Решение по делу № 2-703/2024 от 01.02.2024

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

        город Салехард     9 июля 2024 года

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи:                     Архиповой Е.В.,

при секретаре судебного заседания:                         Мамилиной Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-703/2024 по исковому заявлению Часовских Ж.В. к Департаменту строительства и жилищной политики об отмене приказа о дисциплинарном взыскании, компенсации морального вреда, взыскании денежных средств,

установил:

Часовских Ж.В. обратилась в суд к Департаменту строительства и жилищной политики (далее Департамент) об отмене приказа о дисциплинарном взыскании, компенсации морального вреда, взыскании денежных средств, в обоснование иска, указав, что работает у ответчика в должности заведующей сектором учета и регистрации выезжающих граждан отдела по обеспечению жильем федеральных категорий граждан управления жилищной политики Департамента. 09.11.2023 года приказом руководителя на нее наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, с которым она не согласна, считает его незаконным и вынесенным без учета его тяжести и обстоятельств, при которых он был совершен. Просила признать незаконным и отменить приказ от 09.11.2023 о наложении на нее дисциплинарного взыскания в виде замечания и взыскать с ответчика невыплаченную премию в сумме 165 000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей. Истец увеличила исковые требования, просила помимо вышеуказанного, взыскать с ответчика проценты за задержку выплат в общей сумме 75 173,20 рублей, премию за 4 квартал 2023 года, выполнение особо важных и сложных заданий в общей сумме 538 603 рубля.

В судебном заседании истец и ее представитель Константинов С.А. на увеличенных исковых требованиях настаивали, указав, что на момент совершения вменяемого проступка истец не была ознакомлена с должностным регламентом.

Представитель ответчика Чепурнов В.Н. представил письменные возражения на иск и дополнения к возражениям, в которых требования истца не признал, указав, что решение комиссии является обоснованным а оспариваемый приказ полагал законным, процедуру привлечения истца к дисциплинарной ответственности – соблюденной. Просил в удовлетворении иска отказать. Указал, что у работодателя имелись законные основания для невыплаты истцу премии за 4 квартал 2023 года и за выполнение особо важных и сложный заданий при наличии у последней дисциплинарного взыскания, а также представления непосредственного руководителя.    Представитель ответчика Марьин С.В., в судебном заседании иск не признал, по основаниям, изложенным в письменных выражениях.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив исковое заявление, возражения на иск, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждый имеет право на судебную защиту.

В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.

В соответствии с положениями ст.2 ТК РФ, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится к основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Согласно со ст. 9 ТК РФ, в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

В соответствии с ст.15 ТК РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации и трудовую дисциплину.

Согласно части 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Согласно ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

В силу статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно положений п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, по делам о восстановлении на работе лиц, уволенных по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса, на ответчике лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о том, что:

работодателем были соблюдены предусмотренные частями третьей и четвертой статьи 193 ТК РФ сроки для применения дисциплинарного взыскания.

При этом следует иметь в виду, что:

а) месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка;

б) днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий;

Согласно положений п.35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса, или об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).

Согласно положений п.53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, в силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной. Учитывая это, а также принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Как установлено в судебном заседании, истец проходила государственную гражданскую службу у ответчика с 04.07.2055 на основании приказа /лс от 04.07.2005 по 31.01.2024 приказ -ЛС от 31.01.2024. Приказом работодателя от 10.05.2018 -ЛС истец назначена на должность заведующего сектором учета и регистрации выезжающих граждан отдела по обеспечению жильем федеральных категорий граждан управления жилищной политики Департамента.

Согласно п.п.1,2 заключенного между сторонами служебного контракта, истец приняла на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы ЯНАО, исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего, прилагаемым к служебному контракту.

Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Правоотношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом (статья 73).

В соответствии со статьей 47 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя.

Пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" возлагает на государственного гражданского служащего в качестве общей обязанности исполнение должностного регламента, что направлено на обеспечение эффективного функционирования государственных органов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Статьей 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания.

В силу статьи 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4 названной статьи).

Как следует из части 5 указанной статьи дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части 9 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Как установлено в судебном заседании, и следует из письменных материалов дела, ФИО10 являясь участником программы «Сотрудничество» и претендуя на получение социальной выплаты в 2023 г., 04.07.2023 обратилась в департамент с заявлением и документами в целях включения ее в список получателей социальных выплат в текущем году. В отношении ФИО10 было сформировано учетное дело, которое содержит персональные данные заявителя. В результате проверки учетного дела принято решение об отказе ФИО10 во включении в список получателей (наличие сведений в Реестре о ранее полученной господдержки в рамках мероприятий по обеспечению жильём коренных малочисленных народов Севера). 18.07.2023 в адрес ФИО10 было направлено письменное уведомление о принятом в отношении нее решении об отказе. 03.08.2023 в адрес Департамента поступило обращение ФИО10 о предоставлении ей документов, явившихся основанием для отказа во включении в список получателей социальной выплаты. Рассмотрение и подготовка ответа на данное обращение были поручены истцу, как должностному лицу правления жилищной политики – заведующему сектором учета и регистрации выезжающих граждан отдела по обеспечению жильем федеральных категорий граждан.

05.10.2023 в Департамент поступила копия искового заявления ФИО10 в связи с чем стало известно, что ответ на обращение ФИО10 от 03.08.2023 не был дан истцом.

На основании служебной записки начальника управления жилищной политики Департамента от 10.10.2023 ответчиком принят приказ от 18.10.2023 -ЛС о проведении в отношении Часовских Ж.В. служебной проверки по факту нарушения срока рассмотрения обращения граждан. С приказом истец ознакомлена 20.10.2023. Письменным уведомлением ей также переложено предоставить письменные объяснения по данному факту.

23.10.2023 истцом были представлены письменные пояснения, в которых она выразила несогласие со служебной запиской начальника управления жилищной политики Департамента от 10.10.2023, указав на отсутствие оснований для ответа ФИО10 ввиду неуказания в заявлении адреса заявителя и отсутствие у истца полномочий на рассмотрение данного обращения.

Заключением по результатам служебной проверки комиссия пришла к выводу о признании факта нарушения истцом требований ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и наличии в ее действиях дисциплинарного проступка.

Приказом директора Департамента от 09.11.223 -ЛС к Часовских Ж.В. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в оставлении без ответа обращения ФИО10 от 03.08.2023. С приказом истец ознакомлена 09.11.2023.

В соответствии с п.п.23.21,25.2 Должностного регламента заведующего сектором учета и регистрации выезжающих граждан отдела по обеспечению жильем федеральных категорий граждан, в должностные обязанности данного лица входит обеспечение своевременного и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством срок. При этом заведующий сектором вправе запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Департамента информацию, документы и материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.

В силу положений ч.1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с п.п.1-4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Как следует из представленных письменных материалов и не оспаривается стороной истца, переданное Часовских Ж.В. на рассмотрение обращение ФИО10 от 03.08.2023 оставлено истцом без ответа, при этом данное обращение не являлось первичным, имело ссылку на предыдущую недавнюю официальную переписку заявителя с Департаментом. В связи с чем, ссылка стороны истца на положения ч.1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ является несостоятельной, при наличии объективной возможности направления ответа заявителю и свидетельствует о формальном подходе к обязанности по взаимодействию государственных органов с гражданами.

Довод истца о том, что ответ на обращение ФИО10 по существу содержащихся в нем вопросов не входит в компетенцию истца, также не может быть принят во внимание, поскольку не является предусмотренном законом основанием для отказа в рассмотрении обращения. Сведений о том, что истец поставила в известность работодателя о наличии препятствий при рассмотрении обращения ФИО10 суду представлено не было.

Оценивая вышеприведенные доказательства, суд находит сроки и процедуру привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюденными, а факт нарушения истцом требований действующего законодательства и должностного регламента – установленным, обстоятельства неисполнения без уважительных причин возложенной на нее обязанности по рассмотрению обращения гражданина нашли свое подтверждение при рассмотрении дела, при этом доказательств уважительности причин неисполнения требований ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ и п.23.21 должностного регламента - истцом не представлено. В силу чего требования истца о признании приказа незаконным не подлежат удовлетворению.

При этом, доводы истца о неознакомлении ее с должностным регламентом, суд не может принять во внимание, поскольку он опровергается письменными материалами дела, в частности, листом ознакомления с должностным регламентом, где имеется собственноручная подпись истца, при этом заявление истца о том, что она была ознакомлена с регламентом значительно позже даты, проставленной ею в листе ознакомления, какими-либо доказательствами не подтверждено, сама истец не смогла указать объективные причины, побудившие ее указать якобы несоответствующую действительности дату ознакомления с должностным регламентом.

Рассматривая требования истца о взыскании с ответчика невыплаченной премии, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы. Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Частью 1 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1).

Согласно ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

Система оплаты труда включает, помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Основанием для выплаты премии является достижение работником определенного результата, при этом законодатель именно работодателя наделил правом устанавливать факт наличия оснований, для производства стимулирующих выплат работникам.

В то же время в вопросах выплаты премии и предоставления иных видов поощрений за труд (ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации), несмотря на установленное законом право, а не обязанность работодателя производить таковые, последний не может действовать произвольно и, во всяком случае, связан необходимостью обеспечения соблюдения принципов и норм, составляющих конституционно-правовую основу регулирования общественных отношений, складывающихся в данной сфере. Свобода усмотрения работодателя в данном случае не является абсолютной.

Постановлением Губернатора ЯНАО от 30.03.2022 N 47-ПГ "О некоторых вопросах оплаты труда государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа" утверждены Положение об отдельных дополнительных и других выплатах государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа, Типовое положение о порядке осуществления выплат государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа, замещающим должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа в исполнительных органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа", "Положением о некоторых вопросах оплаты труда государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа по отдельным должностям государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа", "Порядком исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа", Порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа.

Согласно п.6 Положения об отдельных дополнительных и других выплатах государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа (приложение N 1), в целях материального стимулирования труда, повышения эффективности и результативности деятельности, уровня ответственности по выполнению возложенных на государственный орган задач и функций гражданским служащим выплачиваются премии:

- по итогам работы за квартал, год;

- за выполнение особо важных и сложных заданий.

Согласно п.п. 10-12 Типового положения о порядке осуществления выплат государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа, замещающим должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа в исполнительных органах Ямало-Ненецкого автономного округа согласно (приложение N 2), гражданским служащим выплачиваются премии по итогам работы за квартал, год в целях материального стимулирования труда, повышения эффективности и результативности деятельности, уровня ответственности по выполнению возложенных на исполнительный орган задач и функций.

Оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего осуществляется в соответствии со следующими общими критериями:

1) выполнение утвержденных показателей деятельности структурного подразделения исполнительного органа;

2) личный вклад гражданского служащего в общие результаты работы (выполняемый объем служебной деятельности, количество завершенной и текущей работы);

3) уровень управленческих и организационных навыков, планирование работы (расстановка приоритетов в работе, порядок в документации, умение организовывать и контролировать свою работу, в том числе умение планировать, организовывать и контролировать работу других для обеспечения достижения поставленных целей);

4) уровень исполнительской дисциплины;

5) досрочное и качественное выполнение плановых работ и внеплановых заданий;

6) качество работы с документами и выполнения поручений руководителей (качественное выполнение должностных обязанностей, тщательность и аккуратность, качество исполнения управленческих функций, достижение намеченных целей);

7) соблюдение сроков рассмотрения поступающих и рассматриваемых обращений граждан, а также качество принятых по обращениям управленческих решений или ответов;

8) внедрение новых форм и методов в работе, позитивно отразившихся на результатах;

9) соблюдение служебной дисциплины (добросовестное выполнение своих должностных обязанностей, соблюдение правил служебного распорядка, бережное отношение к государственному имуществу, в том числе предоставленному для исполнения должностных обязанностей);

10) соблюдение требований к антикоррупционному поведению, установленных пунктами 2.7 - 2.10 Кодекса этики и служебного поведения гражданских служащих, утвержденного постановлением Губернатора автономного округа от 17 февраля 2011 года N 19-ПГ.

Премирование гражданских служащих по итогам работы за квартал производится за счет фонда оплаты труда гражданских служащих, за исключением случаев, установленных пунктом 14 настоящего Типового положения, на основании правового акта представителя нанимателя в размере не более одного месячного денежного содержания гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы (далее - месячное денежное содержание) согласно заключенному служебному контракту с учетом месячного денежного содержания, установленного гражданскому служащему, на последнюю дату квартала, по результатам которого производится премирование.

В силу положений п.21 Типового положения о порядке осуществления выплат государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа, замещающим должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа в исполнительных органах Ямало-Ненецкого автономного округа согласно (приложение N 2), в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, гражданские служащие в течение квартала (года) премируются с учетом их вклада в профессиональную служебную деятельность.

Гражданским служащим, к которым было применено дисциплинарное взыскание, не выплачивается премия по итогам работы за квартал, в котором было вынесено такое взыскание.

Принимая во внимание, что на момент принятия работодателем решения о выплате государственным служащим премии по итогам работы за 4 квартал 2023 года истец имела неснятое дисциплинарное взыскание, принятие ответчиком решения о невыплате ей премии по итогам 4 квартала соответствует действующим на тот момент нормам, оснований для взыскания сумм премии не установлено.

В соответствии с п.п. 22-24 Типового положения о порядке осуществления выплат государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа, замещающим должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа в исполнительных органах Ямало-Ненецкого автономного округа согласно (приложение N 2), премирование гражданского служащего за выполнение особо важных и сложных заданий производится персонально в отношении каждого гражданского служащего в пределах средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Премия за выполнение особо важного и сложного задания (далее - премия) выплачивается конкретному гражданскому служащему и носит единовременный характер. Размер премии устанавливается в зависимости от вклада (степени участия) гражданского служащего в выполнение особо важного и сложного задания и не должен превышать размера одного месячного денежного содержания, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

За выполнение особо важного и сложного задания, предусмотренного абзацем третьим пункта 24 настоящего Типового положения, может быть установлен иной размер премии.

К категории особо важных и сложных заданий относятся:

- оперативное выполнение на высоком профессиональном уровне конкретных поручений и заданий непосредственных руководителей, реализация которых имеет важное значение для исполнительного органа;

- достижение высоких конечных результатов исполнительного органа в результате внедрения новых форм и методов работы;

- существенное снижение затрат окружного бюджета или увеличение доходной части окружного бюджета, давшие значительный экономический эффект;

- эффективное участие в реализации регионального проекта или проекта Ямала, обеспечившее своевременное достижение промежуточных итогов (значимых контрольных точек, этапов) или основных результатов проекта;

- участие в судебных делах, повлекших судебно-исковое привлечение денежных средств или экономию денежных средств окружного бюджета, а также принятие судебного решения в пользу Правительства автономного округа либо исполнительного органа;

- разработка особо значимых, важных для социально-экономического развития автономного округа или направленных на повышение эффективности государственного управления проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и автономного округа;

- большая организаторская работа по подготовке и проведению мероприятий государственного либо окружного значения или масштаба;

- результативность деятельности гражданского служащего в качестве наставника;

- участие гражданского служащего в разработке вопросов, заданий (тем), необходимых для проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы в исполнительном органе, включение в кадровый резерв исполнительного органа, а также по формированию резерва управленческих кадров автономного округа;

- иные действия, направленные на социально-экономическое развитие автономного округа, результативную деятельность исполнительных органов и повышение эффективности государственного управления.

В соответствии с п.16 Приложения , в случае увольнения гражданского служащего начисление премии по итогам работы осуществляется в иной срок, но не позднее даты увольнения (окончательного расчета).

В соответствии с п.21 Приложения представитель нанимателя принимает решение о премировании гражданского служащего по итогам работы при увольнении и окончательном расчете с ним.

При увольнении гражданского служащего решение о выплате премии по итогам работы принимается с учетом его отчета, критериев, указанных в пункте 11 настоящего Типового положения, предложения о размере премии по итогам работы увольняющегося гражданского служащего, направленного уполномоченным лицом представителю нанимателя служебной запиской по форме согласно приложению N 3 к настоящему Типовому положению не позднее даты увольнения (окончательного расчета).

При увольнении гражданского служащего, который непосредственно подчиняется представителю нанимателя, решение о выплате премии по итогам работы принимается с учетом его отчета, критериев, указанных в пункте 11 настоящего Типового положения, и резолюции представителя нанимателя.

Как следует из материалов дела, на основании служебной записки начальника управления жилищной политики Департамента, ответчиком принято решение о премировании государственных служащих управления, в отношении истца размер премии указан 0%.

Согласно статьям 56 и 68 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Такая процессуальная обязанность стороной истца исполнена не была, суду не представлено надлежащих доказательств того, что истцом в спорный период осуществлялась деятельность, относящаяся к категории особо важных и сложных заданий и перечисленная в изложенном выше перечне Типового положения.

Как следует из содержания вышеприведенных положений ст. 129, 135, 191 ТК РФ, Типового положения, заключенного межу сторонами служебного контракта, премия за выполнение особо важных и сложных заданий, как материальное стимулирование, производится персонально в отношении каждого государственного служащего, в перечень обязательных выплат не входит, носит поощрительный характер и зависит от достижения определенного положительного результата трудовой деятельности конкретного работника по заданным критериям. Данные выплаты не являются гарантированными, относятся к форме поощрения работника, по определенным критериям эффективности работы. Установление и выплата данной премии является прерогативой работодателя и должна строго соответствовать изложенным в нормативно-правовом акте исполнительного органа субъекта целям и основаниям. Таким образом оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания с ответчика премии за выполнение особо важных и сложных заданий - не установлено.

Принимая во внимание, что оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконным и взыскании невыплаченной премии не имеется, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании компенсации морального вреда, нарушение трудовых прав истца установлено не было.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Часовских Ж.В. Департаменту строительства и жилищной политики об отмене приказа о дисциплинарном взыскании, компенсации морального вреда, взыскании денежных средств – отказать

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 16 июля 2024 года.

Председательствующий                                  Архипова Е.В.

2-703/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Часовских Жанна Владимировна
Ответчики
Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа
Другие
Константинов Сергей Александрович
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Архипова Елена Владимировна
Дело на странице суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
01.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2024Передача материалов судье
05.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2024Судебное заседание
19.04.2024Судебное заседание
08.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
16.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее