Дело №ЗЗа-2521/2020 №2а-510/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 19 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Стёпина А.Б.
судей областного суда Лавровой С.Е., Берстневой Н.Н.
при секретаре Кондратьеве С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Стёпина А.Б. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Приволжский район» на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 29 мая 2020 года по административному исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приволжский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установила:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что в соответствии с нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям администрации района относится деятельность по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения на территории Астраханской области требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. Установлено, что вблизи территорий с<адрес> имеется 7 несанкционированных свалок. В результате неисполнения административным ответчиком обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Приволжский район» по неликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на земельных участках, и возложить на администрацию муниципального образования «Приволжский район» обязанность устранить указанные нарушения.
В судебном заседании административный истец прокурор Черныш О.Е., представитель заинтересованного лица Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области по доверенности Кинжигалиев А.Б. поддержали административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Приволжский район» по доверенности Туганова А.А. возражала против удовлетворения административного иска.
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 29 мая 2020 года административные исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Приволжский район» по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в Приволжском районе Астраханской области по адресным ориентирам: в 200м южнее с. Яманцуг, площадью 400кв.м., географические координаты: <адрес> На администрацию муниципального
образования «Приволжский район» возложена обязанность принять меры по ликвидации несанкционированных свалок расположенных по указанным адресным ориентирам в течение 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрацией муниципального образования «Приволжский район» ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку бездействия со стороны администрации муниципального образования «Еород Астрахань» не имеется, функция по организации деятельности по сбору и транспортировке твёрдых коммунальных отходов на территории Астраханской области относится к полномочиям субъекта Российской Федерации. Несанкционированные свалки расположенные в с. Яманцуг и с. Осыпной бугор, являются вновь образовавшимися свалками, и не внесены в территориальную схему, отсутствует необходимое финансирование.
На заседание судебной коллегии представитель заинтересованного лица Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, будучи надлежаще извещенным, не явился, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не предоставил. При указанных обстоятельствах в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Приволжский район» по доверенности Ясновой А.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, административного истца прокурора Ломтевой Я.А., возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим пр авонару шением.
Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (часть 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения на территории Астраханской области требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. Выявлены очаги несанкционированного размещения отходов на земельных участках общего пользования Приволжского района вблизи территорий <адрес> на которых имеются 7
несанкционированных свалок: в 200м южнее с. Яманцуг, площадью 400кв.м., географические координаты: <адрес>
В связи с выявленными нарушениями закона в адрес главы администрации муниципального образования «Приволжский район» 20 августа 2019 года внесено представление, однако мер, направленных на ликвидацию данных несанкционированных свалок администрацией не принято.
Документы свидетельствующие о том, что выявленные недостатки на день рассмотрения дела, устранены, административным ответчиком не представлены.
Удовлетворяя требования прокурора Астраханского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, районный суд исходил из того, что бездействие администрации муниципального
образования «Приволжский район» по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований, возложив на администрацию муниципального образования «Приволжский район» обязанность по ликвидации несанкционированных свалок.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии оснований для отмены законного и обоснованного решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что функции по уборке твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Полномочия администрации района по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района, закреплены пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вышеуказанной нормой закона на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района.
Положениями пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и
органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского округа от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Довод апелляционной жалобы о том, что несанкционированные свалки, расположенные в с. Яманцуг и с. Осыпной бугор, являются вновь образовавшимися свалками, и не внесены в территориальную схему, отсутствует необходимое финансирование, не освобождает администрацию муниципального образования «Приволжский район» как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления от исполнения возложенных на нее законом обязанностей.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения.
Разрешая спор, районный суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, районным судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Приволжского районного суда Астраханской области от 29 мая 2020 гола оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Приволжский район» - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции.
Стёпин А.Б. Лаврова С.Е. Берстнева Н.Н.