РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2024 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе
председательствующего судьи Олесик О.В.,
при ведении протокола помощниками судьи <ФИО>3, <ФИО>4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>1 к Амурскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о признании приказа о прекращении трудового договора незаконным, его отмене, изменении формулировки записи в трудовой книжке,
установил:
<ФИО>1 обратился в суд с названным иском указав в обоснование, что <дата> около 19:42 час. на своей электронной почте обнаружил приказ ответчика от этой же даты № <данные изъяты> о прекращении трудового договора с работником в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными актами. С данным приказом не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку он находился на изнурительном лечении с последующей реабилитацией, которое, по его мнению, является объективной и уважительной причиной непредставления сведений, предусмотренных Федеральным законом от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Также полагает, что ответчиком нарушены требования ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ и Приказ Росводреурсов от <дата> № 144 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в Федеральном агентстве водных ресурсов». Просит признать приказ от <дата> № <данные изъяты> о прекращении трудового договора с работником незаконным и отменить его.
В судебное заседание <ФИО>1 и его представитель <ФИО>5, извещенные надлежащим образом, не явились, ходатайств не представили.
После объявления перерыва в судебном заседании <дата> в расписке помощником судьи ошибочно была указана дата <дата> вместо <дата>. Между тем, истец, как и его представитель <ФИО>5, и представители ответчика, в судебном заседании были извещены об объявлении перерыва именно до <дата> до 10:40 час., что подтверждается и протоколом судебного заседания, и аудиозаписью судебного заседания.
Кроме того, информация о дате, времени и месте рассмотрения дела, в том числе, размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от <дата> № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Советского районного суда.
В судебном заседании <дата>, в котором был объявлен перерыв до <дата>, истец и его представитель <ФИО>5 уточнили заявленные требования. По доводам, изложенным в иске, с учетом письменных дополнений (возражений на отзыв ответчика), просили признать приказ от <дата> № <данные изъяты> о прекращении трудового договора с работником незаконным, отменить его и изменить формулировку записи об увольнении в трудовой книжке <ФИО>1 с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе с <дата> по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ввиду того, что ранее, <дата> им было подано заявление об увольнении по указанным обстоятельствам, но не было рассмотрено работодателем. Восстановить на работе его не просит.
<ФИО>1 пояснил, что занимаемая им до издания оспариваемого приказа должность – <данные изъяты> не входит в перечень должностей, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке представления указанных сведений, установленных Указом Президента РФ от <дата> № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (вместе с «Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»). В связи с чем обязанность по предоставлению таких сведений у него отсутствовала. Подтвердил, что замещал должность государственного гражданского служащего и с ним был заключен служебный контракт, в котором тоже не были изложены эти обязанности. С должностной инструкцией ознакомлен не был. Также нарушен порядок его увольнения и шестимесячный срок проведения служебной проверки, который отсчитывает с <дата> по <дата>, а уволен он <дата>, причем уже в нерабочее время.
Поскольку восстановить на работе <ФИО>1 не просил, представитель прокурора Советского района бы освобожден от участия в судебном заседании.
Представители ответчика <ФИО>6 и Пугачёва Ю.В. в судебном заседании <дата> возражали против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
В настоящем судебном заседании представитель Пугачёва Ю.В. также возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, с учетом дополнений, указав, что истец был принят на работу <дата> на должность федерального государственного служащего – <данные изъяты>, приступив к работе <дата>, должен был исполнять обязанности на основании должностного регламента государственного гражданского служащего, утвержденного руководителем <данные изъяты> от <дата>, и в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Порядок представления обязательных сведений государственными служащими определяется Положением о предоставлении федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от <дата> № <данные изъяты> справкой по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от <дата> № <данные изъяты> Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы. В указанный законом срок <ФИО>1 данную обязанность не исполнил, в связи с чем после проведения служебной проверки был уволен. Оспариваемый им приказ является законным и обоснованным. На всем протяжении периода временной нетрудоспособности истец находился на амбулаторном лечении, проходя лечение стационарно только с <дата> по <дата>, поэтому никаких препятствий к направлению справок по состоянию на <дата> о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за период с <дата> по <дата> у него не имелось. При этом данное обстоятельство – нахождение на лечении, не препятствовало <ФИО>1 систематически направлять жалобы в различные органы и учреждения. Следовательно, у него имелась возможность исполнить обязанность по предоставлению таких сведений, предусмотренных законом. Уведомлением истец был поставлен в известность (ознакомлен) о необходимости участия в заседании комиссии в г. <данные изъяты>, но заявил, что никуда не поедет. Прохождение им физиолечения не освобождало его от явки на заседание комиссии, тем более, что листок нетрудоспособности ему для этого не выдавался, однако на работу он в этот день тоже не вышел. Отсутствие его на рабочем месте также подтверждается табелем учета рабочего времени и расчетным листком за <данные изъяты> года. Процедура и порядок увольнения истца были соблюдены.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие <ФИО>1, его представителя <ФИО>5 и представителя ответчика <ФИО>6, уведомленных надлежащим образом.
Выслушав представителя Пугачёву Ю.В., изучив материалы дела и представленные доказательства в совокупности, исходя из требований ст.ст. 56, 67, 157 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Постановлением Правительства РФ от <дата> № 282 утверждено Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов. Данное Федеральное агентство находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Его возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства водных ресурсов от <дата> № 66 утверждено Положение о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов, в том числе, об Амурском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов (Приложение № 1).
Согласно данному Положению Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, сокращенное наименование Амурское БВУ (далее – территориальный орган), является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах бассейна реки Амур и других рек, впадающих в моря Тихого и Северно-Ледовитого океанов на востоке и северо-востоке страны, на территории Забайкальского, Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, <адрес>, <адрес>, Амурской и Сахалинской областей (п. 1).
Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального агентства водных ресурсов, а также настоящим Положением (п. 2).
Территориальный орган при осуществлении своей деятельности взаимодействует, в пределах своей компетенции, с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении Федерального агентства водных ресурсов, а также общественными объединениями и другими организациями (п. 3).
Возглавляет территориальный орган руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации по представлению руководителя Федерального агентства водных ресурсов в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 6).
Руководитель территориального органа организует его деятельность; утверждает положения о структурных подразделениях территориального органа и должностные регламенты работников территориального органа; решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы работниками территориального органа (п.п. 7, 9.10, 9.11).
Территориальный орган является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием, лицевые счета в органах Федерального казначейства, открытые в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, обособленное имущество, закрепленное за ним в оперативном управлении, выступает в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде, арбитражном и третейском судах (п. 13).
Местонахождение территориального органа: г. <данные изъяты> (п. 15).
Согласно Положению об отделе водных ресурсов по Приморскому краю, утвержденному руководителем управления <дата>, последний является территориальным структурным подразделением Амурского БВУ, обеспечивающим реализацию задач, функций и полномочий в сфере управления, использования и охраны объектов на территории Приморского края.
Отдел возглавляет начальник, который организует деятельность отдела и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него полномочий.
Согласно п. 1 должностного регламента начальника территориального отдела водных ресурсов по Приморскому краю, утвержденного руководителем Амурского БВУ <дата>, должность эта является федеральной государственной гражданской службой и относится к ведущей группе должностей федеральной государственной гражданской службы ы категории «руководители». Регистрационный номер (код) должности – <данные изъяты>.
Порядок прохождения сотрудником федерального органа исполнительной власти гражданской службы, в том числе, начальником территориального структурного подразделения Амурского БВУ – отдела водных ресурсов по Приморскому краю, регулируется Федеральным законом от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудовым кодексом Российской Федерации.
Запреты, ограничения и иные требования, направленные на соблюдение государственными гражданскими служащими законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, регламентированы Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (здесь и далее в редакциях на момент спорных отношений).
В соответствии со ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Применительно к государственной гражданской службе как в Федеральном агентстве водных ресурсов, которое является федеральным органом исполнительной власти, так и его территориальных органах и структурных подразделениях, трудовые отношения регулируются Федеральным законом от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии со ст. 73 которого Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 10 данного Федерального закона должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.
Должности государственной службы в территориальных федеральных органах исполнительной власти входят в реестр перечня должностей федеральной государственной гражданской службы (Указ Президента Российской Федерации от <дата> № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»).
В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых государственными гражданскими служащими и гражданами, претендующими на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, должностей финансовых уполномоченных и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.
Непосредственно правовой механизм проведения проверок в отношении государственных служащих на соответствие антикоррупционному законодательству регулируется Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от <дата> № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Как указано в ч.ч. 1, 2 ст. 25 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ, для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим служебный контракт на неопределенный срок; срочный служебный контракт. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 9 данного Федерального закона руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.
Судом установлено и следует из материалов дела, что <ФИО>1 на основании приказа руководителя <данные изъяты> № <данные изъяты> от <дата> принят на работу на постоянной основе с <дата> в территориальный отдел <данные изъяты> на должность <данные изъяты>
Также в данном приказе отражено, что его должность относится к ведущей группе должностей государственной гражданской службы, категория «руководитель».
Об этом же говорится и в служебном контракте о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации № <данные изъяты> от <дата>, подписанного руководителем Амурского БВУ и <ФИО>1 (п. 1.3).
Служебные обязанности, согласно п. 1.2 служебного контракта, истцом должны исполняться в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего, утвержденного руководителем АБВУ от <дата>, и в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно п. 3.1 контракта <ФИО>1, как гражданский служащий, обязан исполнять обязанности, в том числе, предусмотренные ст. 15 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ: представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах, принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектом налогообложения, об обязательствах имущественного характера.
Данный служебный контракт может быть прекращен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и Трудовым кодексом РФ (п. 12.1).
В Должностном регламенте государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника территориального отдела водных <данные изъяты>, утвержденном руководителем <данные изъяты> <дата>, также отражены названные выше положения и обязанности.
Также в нем указано, что начальник отдела должен знать основы Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и исполнять свои обязанности в соответствии с данными Федеральными законами (пп. «в», «г» п. 2 ч. 5.1.3, ч.ч. 6 и 7);
Согласно надписи и подписи на обороте служебного контракта истец с должностной инструкцией ознакомлен и на руки получил, как и экземпляр настоящего служебного контракта (т.1 л.д.51-54; 55-62).
В судебном заседании <ФИО>1 подтвердил, что названные надпись и подпись на обороте служебного контракта выполнены им, в связи с чем его довод о неполучении данных документов и не ознакомлении с ними, признаются необоснованными.
Между тем, как установлено в ходе разбирательства дела и не опровергалось истцом, в срок, установленный ст. 20 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с <дата> по <дата> он к <дата> не предоставил.
Данный факт также зафиксирован сотрудниками Амурского БВУ в докладных ведущего специалиста кадров <ФИО>7 от <дата> и <дата>, соответственно, в адрес руководителя Амурского БВУ <ФИО>8 о непредставлении <ФИО>1 таких сведений; в рапорте врио начальника отдела <ФИО>9 от <дата> о неисполнении истцом поручений о предоставлении этих сведений; в акте об отказе истца от дачи письменного объяснения от <дата> (т.1 л.д.63 и оборот; 69 (и оборот)-70).
Сотрудниками кадровой службы Амурского БВУ по факту о неисполнении обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в адрес <ФИО>1 направлены: запрос о даче пояснений от <дата>, с которым он был ознакомлен под роспись (пояснения им не предоставлены); приказ о проведении служебной проверки от <дата> № <данные изъяты>, с которым он также ознакомлен и который получен им в этот же день; повторный запрос на его имя о даче пояснений от <дата>, которые представлены не были (т.1 л.д.64, 71, оборот листа).
Заключением о результатах служебной проверки от <дата> установлено совершение истцом коррупционного правонарушения в связи с непредставлением им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей за отчетный период (с <дата> по <дата>).
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, которые при данных условиях нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть, которые исключают возможность соблюдения требований антикоррупционного законодательства в отношении <ФИО>1 в ходе служебной проверки не установлено (т.1 л.д.66-67).
Также до сведения <ФИО>10 четырежды доводились уведомления (от <дата>, <дата>, <дата> и <дата>) о заседании комиссии Амурского БВУ по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих (т.1 л.д.72-78).
Уведомлением от <дата> № <данные изъяты> он был поставлен в известность о необходимости участия в заседании комиссии <дата> в 11:00 час. по адресу: <адрес>, ул. <данные изъяты> (т.1 л.д.78).
После получения очередного приказа о направлении в командировку <ФИО>11 действия по приобретению проездных документов в <адрес> не совершил, для участия на заседании комиссии не прибыл, что подтверждается актом от <дата>, составленном комиссией центрального аппарата АБВУ.
Уведомлением от <дата> № <данные изъяты> он был извещен о необходимости участия в заседании комиссии <дата> в 11:00 час. по указанному адресу, куда также не прибыл.
Протоколом заседании комиссии Амурского БВУ по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от <дата> установлено совершение <ФИО>1 коррупционного правонарушения и принято решение о рекомендации руководителю Амурского БВУ привлечь его к ответственности, применив взыскание в виде увольнения с утратой доверия к гражданскому служащему (т.1 л.д.80, 82-83).
Приказом (распоряжение) руководителя Амурского БВУ от <дата> № <данные изъяты> о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) действие трудового договора от <дата> № <данные изъяты> прекращено, <ФИО>1 уволен с <дата> на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Вопреки утверждениям <ФИО>1, в этот же день, <дата>, данный приказ направлен ему на электронный адрес в 16:50 час., что подтверждается скриншотом отправки. Тот факт, что обнаружил его, как он пишет в иске, после 19:00 час., не имеет значения для разрешения данного спора, в том числе, и потому, что он имел возможность ознакомиться с ним сразу при поступлении на электронную почту. Также <дата> ответчик проинформировал <ФИО>1 о необходимости получения трудовой книжки, после чего направил документы по почте (РПО <данные изъяты>) и далее повторно (РПО <данные изъяты>). Истцом получена она <дата>.
Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что <ФИО>1 совершено коррупционное правонарушение, связанное с несоблюдением требований, предусмотренных п. 3.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ, пп. «б» п. 3, п. 5 Положения, утвержденного указом Президента Российской Федерации от <дата> № <данные изъяты>, а также положениями служебного контракта № <данные изъяты> от <дата> и должностного регламента государственного гражданского служащего, утвержденного руководителем Амурского БВУ от <дата>.
Отклоняя доводы истца о невозможности предоставления установленных законом сведений ввиду длительного лечения, суд исходит из следующего.
Как следует из поступивших по запросу суда листков нетрудоспособности, за весь период временной нетрудоспособности (в общей сложности около года) – с <дата> по <дата>, <ФИО>1 стационарно получал помощь только в период с <дата> по <дата>.
Все остальное время он получал лечение амбулаторно, то есть с оказанием медицинской помощи в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения (п. 2 ч. 3 ст. 32 Федерального закона от <дата> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Также из представленных истцом в материалы скриншотов электронного обмена сообщениями следует, что он неоднократно направлял на электронный адрес ответчика уведомления об открытии/закрытии листков нетрудоспособности (<дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>), в том числе, и в даты, следующие за датой, в которую обязанность по предоставлению справки о доходах должна была быть исполнена, а работодатель неоднократно требовал указанные сведения предоставить (<дата>, <дата>, <дата>, <дата>).
Также согласно представленным листкам нетрудоспособности рабочими днями истца являлись 29-31 мая, 01-02, 05-06 июня и <дата> Следовательно, объективных препятствий к предоставлению/направлению в комиссию Амурскому БВУ по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов вышеуказанных справок и сведений, а также заявления с указанием объективных причин невозможности их предоставления, у него не имелось.
Доказательств обратного им в материалы дела не предоставлено.
Более того, как верно указано ответчиком, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, которые при данных условиях нельзя было ожидать или избежать, либо которые нельзя было преодолеть, которые исключают возможность соблюдения требований антикоррупционного законодательства в отношении <ФИО>1 не было установлено в ходе служебной проверки.
Не установлены такие обстоятельства и в ходе разбирательства дела. При этом обстоятельства, связанные с временной нетрудоспособностью, не освобождают государственного служащего от соблюдения антикоррупционных норм и правил.
Таким образом, нахождение истца на листках нетрудоспособности (на изнурительном лечении, как он указывает в иске), вопреки его утверждению, не является уважительной причиной непредставления им сведений, предусмотренных Федеральным законом от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и не лишало его возможности своевременно подать (направить) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Тем более, что как установлено в ходе разбирательства дела и подтверждено представленными стороной ответчика доказательствами, <ФИО>1, находясь на листках нетрудоспособности, неоднократно направлял документы, в том числе, заявления и жалобы, в том числе, и посредством почтовых отправлений в различные органы, что свидетельствует о его возможности направить, в том числе, таким же образом работодателю указанные обязательные сведения.
Также установлено и отражено выше, что в спорный период у истца были рабочие дни между нахождением на листках нетрудоспособности, что также не лишало его возможность представить такие сведения в эти дни, чего им сделано не было.
При этом в судебном заседании <ФИО>1 указал уже иное основание – что не обязан был предоставлять такие сведения, поэтому их и не представил.
Довод истца о том, что его должность не входит в перечень должностей, при замещении которых государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке представления указанных сведений, установленных Указом Президента РФ от <дата> № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, признается судом несостоятельным, так как основан неверном толковании норм права.
Суд признает несостоятельными и доводы истца о его заблуждении относительно необходимости представления предусмотренных законом сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поскольку указанная обязанность, как указано выше, прямо предусмотрена его Служебным контрактом № 297 от <дата> и Должностным регламентом государственного гражданского служащего, с которыми он был ознакомлен и экземпляры которых получил в этот ж день, <дата>.
Более того, из трудовой книжки <ФИО>1, копия которой приобщена к материалам дела, а оригинал обозревался в судебном заседании, следует, что он и ранее занимал должности государственных служащих.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец достоверно знал о необходимости исполнения своей обязанности о предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, однако, данную обязанность не исполнил.
Признавая несостоятельным довод истца о том, что им в ответ на уведомление о необходимости прибыть на заседание комиссии, назначенное на <дата>, была подана служебная записка <дата> (т.1 л.д.15) о необходимости прохождения медицинских процедур в период с <дата> по <дата> в связи с чем он не смог принять участие и представить объяснения, в том числе, и в дату <дата>, суд исходит из того, что указание в данной служебной записке на невозможность участия в заседании комиссии по урегулированию, которая состоялась <дата>, – значительно позднее даты указанной служебной записки <дата>.
Тем более, что согласно сообщению главного врача КГБУЗ «<данные изъяты> поступившему <дата> на запрос суда, с <дата> по <дата> <ФИО>1 находился на лечении в отделении восстановительного лечения на процедуре иглоукалывания.
Следовательно, препятствий в принятии им участия на заседании комиссии не имелось, как и препятствий в переносе процедуры иглоукалывания на другое время.
Таким образом, суд исходит из того, что факт непредставления <ФИО>1 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 отчетный год нашел свое подтверждение. Выявленные в ходе проверки нарушения являются значительными, в связи с чем установленные в ходе ее проведения обстоятельства правомерно признаны ответчиком основанием для утраты доверия к истцу и его увольнения. Порядок проведения проверки, заседания комиссии, процедура и порядок применения к истцу дисциплинарного взыскания соблюдены.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.
В силу ч. 6.1 ст. 20 этого же Федерального закона № 79-ФЗ непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В соответствии со ст. 59.3 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, – и на основании рекомендации указанной комиссии (ч. 1).
Согласно ст.ст. 57-59 Федерального закона № 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» – «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка;
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
В ходе судебного разбирательства установлено, что порядок и срок привлечения <ФИО>1, как государственного гражданского служащего, к дисциплинарной ответственности за совершенное коррупционное правонарушение соответствует названным выше нормам действующего законодательства и согласуются с фактическими обстоятельствами совершенного проступка.
В соответствии с ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Из указанной нормы следует, что срок для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности исчисляется с момента поступления информации о совершении им правонарушения. В указанный срок не включается, в том числе, периоды временной нетрудоспособности гражданского служащего, период проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
С учетом названных выше периодов временной нетрудоспособности истца, периода проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов, срок привлечения к дисциплинарной ответственности <ФИО>1 не истек.
В отношении истца представителем нанимателя – Амурским БВУ Росводресурсов была инициирована служебная проверка в порядке реализации указа Президента Российской Федерации от <дата> № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
Комиссией Амурского БВУ по результатам проведения служебной проверки от <дата> подготовлены материалы, из которых следует, что истцом фактически не представлены сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей на отчетную дату, то есть <дата>, что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от <дата> <номер> «О противодействии коррупции».
Данные сведения так и не были представлены истцом.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
На основании указанной нормы Комиссия установила, учитывая характер и тяжесть совершенного <ФИО>1 коррупционного правонарушения, а также несоблюдение им требований к служебному поведению государственных служащих, и рекомендовала, как указано выше, руководителю Амурского БВУ привлечь его к ответственности, применив взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия к гражданскому служащему (протокол заседания Комиссии Амурского БВУ по соблюдению служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от <дата>).
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда РФ от <дата> № 14-П, суд признал взаимосвязанные положения пункта 1.1 части 1 статьи 37 и пункта 2 части 1 стать 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, – выступают элементами правового механизма применения к государственному гражданскому служащему меры ответственности за совершение им в период государственной гражданской службы такого коррупционного правонарушения, как непредставление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.
В соответствии с п. 4 указанного постановления Конституционного Суда РФ в отличие от граждан, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы, государственные гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы, включенные в специальные перечни, установленные соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять не только сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи, но и сведения о своих расходах и о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 20 и часть 1 статьи 20.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Непредставление же государственным гражданским служащим такого рода сведений либо представление заведомо неполных или недостоверных сведений, в случае если их представление обязательно, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной гражданской службы (часть 6.1 статьи 20, часть 3 статьи 20.1 того же Федерального закона).
Приведенные законоположения приняты в развитие пункта 4 статьи 6, пункта 3.2 части 1 и части 9 статьи 8, а также частей 1 и 3 статьи 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», а сама обязанность государственных гражданских служащих представлять представителю нанимателя сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлена в целях осуществления государственного контроля за имущественным положением лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, и направлена на предупреждение коррупции. Исходя из этого неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными гражданскими служащими данной обязанности представляет собой коррупционное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена специальными нормами Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В частности, в силу пункта 2 части 1 его статьи 59.2 непредставление государственным гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений влечет за собой увольнение государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия.
Ссылаясь в письменных пояснениях на это же постановление Конституционного Суда РФ от <дата> № 14-П, истец неверно толкует нормы права, поскольку в указанном в нем также случае сотрудник не представил необходимых сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на государственную гражданскую службу, то есть на тот момент еще не имел соответствующего публично-правового статуса, в то время как <ФИО>1 на дату увольнения указанным публично-правовым статусом обладал.
Таким образом, учитывая, что наличие любого из перечисленных в ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» случая достаточно для расторжения служебного контракта в связи с утратой доверия, увольнение истца является законной и обоснованной мерой реагирования на допущенное им нарушение действующего законодательства, в связи с чем оспариваемый им приказ является законным.
Работодателем учтены характер совершенного нарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, а, кроме того, совершенный истцом проступок является коррупционным правонарушением, ответственность за нарушение которого наступает вне зависимости от степени его тяжести, или причиненного ответчику ущерба.
Уточненное требование <ФИО>1 в части изменения формулировки записи об увольнении в его трудовой книжке с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе с <дата> по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ввиду того, что ранее, <дата>, им было подано заявление об увольнении по собственному желанию, но не было рассмотрено работодателем, также не подлежит удовлетворению, поскольку работодателем принято решение о его увольнении за непредставление им, как государственным гражданским служащим, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в связи с утратой к нему доверия.
При таких обстоятельствах, оснований для рассмотрения заявления истца от <дата> об увольнении его по собственному желанию не было.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
<ФИО>1 в удовлетворении уточненных исковых требований к Амурскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о признании приказа о прекращении трудового договора незаконным, его отмене, изменении формулировки записи в трудовой книжке отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья О.В. Олесик