2-1587\2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2012 г. г. Краснодар
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:
Председательствующего судьи Якименко Л.А.,
с участием представителя прокуратуры ЦВО г. Краснодара Нелиной Е.И.,
при секретаре Новиковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сандлер В. П. и Сандлер Н. Э. к Федеральной службе безопасности РФ и Министерству финансов РФ о возмещении морального вреда по случаю гибели ФИО3 при исполнении обязанностей военной службы
У С Т А Н О В И Л :
Сандлер В.П. и Сандлер Н.Э. обратились в суд с иском к Федеральной службе безопасности РФ и Министерству финансов РФ о возмещении морального вреда по случаю гибели ФИО3 при исполнении обязанностей военной службы, обосновывая свои требования тем, что их сын и брат - ФИО3 был призван на военную службу в пограничные войска 20.06.1999 года Центральным ОВК г. Краснодара и с 09.12.1999 года проходил ее в мотоманевренной группе № войсковой части № Федеральной пограничной службы России. 14.04.2000 года ФИО3 погиб при исполнении обязанностей военной службы во время передвижения на временный пограничный пост «Киони» в труднопроходимых участках горной местности. ФИО3 следовал с тяжелым снаряжением, личный состав не был обеспечен специальной обувью и снаряжением, вследствие чего, при продвижении по горной тропе шириной 15-20 см. ФИО3 в результате осыпания тропы не удержался, упал в обрыв и от полученных телесных повреждений умер. Обе они полагают, что войсковая часть не обеспечила безопасные условия прохождения службы, вследствие чего наступила смерть ФИО3
В обоснование размера компенсации морального вреда, Сандлер В.П. ссылается на то, что после смерти сына ее состояние здоровья значительно ухудшилось, в 2005 году ей установлена 2 группа инвалидности, а с 2008 года эта группа установлена пожизненно. Она и ее дочь Сандлер Э.Н., сестра погибшего, переносят значительные нравственные страдания, в связи с чем просят суд взыскать с ФСБ РФ компенсацию морального вреда в пользу Сандлер В.П. 500 000 рублей и в пользу Сандлер Н.Э. 300 000 рублей.
В судебном заседании истцы и их представитель по доверенности Трофимов С.Н. заявленные требования поддержали, считая, что войсковая часть не обеспечила в полном объеме безопасность военной службы ФИО3, так как при движении по горной местности у военнослужащих не было альпинистского снаряжения. После несчастного случая с ФИО3, он более 2 часов находился без оказания медицинской помощи из-за отсутствия врача. При этом Сандлер В.П. пояснила, что получает пенсию по потере кормильца в размере 6 300 рублей и в 2000 году получила страховое возмещение в размере 60 000 рублей.
Представитель ответчика ФГКУ «Черноморско-Азовское пограничное управление береговой охраны ФСБ РФ по доверенности Чередниченко Е.В. заявленные требования не признала, пояснив, что ФИО3 погиб в результате неосторожности, вины войсковой части в его смерти не имеется, уголовное дело по факту гибели рядового войсковой части 2087 ФИО3 постановлением следователя военной прокуратуры органов и войск ФПС в Республике Дагестан от 15.06.2008 года прекращено на основании п.1 ст. 5 УПК РСФСР за отсутствием состава преступления. Бездействие (действия) должностных лиц незаконными не признаны. Считает, что оснований для возмещения морального вреда не имеется, так как он компенсирован государством страховым возмещением и выплатой пенсии по потере кормильца. В удовлетворении иска просит отказать.
Представитель Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Краснодарскому краю по доверенности Ступак М.В. против удовлетворения иска также возражала, считая, что оснований для возмещения морального вреда не имеется, так как не установлено причинной связи между действиями войсковой части и ее вины в гибели военнослужащего.
Выслушав мнение сторон, заслушав прокурора, полагавшего, что исковые требования не основаны на законе и исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, по следующим основаниям.
Как установлено судом, ФИО3 был призван на военную службу в пограничные войска 20.06.1999 года Центральным ОВК г.Краснодара и с 09.12.1999 года и проходил ее в мотоманевренной группе № войсковой части № Федеральной пограничной службы России.
14.04.2000 года личный состав 3 пограничной заставы ММГ в\ч 2087 в составе двух групп следовал по установленному маршруту на временный пограничный пост «Киони». Во время передвижения в труднопроходимых участках горной местности на горной тропе шириной 15-20 см. ФИО3, в результате осыпания тропы, не удержался, упал в обрыв и от полученных телесных повреждений умер.
По факту гибели военнослужащего в\части № ФИО3 было возбуждено уголовное дело №, которое постановлением следователя военной прокуратуры органов и войск ФПС в Республике Дагестан от 15.06.2008 года прекращено за отсутствием состава преступления по п.1 ст.5 УПК РСФСР.
В ходе предварительного расследования из допроса свидетелей ФИО13, ФИО14, ФИО15 Сапрыкина и других установлено, что причиной смерти ФИО3 явились его неосторожные движения по горной тропе, покрытой мхом, где он оступился и упал в обрыв.
Суд не может согласиться с заявленными требованиями истцов о том, что смерть ФИО3 произошла по вине воинской части, которая не обеспечила надлежащих условий прохождения военной службы, а именно, не обеспечила личный состав специальным оборудованием для передвижения по горной местности.
Приказом Директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 31.01.1996 № были утверждены нормы снаряжения спортивным имуществом и альпинистским снаряжением ФПС России и органов пограничной службы Российской Федерации.
Согласно пункта 5 указанного приказа он был доведен до сведения отдельных воинских частей с учетом местности. В соответствии с перечнем войсковых частей, обеспечивающихся специальным снаряжением, являющимся приложением к указанному Приказу, на восковую часть 2087 его действие не распространялось.
Доводы истцов о том, что маршрут, по которому двигалась мотоманевренная группа в составе которой находился ФИО3 в нарушение приказа Директора ФПС РФ от 31.12.1996 № 873 не был оборудован и был крайне тяжел для прохождения также являются несостоятельными.
Нормы приказа Федеральной Пограничной Службы РФ от 31.12.1996 № 873 «Об утверждении типового положения о постоянно действующих комиссиях по технике безопасности в ФПС России, органах и войсках ФПС России» направлены на создание условий труда, обеспечивающих безопасность служебной и боевой деятельности военнослужащих и гражданского персонала органов и войск ФПС России путем создания постоянно действующих комиссий.
Согласно абз.5 п.7 указанного приказа комиссией проверяется соблюдение правил безопасности несения пограничной службы, оборудование маршрутов движения на участках пограничных застав (подразделений) и правильность пользования ими.
Данные требования Приказа установлены для инженерно-технических сооружений (дороги), которые имеют соответствующую техническую документацию и устанавливаются для последующего безопасного передвижения личного состава и военной техники по данным инженерно-техническим сооружениям.
Тропы в горах не являются инженерно-техническими сооружениями, техническими объектами, более того, в горной местности проверить наличие троп и их оборудовать не представляется возможным и целесообразным.
Как видно из представленных материалов прекращенного уголовного дела по факту гибели ФИО3, личный состав мотоманевренной группы войсковой части 2087 на основании распоряжения выдвигался на временный пограничный пост «Киони» для выполнения боевой задачи. Назначение комиссии для обследования маршрута движения при выполнении боевой задачи привело бы к разглашению оперативных сведений о маршруте передвижения, численности группы, поставленных задачах, что недопустимо при выполнении оперативных боевых задач. В ходе расследования уголовного дела по факту гибели 14.04.2000 года рядового ФИО3 виновных лиц в его смерти не установлено.
В соответствии с п.5 ст.18 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ от 27.05.1998 возмещение морального вреда и убытков, причиненных военнослужащим государственными органами, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
В соответствии с общими правилами возмещения вреда и ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1084 ГК Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В соответствии с п.2 ст.1084 ГК РФ ответственность за причинение вреда наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 октября 2010 года N 18-П, в системной связи со статьей 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и со статьей 1069 ГК РФ, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.
Как видно из представленных материалов и установлено в судебном заседании, виновных лиц в гибели 14.04.2000 года ФИО3 при выполнении обязанностей военной службы, не имеется.
Военная служба, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Соответственно, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, а государство гарантирует адекватное возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей военной службы.
Конкретизируя названные положения Конституции, законодательством РФ предусмотрены публично-правовые способы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, а именно обязательное государственное страхование жизни и здоровья, специальное пенсионное обеспечение и другие меры социальной защиты.
Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, а также задачи Российской Федерации как социального государства по обеспечению эффективной защиты и поддержки семьи и исходя из того, что правовой статус семьи военнослужащего, погибшего при исполнении воинского долга (умершего вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы), производен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его профессиональной деятельности, федеральный законодатель предусмотрел также особый правовой механизм возмещения вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, для членов семей погибших (умерших) военнослужащих.
Одной из форм исполнения государством обязанности возместить вред, который может быть причинен жизни или здоровью военнослужащих при прохождении ими военной службы, является обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета, установленное законом в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации, пункт 1 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", - наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов, - входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.
Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим обеспечиваются гарантируемые Конституцией Российской Федерации, ее статьями 7 (часть 2), 37 (части 1 и 3) и 41 (часть 1), право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, и право на охрану здоровья.
Данный вывод, сформулированный Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, в полной мере распространяется на членов семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти), наступившей при исполнении обязанностей военной службы, государственная защита которых в таких случаях производна от права самого военнослужащего на возмещение вреда в связи с увечьем (ранением, травмой, контузией), полученным при исполнении обязанностей военной службы, и которые, как выгодоприобретатели, получают в качестве страховых сумм 25 окладов месячного денежного содержания военнослужащего каждый.
Кроме того, члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Пенсия по случаю потери кормильца имеет целью текущее (постоянное) жизнеобеспечение нетрудоспособных членов семьи умершего гражданина, состоявших на его иждивении, и призвана восполнить утраченный семьей в связи со смертью кормильца доход.
Членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего пенсии по случаю потери кормильца назначаются на условиях, льготных по сравнению с предусмотренными для назначения трудовых пенсий по случаю потери кормильца.
В рамках действующего правового регулирования для членов семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, предусматриваются также ежемесячная доплата в размере 1000 рублей (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров").
Каждому нетрудоспособному члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, состоявшему на его иждивении и получающему пенсию по случаю потери кормильца, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предоставляются меры социальной поддержки и ежемесячная денежная выплата (статья 21, пункт 4 статьи 23.1). За членами семей погибших (умерших) военнослужащих сохраняется ряд иных мер социальной защиты, в том числе право на получение жилых помещений в первоочередном порядке, компенсационные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг, а также социальные гарантии и компенсации, которыми они пользовались при жизни военнослужащего, включая оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, проезд к месту этого лечения и обратно (статья 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В ходе судебного рассмотрения дела установлено, что истцы пользуются социальными гарантиями, установленными государством в случае гибели члена семьи при исполнении обязанностей военной службы. Так Сандлер В.П. получает пенсию по потере кормильца, а после гибели сына получила страховое возмещение в установленном законом размере.
При таких обстоятельствах, оснований для взыскания с ФСБ РФ в пользу истцов компенсации морального вреда в связи с гибелью военнослужащего ФИО3, у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требования следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Сандлер В. П. и Сандлер Н. Э. к Федеральной службе безопасности РФ и Министерству финансов РФ о возмещении морального вреда по случаю гибели ФИО3 при исполнении обязанностей военной службы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд города Краснодара в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий -
Решение изготовлено в окончательной форме 03 октября 2012 года