Решение по делу № 8а-10458/2020 [88а-926/2021 - (88а-10280/2020)] от 11.12.2020

Дело № 2а-6930/2020

88а-926/2021 (88а-10280/2020)

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                  3 февраля 2021 года

Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 16 февраля 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Ровенко П.А., Тымченко А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков Окружной администрации г. Якутска и Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Слесаренко Н.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Дмитриева Е.Е. к Окружной администрации г. Якутска и Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав с использованием системы видеоконференц-связи объяснения представителя Окружной администрации г. Якутска Владимировой А.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения административного истца Дмитриева Е.Е. и его представителя Горохова А.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Дмитриев Е.Е. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным отказа от 29 июня 2020 года № 884 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и возложении обязанность предварительно согласовать предоставление в собственность бесплатно земельного участка площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что его семья является многодетной, в связи чем 9 июня 2020 года он обратился в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1200 кв.м., для использования под индивидуальное жилищное строительство. В ответ на обращение он получил письмо от 29 июня 2020 года № 884 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на то, что проектом межевания территории квартала «113», утвержденным распоряжением от 9 января 2018 года № 3р, предусмотрено формирование земельного участка под индивидуальное строительство ориентировочной площадью 1300,45 кв.м., что не соответствует предельной максимальной площади, установленной в территориальной зоне Ж-2А. С данным решением он не согласен, считает его незаконным, поскольку земельный участок испрашивается площадью 1200 кв.м., что соответствует предельным параметрам, установленным для целей использования под индивидуальное жилищное строительство.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2020 года, требования Дмитриева Е.Е. удовлетворены, отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженный в уведомлении от 29 июня 2020 года № 884, признан незаконным, на Окружную администрацию г. Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений возложена обязанность осуществить в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки действия по предварительному согласованию предоставления Дмитриеву Е.Е. земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для использования под индивидуальное жилищное строительство.

Разрешая требования Дмитриева Е.Е., суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления в связи с тем, что административным истцом испрашивается к предоставлению земельный участок площадью 1200 кв.м., что соответствует максимальному размеру земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установленному градостроительным регламентом в территориальной зоне Ж-2А, а факт формирования в соответствии с проектом межевания земельного участка площадью 1300,45 кв.м., превышающем предельный максимальный размер, установленный градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны, не может послужить основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

30 ноября 2020 года представителем административных ответчиков Окружной администрации г. Якутска и Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Слесаренко Н.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 11 декабря 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии решения об отказе Дмитриеву Е.Е. в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на наличие оснований к отказу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с его нахождением в квартале, в отношении которого утвержден проект межевания территории, которым предусмотрено формирование земельного участка по указанному истцом адресу площадью 1300,45 кв.м. При этом земельный участок находится в территориальной зоне Ж-2А, предельные параметры площади земельных участков для которой составляют от 450 до 1200 кв.м. По результатам рассмотрения заявления Дмитриева Е.Е. принято решение по разработке и внесению изменений в проекты планировки и межевания территории городского округа «город Якутск», однако заявителем не была представлена разработанная документация по планировке территории в части запрашиваемого земельного участка.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

В данном случае таких оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы административных ответчиков не имеется.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5. Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основания и порядок предоставления бесплатно земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в том числе приемным родителям (за исключением граждан, лишенных родительских прав), или жилищно-строительным кооперативам (в случае объединения таких граждан на основе членства) установлены Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).

Положениями статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предусмотрено, что предоставление земельных участков в случаях, указанных в статье 24.1 настоящего Кодекса, осуществляется с проведением работ по их формированию. Работы по формированию земельных участков проводятся за счет заинтересованных лиц, за исключением случаев предоставления земельных участков малоимущим гражданам, имеющим трех и более детей. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без проведения торгов.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявителю на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса, осуществляется в случае предоставления:

1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет;

2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок;

3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утвержден проект межевания территории;

4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленного заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории.

Как следует из материалов дела, семья Дмитриева Е.Е. является многодетной и относится к категории граждан, имеющих право на однократное и бесплатное предоставление земельного участка без проведения торгов в собственность или в аренду по месту жительства.

9 июня 2020 года Дмитриев Е.Е. обратился в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, площадью 1200 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, образование которого предусмотрено проектом межевания территории квартала «113» г. Якутска в соответствии с распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 9 января 2018 года № 3р «О внесении изменений в проект межевания территории квартала «113» города Якутска городского округа «город Якутск».

Рассмотрев заявление, Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска письмом от 29 июня 2020 года № 884 сообщил заявителю о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка в связи с тем, что проектом межевания территории квартала «113», утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 9 января 2018 года № 3р, предусмотрено формирование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство с ориентировочной площадью 1300,45 кв.м., что не соответствует предельной максимальной площади земельных участков, установленной в территориальной зоне Ж-2А.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа (пункт 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Между тем в нарушение данных требований закона оспариваемое решение административного ответчика об отказе Дмитриеву Е.Е. в предварительном согласовании предоставления земельного участка не содержит оснований такого отказа, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а приведенные в нем обстоятельства не отнесены законом к таким основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 17 июня 2020 года испрашиваемый Дмитриевым Е.Е. земельный участок расположен в кадастровом квартале 14:36:102052 и в территориальной зоне Ж-2А (зона индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска), по проекту планировки территории предназначен под объекты индивидуальной жилой застройки.

Решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года № 169-НПА приняты Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», в соответствии с которыми предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне Ж-2А составляют 450 кв.м. (минимальный) и 1200 кв.м. (максимальный).

Тем самым, испрашиваемый Дмитриевым Е.Е. к предоставлению земельный участок площадью 1200 кв.м. соответствует предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным градостроительным регламентом.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о незаконности решения органа местного самоуправления об отказе административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основанию несоответствия его площади предельной максимальной площади, установленной в территориальной зоне Ж-2А.

Утверждение органа местного самоуправления о наличии оснований к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду расположения испрашиваемого земельного участка на территории, в отношении которой утвержден проект межевания, предусматривающий формирование спорного земельного участка площадью 1300,45 кв.м., отмену судебных актов не влечет, поскольку, как указано выше, предельные размеры земельных участков определяются градостроительными регламентами, которым указанный проект межевания в части максимальной площади земельного участка не соответствует. Данное несоответствие между проектом межевания территории и градостроительным регламентом не может влечь неблагоприятные последствия для заявителя. При разработке и утверждении проекта межевания территории квартала «113», на которой расположен спорный земельный участок, органом местного самоуправления не обеспечено соблюдение требований части 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также на иной оценке установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание в качестве оснований к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска и Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 августа 2020 года.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

8а-10458/2020 [88а-926/2021 - (88а-10280/2020)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Дмитриев Егор Егорович
Ответчики
Окружная администрация г. Якутска
Департамент имущественных и земельных отношений ОА г. Якутска
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зиганшин Игорь Камильевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
03.02.2021Судебное заседание
03.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее