Дело № 2-1857/2024
УИД 22RS0015-01-2023-005688-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2024 года г. Новоалтайск
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Токаревой Ж.Г.,
при секретаре Калашниковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афониной Л.А. к Муниципальному унитарному предприятию «Первомайские коммунальные системы» об оспаривании начислений по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Афонина Л.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к МУП «Первомайские коммунальные системы» (далее – МУП «ПКС»), просила исключить начисленную задолженность за коммунальную услугу центрального теплоснабжения по адресу: АДРЕС, с исключением услуги отопления за период с ДАТА по ДАТА, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истица является собственником квартиры по вышеуказанному адресу на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДАТА, право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДАТА.
Истец указывает, отопление в квартире по АДРЕС осуществляется автономно, что подтверждается договором о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования и внутридомового газового оборудования, заключенным 28.09.2017 с ООО «Газпром газораспределение Барнаул». Техническая возможность оказания услуг центрального отопления в квартире отсутствует.
Однако ответчиком ей предъявляется необоснованная задолженность по оплате отопление за период с 01.10.2019 по 26.06.2023 в размере 212 862,05 руб.
На письменные обращения истца ответчиком предоставлен отказ в перерасчете задолженности и исключении начислений за услуги по отоплению квартиры.
Истец полагает, что при таких обстоятельствах у нее отсутствует обязанность оплачивать услуги теплоснабжающей организации.
Истец в судебном заседании исковые требования полностью поддержала по изложенным в иске основаниям. В судебном заседании пояснила, что документы, подтверждающие согласование переустройства системы отопления в квартире, у нее отсутствуют, в настоящий момент находятся в стадии оформления. Также пояснила, что вышеуказанная квартира была продана 26.06.2023 Клямм Р.В.
Представитель ответчика МУП «ПКС» в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, ранее представили в суд письменные возражения, в удовлетворении иска просили отказать.
Представители третьих лиц Администрации Первомайского района, администрации Сибирского сельсовета Первомайского района в судебное заседание не явились, извещены, возражений по иску не представили.
Третье лицо Клямм Р.В. в судебном заседании исковые требования Афониной Л.А. полностью поддержала, пояснила, что отопление квартиры осуществляется от газового котла, от центрального отопления в квартире остались только стояки отопления, часть которых холодные. Данные стояки изолированы путем помещения их в изоляционные трубки.
Суд, с учетом мнения истца и третьего лица, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения истца, третьего лица, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами, Афонина Л.А. являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: АДРЕС, на основании на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДАТА, право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДАТА.
ДАТА между Афониной Л.А. и Клямм Р.В. заключен договор купли-продажи вышеуказанной квартиры, переход права собственности зарегистрирован в ЕГРН 04.07.2023.
Деятельность по теплоснабжению на территории Первомайского района осуществляет МУП «ПКС» на основании договора от ДАТА НОМЕР о закреплении за МУП «ПКС» муниципального имущества на праве хозяйственного владения. Согласно вышеуказанному договору, постановлению Администрации Первомайского района от ДАТА НОМЕР, акту приема-передачи муниципального имущества, МУП «ПКС» на праве хозяйственного ведения была в том числе передана газовая котельная в п.Сибирский.
Дом по адресу АДРЕС, 1979 года постройки, является двухэтажным, 4-х квартирным домом.
Согласно возражениям ответчика, теплоснабжение муниципального образования Сибирский сельсовет Первомайского района Алтайского края на период до 2026 года вышеуказанный многоквартирный жилой дом подключен к централизованной системе отопления.
В подтверждение наличия в квартире истца автономной системы отопления представителем истца представлены:
- Рабочий проект «Газоснабжение жилого АДРЕС», составленный в 2017 году ООО «Газпром газораспределение Барнаул», заказчик проекта – Киселева Г.А.;
- договор НОМЕР от ДАТА о подключении (технологическом присоединении) Объектов капительного строительства к сети газораспределения, заключенный между ООО «Газпром газораспределение Барнаул» и Киселевой Г.А.
Согласно акту обследования от ДАТА, составленному МУП «ПКС», проведено обследование объекта, расположенного по адресу: АДРЕС. Представителем ответчика было установлено, что квартира отапливается газом, имеются стояки центрального отопления: в кухне 2,5 метра изолирован, теплый, в зале 1 стояк 2,5 м изолирован холодный, 2 стояка в спальне 2,5 м каждый изолированы, один холодный, один теплый. Подъезд отапливается центральным отоплением.
Как следует из копии финансово-лицевого счета истца Афониной Л.А. за период с 01.10.2019 по 31.12.2023 задолженность по оплате коммунальной услуги отопление составляет 246 314,72 руб.
В соответствии с ч.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Согласно п.5 ч.2 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Частью 2 ст.154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя и плату за коммунальные услуги.
Оплата тепловой энергии относится к коммунальным платежам (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета оплаты за отопление жилого помещения урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила), отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения НОМЕР к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
При этом тепловая энергия является коммунальным ресурсом, а деятельность исполнителя по подаче тепловой энергии в жилое помещение - коммунальной услугой (пункт 2 Правил).
Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются, в том числе, предоставление коммунальных услуг в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг (подпункты, "г", "е" пункта 3 Правил).
Одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы (абз. 5 пункта 4.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П).
При переходе на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.
Данные отношения урегулированы главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Переустройство помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесение изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно п.1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П, переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного дома с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
Как указано в абз. 5 пункта 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П, введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание по причине отключения или снижения параметров работы индивидуального отопительного оборудования в период временного отсутствия проживающих в жилом помещении лиц и т.п.).
Иное выходило бы за рамки конституционно допустимых пределов осуществления прав и свобод, а для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, отапливаемых за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, создавало бы необоснованные препятствия в реализации конституционного права на жилище (статья 17, часть 3; статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации).
В свою очередь установка в принадлежащих гражданам на праве собственности помещениях индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, соблюдая при этом нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, предполагает создание правовых условий, позволяющих учесть при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению факт неиспользования такими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева принадлежащих им жилых помещений, имея в виду, что такие лица - по смыслу подпункта "д" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов - во всяком случае обязаны поддерживать температуру воздуха в помещении не ниже 12 градусов Цельсия и несут соответствующие расходы, связанные с функционированием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (включая расходы на эксплуатацию самих источников тепловой энергии и на конкретный вид энергетического ресурса).
Сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абз. 1, 2 пункта 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П).
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которой в МКД поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температуры воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений МКД, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри МКД, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает тепло («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования").
Учитывая приведенные положения законодательства и его конституционно-правовое содержание применительно к настоящему спору, истец Афонина Л.А., либо новый собственник Клямм Р.В., вправе с соблюдением установленного законом порядка произвести переустройство внутриквартирной системы отопления в принадлежащей ей квартире, что является условием для перерасчета оплаты за отопление и сохранения такой обязанности в отношении потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Если особенности многоквартирного жилого дома, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, не предусматривают расходование тепловой энергии на отопление общего имущества в таком доме после переустройства системы отопления в квартире истца, начисление коммунальной услуги отопления может не производиться.
Как следует из абз. 3 пункта 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П оценка наличия либо отсутствия нарушений порядка переустройства системы отопления в жилом помещении предполагает установление и исследование фактических обстоятельств.
Как установлено в судебном заседании, переустройство системы отопления в квартире истца в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке оформлено не было, не представлено доказательств, свидетельствующих о соблюдении процедуры согласования органом местного самоуправления переустройства системы теплоснабжения квартиры, переустройство произведено без проекта и является самовольным.
Факт наличия в квартире истца стояков внутридомовой системы теплоснабжения, проходящих транзитом через квартиру, истцом и третьим лицом Клямм Р.В. не оспаривался, данные стояки демонтированы не были.
Из представленных истцом доказательств по переустройству системы отопления следует, что проектная документация по переустройству в спорной квартире составлена ООО «БЛИЦ» в марте 2023 г.
Распоряжением администрации Первомайского района от 24.04.2024 № 154-р в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ, постановлением администрации Первомайского района от 18.10.2022 № 1533 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение и (или) переустройстве жилого помещения», для приемки в эксплуатацию жилого помещения по адресу: АДРЕС, была создана приемочная комиссия, определен её состав.
Актом приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию жилого помещения от 29.04.2024 принято решение, что переустройство двухкомнатной АДРЕС по адресу: АДРЕС, соответствует предъявленному проекту, квартира принята в эксплуатацию.
Вышеуказанным актом установлено, что в результате перепланировки и переустройства жилого помещения выполнено:
- демонтаж радиаторов отопления, запитанных от существующих центральных сетей отопления;
- выполнена термоизоляция существующих магистральных отопительных трубопроводов и отопительных стояков, осуществляющих теплоснабжение других квартир, фольгоизолом;
- выполнена установка газового отопительного аппарата с устройством системы отопления и радиаторов отопления, согласно технических условий на установку газового оборудования и проекта отопления квартиры.
Таким образом, переустройство системы теплоснабжения в квартире истца в оспариваемый период с 01.10.2019 по 26.06.2023 было выполнено с нарушением установленного жилищным законодательством порядка, а потому является самовольным и не влекущим освобождение Афониной Л.А. от внесения платы за оказанные ответчиком услуги, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Афониной Л.А. к Муниципальному унитарному предприятию «Первомайские коммунальные системы» оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ж.Г.Токарева