Дело № 2-1860/2022
УИД 92RS0004-01-2022-001902-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2022 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего - судьи Макоед Ю.И.,
при секретаре – Шереужевой А.Х.,
с участием прокурора <адрес> ФИО4, представителей ответчиков ФИО5, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ГБОУ <адрес> "Средняя общеобразовательная школа № имени ФИО6", Департаменту образования <адрес> об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился с исковым заявлением в суд к ГБОУ <адрес> "Средняя общеобразовательная школа № имени ФИО6", Департаменту образования <адрес> об обязании совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения государственным бюджетным образовательным учреждением <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № имени ФИО6» требований законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование».
В ходе прокурорской проверки установлено, что в ГБОУ СОШ № лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, отсутствуют.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес ГБОУ СОШ № внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № Прдр-3-76-22/-2067004, по результатам рассмотрения которого приняты дополнительные меры, направлены заявки на дополнительное финансирование.
В соответствии с п. 24 Стандарта организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.
Вместе с тем, в образовательном учреждении до настоящего времени отсутствует лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.
С учетом изложенного, полномочия по финансовому обеспечению приобретения лингафонного кабинета в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.
В соответствии с п.1 Положения о Департаменте образования и науки г. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ, органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования и науки г. Севастополя.
В силу пп. 1 п. 10.10 названного Положения Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств.
В судебном заседании помощник прокурора требования иска поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ГБОУ «СОШ №» ФИО5, требования иска не признала, просила суд отказать в удовлетворении требований, по основаниям изложенным в возражениях.
Представитель Департамента образования <адрес> ФИО7 просил суд отказать в удовлетворении требований.
Заслушав пояснение помощник прокурора, представителей ответчика исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения государственным бюджетным образовательным учреждением <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № имени ФИО6» требований законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование».
Статьей 43 Конституции РФ каждому гарантировано право на образование.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня или профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан паспорт национального проекта «Образование».
Одной из ключевых задач Национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности ФИО1 образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
В частности, федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Среди разнообразных технических средств обучения важная роль отводится лингафонным кабинетам - специальным аудиториям, оснащенным звукотехнической и проекционной аппаратурой. Они создают для школьников оптимальные слуховые и зрительные условия для индивидуальной или групповой работы по изучению как иностранного, так и родного языка.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Согласно положениям п. 24 Стандарта организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в ГБОУ «СОШ №» лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, отсутствуют.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес ГБОУ«СОШ №» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № Прдр-3-75-22/-2067004, по результатам рассмотрения которого приняты дополнительные меры, направлены заявки на дополнительное финансирование.
В соответствии с п. 24 Стандарта организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.
Вместе с тем, в образовательном учреждении до настоящего времени отсутствует лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.
С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
С учетом изложенного, полномочия по финансовому обеспечению приобретения лингафонного кабинета в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.
В соответствии с п.1 Положения о Департаменте образования и науки г. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ, органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования и науки г. Севастополя.
В силу пп. 1 п. 10.10 названного Положения Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств.
С учетом изложенного, выполнение указанных в п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона №273-ФЗ государственных гарантий должно исполняться органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с фактической потребностью образовательного учреждения.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд находит обоснованными заявленные исковые требования прокурора <адрес>, и такими, что подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд-
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора <адрес> к ГБОУ <адрес> "Средняя общеобразовательная школа № имени ФИО6", Департаменту образования <адрес> об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Департамент образования <адрес> профинансировать расходы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № ФИО6» по закупке лингафонного кабинета.
Обязать государственное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № ФИО6» приобрести лингафонный кабинет.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья/подпись
Копия верна:
Судья <адрес>
суда <адрес> Ю.И. Макоед