Решение по делу № 33-106/2013 от 18.01.2013

Судья Куадже Т.А.         Дело № 33-106            2013 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26.02.2013 года                                      г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Кулинченко О.М.

судей – Панеш Ж.К. и Бзегежевой Н.Ш.

при секретаре – Хамирзовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации МО «Красногвардейский район» (по доверенности) – Катбамбетова А.А. на решение Майкопского городского суда от 10.12.2012 года, которым постановлено:

исковые требования Усманова ФИО16 к Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «<адрес>» поставить Усманова ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «<адрес>» субвенцию, а Администрацию МО «<адрес>» предоставить Усманову ФИО17 социальную выплату на приобретение жилья в размере <данные изъяты>) руб. в соответствии с Порядком осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №.

Заслушав доклад судьи Бзегежевой Н.Ш., пояснения представителя ответчика администрации МО «Красногвардейский район» (по доверенности) – Катбамбетова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя МО «Красногвардейское сельское поселение» (по доверенности) – Левиной О.А., представителя истца Усманова Р.Ш. (по доверенности) – Сидельниковой А.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Усманов Р. Ш. обратился в Майкопский городской суд с иском к Администрации «Красногвардейский район», Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. В обоснование иска указал, что решением жилищной комиссии Красногвардейского сельского поселения от 02.10.2012 года он и члены его семьи: жена - Толстова А. А., дочь - Усманова Р. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын -Усманов Р. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - Усманов Р. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - Усманова К. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын жены - Толстов Д. А., ДД.ММ.ГГГГ года, дочь жены - Толстова В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признаны нуждающимися в жилом помещении как являющиеся членами семьи собственника жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и малоимущими для целей предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Во включении в список претендентов на получение социальной выплаты как относящегося к категории детей-сирот, истцу было отказано по причине достижения им возраста 31 год. С данным отказом Усманов Р. Ш. не согласен, так как с шести лет он находился на полном государственном обеспечении, в период с ДД.ММ.ГГГГ год находился в Адыгейской республиканской школе-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В собственности жилья никогда не имел, неоднократно находился в местах лишения свободы. В настоящий момент он женат, имеет на иждивении шестерых несовершеннолетних детей. Просит суд обязать Министерство образования и науки РА перечислить Администрации МО «Красногвардейский район» субсидию, а Администрацию МО «Красногвардейский район» предоставить ему социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с Порядком осуществления государственных полномочий РА по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом 8 членов семьи.

В судебном заседании представитель истца уточнила заявленные Усмановым Р.Ш. исковые требования, просила суд обязать Администрацию МО «Красногвардейский район» поставить истца на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья, а также обязать Министерство образования и науки РА перечислить Администрации МО «Красногвардейский район» субвенцию, а Администрацию МО «Красногвардейский район» предоставить Усманову Р. Ш. социальную выплату на приобретение жилья в размере 3 424 400 руб. в соответствии с Порядком осуществления государственных полномочий РА по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом 8 членов семьи.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки РА в судебном заседании возражала против заявленных Усмановым Р. Ш. исковых требований, просила суд в их удовлетворении отказать.

Ответчик - Администрация МО «Красногвардейский район» в судебное заседание своего представителя не направил.

Суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации МО «Красногвардейский район» (по доверенности) – Катбамбетов А.А. просит решение суда отменить и прекратить производство по делу. При этом ссылается на то, что судом первой инстанции при рассмотрении дела и вынесении решения не установлено право истца на получение социальной выплаты на приобретение. Указывает, что суд первой инстанции не дал правовой оценки основному моменту по делу, имеющему значение для разрешения дела, а именно возрасту Усманова Р.Ш., что ему исполнилось 31 год, в связи с чем, он не имеет права на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Также ссылается на то, что в соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочие по постановке на учет граждан, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, входит в вопросы местного значения сельского поселения, а не муниципального района. Возложение судом данной обязанности на администрацию МО «Красногвардейский район» является неправомерным. Кроме того, считает, что при вынесении решения судом первой инстанции грубо нарушены нормы процессуального закона, поскольку администрация МО «Красногвардейский район» как сторона по делу, не была уведомлена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение суда подлежит отмене с вынесением нового по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установлено в суде апелляционной инстанции ответчик по делу – администрация МО «<адрес>» в нарушение требований ст.113 ГПК РФ не была извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Данное нарушение согласно п.2 ч.4 ст. 330 ГПК РФ явилось основанием для отмены решения суда первой инстанции и рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Судом апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство истца и в качестве соответчика по делу привлечена администрация МО «Красногвардейское сельское поселение», как надлежащий орган, который в соответствии с Федеральным законом № –ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ведет учет и принимает решение о постановке на учет «детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из материалов дела усматривается, что Усманов Р.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Он находился на содержании в ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с 6 до 15 лет). Согласно справки ГБОУ Начального профессионального образования РА «Профессиональный лицей №» № от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с 15 до 17 лет) обучался в ГБОУ НПО «ПЛ №» по профессии «сельский строитель» и на жилищный учет на получение квартиры поставлен не был.

Как следует из пояснений представителя истца в суде апелляционной инстанции ФИО1 в период его нахождения в республиканской школе - интернат и в период получения профессионального образования в лицее не было разъяснено его право на обеспечение жилым помещением, а также порядок реализации этого права. Каких-либо доказательств, опровергающих указанные доводы представителя истца, ответчиками суду не представлены.

По данным справки от ДД.ММ.ГГГГ Усманов Р.Ш. был осужден Красногвардейским районным судом РА по п. «в, г» ч.2 ст. 158 УК РФ ДД.ММ.ГГГГ, приговорен к 3 годам лишения свободы и отбывал наказание в ИК № УФСИН Росси по РА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с 20 до 23 лет). ДД.ММ.ГГГГ вновь осужден тем же судом по ч.1 ст. 111 УК РФ на 3 года и отбывал наказание в ИК № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки ФКУ КП № УФСИН России по РА Усманов Р.Ш. отбывал наказание с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФБУ «Колония-поселение №» УФСИН России по РА.

При данных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что право истца для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ребенок-сирота, не утрачено. Причина несвоевременного обращения за реализацией данного права является уважительной, поскольку Усманов Р.Ш. в период жизни до достижения 23-летнего возраста находился в местах лишения свободы и требования закона о своевременной постановке на учет, не имел возможности исполнить.

При этом выводы суда первой инстанции в соответствии с положениями ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», Закона Республики Адыгея от 25.05.2005 года « О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившим Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, о том, что предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счет средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильем детей-сирот, которые перечисляются органам местного самоуправления Министерством образования и науки РА, является верным.

Расчет размера социальной выплаты полагающегося Усманову Р.Ш. судом рассчитан также правильно исходя из состава членов семьи и норматива стоимости одного квадратного метра жилого помещения.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований является правильным и сделан при верном толковании норм материального права, а доводы апелляционной жалобы в этой части – несостоятельны.

Вместе с тем, довод апелляционной жалобы представителя ответчика администрации МО «Красногвардейский район» о том, что суд первой инстанции незаконно возложил на них обязанность по постановке Усманова Р.Ш. на учет как нуждающихся в предоставлении жилого помещения из числа граждан детей-сирот, заслуживает внимания.

Так, в соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочие постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения данной категории граждан входит в вопросы местного значения сельского поселения, в связи с чем судебная коллегия полагает решение Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим отмене в соответствии с требованиями п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ, с вынесением нового решения, которым следует удовлетворить требования истца, возложив обязанность по постановке на учет Усманова ФИО18 в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на администрацию МО «Красногвардейское сельское поселение» и обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «<адрес>» субвенцию, а Администрацию МО «<адрес>» предоставить Усманову ФИО19 социальную выплату на приобретение жилья в размере 3 434 400 (три миллиона четыреста тридцать четыре тысячи четыреста) руб.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда от 10 декабря 2012 года отменить.

Вынести новое решение, которым обязать Администрацию МО «Красногвардейское сельское поселение» поставить Усманова Руслана Шаитовича, 02.06.1981 года рождения, на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «Красногвардейский район» субвенцию, а Администрацию МО «Красногвардейский район» предоставить Усманову ФИО20 социальную выплату на приобретение жилья в размере <данные изъяты>) руб.

Председательствующий                     О.М. Кулинченко

Судьи:                                 Ж.К. Панеш

Н.Ш. Бзегежева

33-106/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
08.02.2013Судебное заседание
08.02.2013Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
26.02.2013Судебное заседание
12.03.2013Дело сдано в канцелярию
12.03.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее