Решение от 03.08.2018 по делу № 2а-1794/2018 от 25.07.2018

                                 Дело № 2а-1794/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2018 года                                  г. Глазов УР

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Самсонова И.И.,

при секретаре Максимове А.А.,

с участием помощника Глазовского межрайонного прокурора Семакиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Глазовского межрайонного прокурора к Администрации МО «Кожильское» о понуждении к совершению действий по постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного,

установил:

Глазовский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к Администрации МО «Кожильское» о понуждении к совершению действий по постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного, обосновав исковые требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия выявлены объекты культурного наследия, обладающие признаками бесхозяйного имущества, находящиеся на территории муниципального образования «Кожильское»: Памятник воинам-односельчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. отнесен к числу объектов культурного наследия регионального значения постановлением Совета Министров УАССР от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Удмуртской АССР». Проверкой установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимости, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ . Исходя из сведений, предоставленных Администрацией МО «Кожильское» от ДД.ММ.ГГГГ и Администрацией МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , муниципальной собственностью объект культурного наследия не является, заявление о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества не подавалось. Таким образом, на сегодняшний день объект культурного наследия – Памятник воинам-односельчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., расположенный по адресу: УР, Глазовский район, д. Кожиль, отвечает признакам бесхозяйного объекта. Указанный объект культурного наследия расположен на территории МО «Кожильское». Отсутствие собственников указанных объектов культурного наследия влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по сохранению, использованию и популяризации памятников истории и культуры, не исключает возможности утраты физической целостности объекта, а также ухудшения его физической целостности, что может повлечь за собой нарушение конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколения народа Российской Федерации.

Просит обязать Администрацию муниципального образования «Кожильское» обратиться с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - объекта культурного наследия Памятник воинам-односельчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., расположенный по адресу: УР, Глазовский район, Кожиль, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Семакина Е.С. административные исковые требования поддержала, в обоснование исковых требований указала те же доводы, что изложены в административном исковом заявлении, не возражала изменить срок обращения административного ответчика в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР в течение года после вступления решения суда в законную силу.

    Представитель административного ответчика Администрации МО «Кожильское» в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, согласно поступившему в суд возражению на административное исковое заявление просят установить срок для обращения с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР для постановки на учет объекта культурного наследия в течение года со дня вступления решения в законную силу, в остальной части с административным исковым заявлением согласны.

    Представитель заинтересованного лица Агентства по государственной охране объектов культурного наследия УР в судебное заседание также не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, поддерживают административные исковые требования Глазовского межрайонного прокурора.

Суд, выслушав прокурора, изучив представленные доказательства, находит административные исковые требования Глазовского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на доступ к культурным ценностям (часть 2 статьи 44), обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно абзацу третьему преамбулы данного Федерального закона в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

Согласно Положению об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г., N 865, памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

К памятникам истории и культуры относятся:а) памятники истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства;

    В силу ст. 6 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

    Статья 4 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определяет, что объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования

Таким образом, памятники истории представляют собой особый вид недвижимого имущества.

Согласно Постановлению Совета Министров Удмуртской АССР от 05.12.1979 года № 362 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры УАССР» в список объектов культурного наследия, находящихся на территории Удмуртской Республики, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального (Удмуртской Республики) значения, включен Памятник воинам-односельчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В судебном заседании установлено, что указанный памятник истории и культуры регионального значения расположены на территории муниципального образования «Кожильское» по следующему адресу: УР, Глазовский район, д. Кожиль.

Пунктом 1 статьи 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

При рассмотрении спора судом установлено, что Памятник воинам-односельчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. собственников (балансодержателей) не имеет: какие-либо права на эти памятники, в установленном законом порядке, не зарегистрированы, притязания на приобретение их в собственность в соответствии с требованиями федеральных законов от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не заявлены.

Согласно ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015г. №931.

Между тем, какие-либо действенные меры со стороны администрации сельского поселения до настоящего времени по оформлению права собственности на указанные объекты культурного наследия местного (муниципального) значения не приняты.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач государства, в частности органов местного самоуправления.

Одним из важных полномочий органов местного самоуправления является установление нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции порядка осуществления финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия(памятников истории и культуры ) народов Российской Федерации, и (или) выявленных объектов культурного наследия.

В нарушение указанных норм законодательства, названные объекты культурного наследия в муниципальную собственность не приняты, средства от использования указанных объектов культурного наследия в бюджет не поступают, что в свою очередь, приводит к непринятию мер по сохранению объектов в надлежащем состоянии.

Таким образом, административным ответчиком допущены нарушения названного законодательства, не исполняются приоритетные задачи по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия

(памятников истории и культуры ), а также реализации конституционного права граждан - неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям.

В соответствии со ст.39 Кодекса административного судопроизводства прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку законодательством не определен срок обращения с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества, суд в целях обеспечения интересов лиц, участвующих в деле, в целях исполнимости судебного акта с учетом бюджетных процессов считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1941-1945 ░░.», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.08.2018 ░░░░.

    

░░░░░ -                             ░.░. ░░░░░░░░

2а-1794/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Глазовский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Кожильское"
Другие
Агенство по государственной охране объектов культурного наследия УР
Суд
Глазовский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Самсонов Иван Иванович
Дело на сайте суда
glazovskiygor.udm.sudrf.ru
25.07.2018Регистрация административного искового заявления
25.07.2018Передача материалов судье
26.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2018Судебное заседание
03.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2018Дело оформлено
04.09.2018Дело передано в архив
02.05.2020Регистрация административного искового заявления
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Дело оформлено
02.05.2020Дело передано в архив
03.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее