Решение по делу № 2а-1259/2020 от 12.03.2020

<данные изъяты>

УИД: 36RS0022-01-2019-001755-91

Дело №2а-1259/20

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июня 2020 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Дегтяревой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаазе Валентины Владимировны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решение об отказе от 17.10.2020 в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , о признании права на получение в собственность бесплатно земельного участка, о возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему трех детей в порядке очередности,

установила:

Гаазе В.В. обратилась в суд с административными исковыми требованиями к ДИЗО ВО. Просила признать незаконным решение об отказе от 17.10.2020 в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , признать право на получение в собственность бесплатно земельного участка, возложить обязанность предоставить в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему трех детей в порядке очередности.

Обосновывая заявленные требования, указывала, что приказом ДИЗО ВО № 946-з от 07.08.2013 она была включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность бесплатно.

ДИЗО ВО в ее адрес было направлено уведомление о предоставлении земельного участка, указано на необходимость направить письменное согласие на получение в собственность указанного земельного участка, а также предоставить копии документов, подтверждающих статус многодетного гражданина.

23.09.2019 в адрес ДИЗО ВО Гаазе В.В. было направлено заявление о согласии на получении земельного участка, к заявлению приложены копии паспортов, копии свидетельств о рождении, свидетельства о заключении брака, справка о составе семьи.

Решением от 17.10.2019, содержащимся в письменном уведомлении, ДИЗО ВО отказал в предоставлении в собственности земельного участка.

Решение мотивировано ссылкой на пп. 2 п. 7 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ и обосновано тем, что не предоставлены документы об обучении по очной форме сына, достигшего 18 летнего возраста.

Административный истец полагает указанное решение не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 28, пп. 6 п. 1 ст. 39.5 ЗК РФ, утверждает, что ссылка в качестве основания для принятия решения на пп. 2 п. 7 ст. 13.1. Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ необоснована, так как не предусматривает такое основание для отказа в предоставлении земельного участка и нарушает ее права.

В судебное заседание административный истец Гаазе В.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения ела извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Гаазе В.В., действующая на основании ордера, Дронова Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме. Обращала внимание суда на то, что в установленном законом порядке поставлена на очередь, с момента постановки на очередь 19.04.2013 административный ответчик не исполнял обязанность по предоставлению земельного участка. Сам по себе факт достижения ребенком возраста 18 лет, не прохождения дальнейшего обучения не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Представитель административного ответчика ДИЗО ВО, действующая на основании доверенности Родина М.Л. настаивает на законности принятого решения. Указывает, что на момент предоставления земельного участка в собственности гражданин должен обладать статусом многодетного гражданина, определенным частью 2.1 Закона от 13.05.2008 № 25-ОЗ. На момент предоставления земельного участка Гаазе В.В. указанным критериям не соответствовала, так как ФИО1 достиг <данные изъяты>-летнего возраста, при этом факт обучение его в очной форме обучения в образовательной организации не подтвержден. Суду предоставлены письменные возражения.

Заинтересованное лицо Администрация Новоусманского муниципального района ВО о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, судом постановлено рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:

Административный истец Гаазе В.В. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 39), ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 37), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 38).

Приказом ДИЗО ВО № 946-з от 07.08.2013 Гаазе В.В. включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность бесплатно с 19.04.2013.

На дату рассмотрения дела судом Гаазе В.В. состоит в указанном реестре.

21.08.2019 ДИЗО ВО направило в адрес Гаазе В.В. уведомление № 52-17-13279з (л.д. 88) о предстоящем предоставлении земельного участка, площадью 900 кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем, предложено в течение 10 дней с момента получения уведомления предоставить письменное согласие либо отказ в отношении указанного участка, а также предоставить документы, подтверждающие льготный статус.

23.09.2019 Гаазе В.В. предоставлено согласие на получение земельного участка в собственность, к заявлению приложены копии паспортов, копии свидетельств о рождении, свидетельства о заключении брака, справка о составе семьи (л.д. 87).

17.10.2019 ДИЗО ВО направлено в адрес Гаазе В.В. письменное сообщение в котором содержится решение об отказе в предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 41-42).

Правовым основанием для принятия решения указан подпункт 2 п. 7 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».

Указанное решение административный истец просит признать незаконным и отменить.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Правовое регулирование общественных отношений по реализации статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации, а именно выбор конкретных мер защиты семьи, определение условий и порядка их предоставления, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт "ж" части 1 статьи 72, часть 2 и часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1, пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно пункту 2 статьи 39.19 этого же кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

До 1 марта 2015 года действовала статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающая в абзаце втором пункта 2, введенным Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 138-ФЗ, право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

С 1 марта 2015 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действует статья 39.5 поименованного кодекса, содержащая перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, одним из которых является предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).

Согласно пункту 2 статьи 39.19 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

В Воронежской области указанный порядок определен в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».

Согласно Положению о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365, департамент определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, находящимися в черте города Воронежа, а также земельными участками, находящимися в собственности области, в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом.

Устанавливая наличие оснований для принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд принимает во внимание следующие обстоятельства:

ДИЗО ВО принято оспариваемое решение от 17.10.2019 об отказе в предоставлении Гаазе В.В. в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Решение мотивировано ссылкой на пп. 2 п. 7 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ и обосновано тем, что Гаазе В.В. не предоставлены документы об обучении по очной форме сына, достигшего 20-летнего возраста.

Статья 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ регулирует порядок постановки многодетных граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления многодетным гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении.

Приведенная в решении норма пункта 7 статьи 13.1 регулирует основания для принятия решения об отказе в постановке заявителя на учет и включении его в Реестр.

Анализ указанных норм, а также доводов сторон, приведенных в судебном заседании, позволяет суду прийти к выводу о том, что приведенная в решении норма пп. 2 п. 7 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ не может служить правовым основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.

При принятии решения суд исходит из того, что Гаазе В.В. была включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области на основании приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в установленном законом порядке и состоит в указанном реестре.

Административным ответчиком Гаазе В.В. было направлено уведомление о предстоящем предоставлении соответствующего земельного участка, которое Гаазе В.В. было получено, и, в установленный законом срок истцом дан положительный ответ и представлены соответствующие документы.

Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 17.10.2019 Гаазе В.В. отказано в предоставлении в собственность предложенного участка в связи с не предоставлением документов об обучении по очной форме сына, достигшего 20-летнего возраста.

В судебном заседании представитель административного ответчика настаивает на то, что на момент предоставления земельного участка в собственности гражданин должен обладать статусом многодетного гражданина, определенным частью 2.1 Закона от 13.05.2008 № 25-ОЗ. На момент предоставления земельного участка Гаазе В.В. указанным критериям не соответствовала, так как ФИО1 достиг <данные изъяты>-летнего возраста, при этом факт обучение его в очной форме обучения в образовательной организации не подтвержден.

Оценивая фактические обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, суд, с учетом оценки приведенных выше положений законодательства приходит к выводу, что действующие региональные нормы не содержат оснований для отказа в предоставлении земельного участка, в том числе, по основанию достижения одним из детей возраста 18 лет.

Гаазе В.В. в установленном порядке было предложено реализовать право на получение земельного участка в собственность бесплатно.

Административный истец, в установленном порядке включенная в реестр многодетных граждан, воспользовалась принадлежащим ей правом, реализовала его путем направления в адрес ДИЗО ВО заявления о согласии на получение земельного участка в собственность, а, следовательно приобрела право на получение земельного участка.

Судом принимается как обоснованный довод представителя административного истца о том, что при соблюдении административным ответчиком положений соответствующего закона в части сроков и порядка направления многодетным гражданам соответствующего уведомления, Гаазе В.В., в установленном порядке включенная в реестр 19.04.2013, имела бы возможность реализовать свое право на предоставление в собственность земельного участка.

Установив, что основания для принятия оспариваемого решения у ДИЗО ВО отсутствовали, суд приходит к выводу о незаконности решения от 17.10.2019, изложенного в сообщении от 17.10.2019 № 52-17-16656, об отказе Гаазе В.В. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Оспариваемое решение нарушает право Гаазе В.В. как лица, включенного в установленном в законном порядке в реестр многодетных граждан, на получение земельного участка в собственность бесплатно.

По изложенным основаниям суд удовлетворяет требование о признании незаконным решения ДИЗО об отказе в предоставлении земельного участка.

Поскольку решение ДИЗО об отказе в предоставлении Гаазе В.В. в собственность бесплатно земельного участка признано судом незаконным, в целях восстановления нарушенного права, суд возлагает на ДИЗО ВО обязанность предоставить Гаазе Валентине Владимировне в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение ДИЗО ВО от 17.10.2020 об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , изложенный в сообщении от 17.10.2019 № 52-17-16656з.

Возложить на ДИЗО ВО обязанность предоставить Гаазе Валентине Владимировне в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с п.5 ч.1 ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Воронежский областной суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 03.06.2020.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

2а-1259/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гаазе Валентина Владимировна
Ответчики
ДИЗО ВО
Другие
Зозуля Василий Васильевич
Администрация Новоусманского муниципального района ВО
Суд
Центральный районный суд г. Воронеж
Судья
Шумейко Елена Сергеевна
Дело на странице суда
centralny.vrn.sudrf.ru
12.03.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
12.03.2020Передача материалов судье
13.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2020Судебное заседание
13.05.2020Производство по делу возобновлено
26.05.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.05.2020Судебное заседание
05.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее