТКО - 3667 руб. 63 коп., за предыдущие месяцы затраты за обращение с ТКО не предъявлялись. Считает, что у него отсутствуют основания для оплаты за обращение с ТКО в период с января 2019 года по май 2020 года по причине отсутствия мусорных контейнеров за вышеупомянутый период, а также в связи с тем, что установленный бак не имеет крышки и находится на обочине дороги на неподготовленной площадке, не имеет надписи, не огорожен, нет таблички с расписанием вывоза ТКО, что не соответствует санитарным нормам, а также находится на расстоянии от дома около 400 метров, что противоречит СНиП и осложняет возможность доставки мусора. На основании вышеизложенного, просит произвести перерасчет и исключить сумму задолженности в размере 3667 руб. 63 коп., а также привести пункты сбора ТКО в соответствие со СНиП и санитарными нормами сбора ТКО.
В судебном заседании истец Яковенко С.И. поддержал исковые требования в полном объеме. Просит произвести перерасчет и исключить сумму задолженности в размере 3667 руб. 63 коп., а также привести пункты сбора ТКО в соответствие со СНиП и санитарными нормами сбора ТКО.
Представитель ответчика АО «Куприт» по доверенности Малева М.Л. исковые требования не признала, просит отказать в удовлетворении требований. Суду пояснила, что факт оказания услуг по вывозу ТКО подтверждается документами, предоставленными в материалы дела. Начало оказания услуг 07 января 2019 года, контейнеры были установлены 02 января 2019 года, что подтверждено пояснениями представителя администрации Кирово-Чепецкого района. Оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представитель ответчика - администрации Кирово-Чепецкого района Кировской области по доверенности Двинин В.А. исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве. Дополнительно пояснил, что д. Глушиха - это зона, сложившейся застройки вдоль федеральной трассы. Основная часть деревни находится на подъеме, проживает там 170 жителей, установлено два мусорных контейнера по 0,75 куба, которые переданы на баланс администрации Кстининского сельского поселения, включены в реестр ТКО с 02.01.2019, с этого же момента начался вывоз ТКО из этих двух контейнеров. Они установлены в местах, обеспечивающих подъезд транспорта, который вывозит мусор, соблюдение норм СанПина при размещении контейнерной площадки по расстоянию, не представляется возможным ввиду того, в данном случае ее придется выносить за границу населенного пункта.
Представитель третьего лица директор ООО ЖКХ «Кстинино» Целищев В.В. суду пояснил, что ООО ЖКХ «Кстинино» является перевозчиком ТКО на территории Кстининского сельского поселения, в том числе в дер. Глушиха. Общество имеет лицензию № от 08.08.2017 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке ТКО 1-4 классов опасности. 2 контейнера, которые установлены в дер. Глушиха, расположены согласно схеме, утвержденной администрацией Кстининского сельского поселения. Факт и объем вывезенного мусора ежесуточно фиксируется в журнале по вывозу ТКО и в ежемесячных актах приема-передачи между ООО ЖКХ «Кстинино» и ООО «Чистоград». Организация являемся только перевозчиками, и не обязана заниматься установкой контейнеров и оборудованием контейнерных площадок. Это полномочия муниципалитетов или собственников территории, на которых находятся точки сбора ТКО. Считает, что в следующие периоды площадки оборудуют и в деревне Глушиха. Деревня Глушиха находится на очень большой горе, разделенной Казанской автотрассой, весьма опасной с точки зрения дорожного движения, поэтому выбрать оптимальные места для контейнерных площадок крайне сложно. В связи с изложенным считаем, что места установленных контейнеров единственно возможные и оптимальные для всех - и перевозчиков и населения, так верхний контейнер находится на горе, рядом с перекрестком на отходящую улицу, остановкой и пешеходной дорожкой. Нижний контейнер также находится на перекрестке, рядом с пешеходной дорожкой и охватывает нижнюю часть деревни. Истец проживает на тупиковой улице и под горой, где расположить площадку невозможно, так как нет разворотной площадки для мусоровоза и нет постоянного проезда в зимнее время. Считает требования истца необоснованными, так как мусор фактически вывозился с дер. Глушиха с 07 января 2019 года по сегодняшний день своевременно и в полном объеме. Площадки контейнерные установлены максимально удобно для населения в доступном месте. В следующие периоды площадки приведутся в соответствие с нормами. Истец обязан оплатить за фактически оказанные коммунальные услуги по вывозке ТКО в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица - Администрации Кстининского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства по делу, приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ). Полномочия по утверждению правил обращения с твердыми коммунальными отходами переданы Правительству РФ.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила №1156), устанавливают порядок оказания услуг по обращению с ТКО на территории Российской Федерации.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами, выбранного по результатам конкурсного отбора, в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 24.6 Федерального закона №89-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Яковенко С.И. является собственником жилого дома <адрес> в котором согласно ЕПД (единого платежного документа) зарегистрировано 2 человека.
В силу требований части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В результате конкурсного отбора региональным оператором по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Кировской области выбран АО «Куприт».
Соглашением от 24.04.2018 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и АО «Куприт» определена дата начала деятельности регионального оператора по обращению с ТКО – 01.01.2019.
Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области № от 11.12.2018 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для АО «Куприт» установлен единый тариф на услугу регионального оператора (с изменениями от 2806.2019,от 27.08.2019) на период с 01.01.2019 по 30.06.2016 в размере 949,62 руб./куб.м, с 01.07.2019 по 31.08.2019 – 960,68 руб./куб.м, с 01.09.2019 по 31.12.2019 - 809,20 руб./куб.м, с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 745,80 руб./куб.м.
Размер платы за январь-июнь 2019 года на 1 человека начислена по формуле 1 (собственник) х 1,45 (норматив накопления ТКО) / 12 месяцев х 949,62 (тариф) = 114,75 руб.
Размер платы за июль-август 2019 года на 1 человека начислена по формуле 1 (собственник) х 1,45 (норматив накопления ТКО) / 12 месяцев х 96,68 (тариф) = 116,08 руб.
Размер платы за сентябрь-декабрь 2019 года на 1 человека начислена по формуле 1 (собственник) х 1,45 (норматив накопления ТКО) / 12 месяцев х 809,20 (тариф) = 97,78 руб.
Размер платы за январь-апрель 2020 года на 1 человека начислена по формуле 1 (собственник) х 1,45 (норматив накопления ТКО) / 12 месяцев х 745,8 (тариф) = 90,12 руб.
В июне 2020 года истцу был выставлен ЕПД, в том числе за коммунальную услугу «Обращение с ТКО, куб.м» в сумме 3660,46 руб., в июле 2020 года – в сумме 187,40 руб., с учетом долга - 3667,63 руб.
14.07.2020 Яковенко С.В. обратился АО «Энергосбыт Плюс» с заявлением № от 14.07.2020 о несогласии оплачивать непредоставленные услуги по обращению с ТКО, которое было направлено ответчику АО «Куприт», и было оставлено без ответа.
Полагая, что действиями АО «Куприт» нарушены его права, Яковенко С.И.. обратился в суд с настоящим иском.
Проверяя законность заявленных исковых требований, суд учитывает следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесена к коммунальным.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Согласно пункту 8.1 Правил №1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах, в жилых домах, в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах.
Пунктом 8 (17) предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
Таким образом, учитывая, что определяющим фактором для признания лица потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО является наличие права собственности на жилое помещение и непрерывность оказания данной услуги.
В силу пункта 13 Правил №1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз включая уборку мест погрузки, под которой понимаются действия по подбору оброненных при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 2 Правил №1156).
Согласно п. 4 ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.
В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, статьи 8 Федерального закона №89-ФЗ, ответственность за создание и содержание общих контейнерных площадок на территориях муниципальных образований, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления.
Пункт 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 устанавливает требования к местам накопления ТКО: для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта; размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5; расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Согласно данным о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО, указанных в Реестре мест накопления (ТКО в Кирово-Чепецком районе в д. Глушиха расположено два контейнера накопления ТКО по адресам: д. Глушиха д. 10 и д. Глушиха (вблизи д. 39). Информация об источниках накопления внесена в реестр администрации, размещенного на официальном сайте администрации района. Собственником указанных мест накопления ТКО является Администрация Кирово-Чепецкого района, пользоваться указанными местами накопления может неограниченный круг лиц.
Суд отвергает довод истца о том, что д. Глушиха не была оборудована контейнерами надлежащего качества и контейнерными площадками, в связи с чем он в период с 01.01.2019 по май 2019 года не пользовался услугами АО «Куприт» по обращению с ТКО в силу следующего.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам (пункт 148.45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354).
Нормы Правил №354, определяющие требования к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО, не содержат обязательные требования, либо ссылки на иные законодательные акты, к расстоянию от жилого дома до мест накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, перерасчет (снятие) размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен только в случае невывоза либо несвоевременного вывоза ТКО из мест их накопления.
Как следует из представленных доказательств: контейнеры по указанным адресам были установлены 02.01.2019, вывоз ТКО осуществлялся с 07.01.2019, что подтверждается как пояснениями ответчиков, так и предоставленными в материалы дела договором № от 01.01.2019 об оказании услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов, заключенному между ООО «ЧистГрад» и ООО ЖКХ «Кстинино», журналом по вывозу ТКО и в ежемесячных актах приема-передачи между ООО ЖКХ «Кстинино» и ООО «Чистоград».
Таким образом материалами дела подтверждается исполнение ответчиком обязанности по вывозу ТКО из мест их накопления.
Доказательств обратного, а именно: не оказания/ненадлежащего оказания ответчиком данной услуги, истцом не представлено.
В соответствии с пунктом 148 (39) Правил №354 потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
При этом действующим законодательством РФ не запрещено использование единого платежного документа на различные виды услуг при условии обеспечения возможности оплаты каждой услуги отдельно.
Рассматривая требования о признании задолженности за услугу по обращению с ТКО отсутствующей, суд учитывает, что данная задолженность может отсутствовать только при отсутствии образования ТКО в спорный период, что возможно при отсутствии в занимаемом жилом помещении собственников, проживающих лиц. Иное указывает на образование отходов в жилом помещении истца, их накопление, транспортирование, размещение, в связи с чем услуга по обращению с ТКО подлежит оплате, независимо от мест размещения контейнерных площадок в населенном пункте, при условии соблюдения региональным оператором требований к оказанию услуг по обращению с ТКО.
Оценивая доводы истца и сопоставляя их с материалами дела, суд приходит к выводу, что услуга по обращению с ТКО оказывается АО «Куприт» и подлежит оплате.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание требования вышеприведенных правовых норм, суд признает исковые требования Яковенко С.И. к АО «Куприт» о возложении обязанности произвести перерасчет и исключить сумму задолженности по начислению платы за обращение с ТКО не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также межселенной территории.
Пунктом 4 Закона Кировской области от 03.12.2018 № 198-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об отходах производства и потребления в Кировской области», вступившим в законную силу с 01.01.2019, ст. 5 Закона Кировской области от 06.06.2007 № 131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области» изложена в следующей редакции: «К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: 1) создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; 2) определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; 3) организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
Статьей 1 Закона Кировской области от 25.06.2019 № 268-ЗО «О внесении изменений в статью 5 Закона Кировской области «Об отходах производства и потребления в Кировской области» в абзац первый части 5 Закона Кировской области от 06.06.2007 № 131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области» внесено изменение, слова «городских поселений» заменены словами «городских и сельских поселений».
Согласно ст. 2 Закона Кировской области от 25.06.2019 № 268-ЗО настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019, и действует до 31.12.2019 включительно.
Таким образом, согласно ст. 5 Закона Кировской области от 06.06.2007 № 131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно положениям которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с п. 3 и 4 Правил обустройства мест накопления ТКО, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Реестры мест (площадок) накопления ТКО должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (п. 15 - 19 Правил обустройства мест накопления ТКО). Реестры должны быть размещены в открытом доступе уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных (п. 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).
Действительно, в соответствии с требованиями п. 8.2.5. «СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», на которые ссылаются истцы, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Однако данный пункт не устанавливает требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти расстояние от 20 м до 100 м, а содержит требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания.
Таким образом, приведенная норма, как и аналогичная в СанПиН 42-128-4690-88, допускает в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где отсутствует возможность соблюдения предусмотренных разрывов, устанавливать эти расстояния комиссионно.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что места установки контейнеров в д. Глушиха были определены с учетом географического и ландшафтного положения населенного пункта с учетом доступности и населения, и перевозчика ТКО. Возможность установки контейнера в связи со сложившейся застройкой с соблюдением расстояния не более 100 метров от жилого дома <адрес> может повлечь нарушение большего количества прав граждан на благоприятную среду обитания.
В связи с чем исковые требования Яковенко С.И. о переносе контейнерной площадки и оборудовании ее на расстояние, установленное СанПин, не подлежат удовлетворению. Исковые требования оборудовать места для установленных контейнеров площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, бордюром и зелеными насаждениями в случае их оставления на прежнем месте истцом не заявлялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Яковенко С.И. к АО «Куприт», администрации Кирово-Чепецкого района Кировской области о возложении обязанности произвести перерасчет и исключить сумму задолженности, возложении обязанности привести пункты для сбора ТКО в соответствии с нормами закона, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
Председательствующий: О.А. Романова
Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2020 года