дело № 2-770/2023
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г.Морозовск 19 декабря 2023 года
Морозовский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Лазутиной П.В.,
при секретаре судебного заседания Деевой Е.В.,
с участием помощника прокурора Морозовского района Лебедевой О.В.,
представителя администрации Морозовского района Гвозденко Ю.И.,
представителя Отдела образования администрации Морозовского района Гвозденко М.В.,
представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5 г. Морозовска» Мухортовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Морозовского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия №5 г. Морозовска» администрации Морозовского района Ростовской области, Отделу образования администрации Морозовского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области об обеспечении объекта круглосуточной охраной и возложении обязанности по обеспечению финансирования,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Морозовского района обратился в Морозовский районный суд с иском, которым просит суд обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5 г. Морозовска», обеспечить объект, расположенный по адресу: <адрес>, круглосуточной охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Также просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5 г. Морозовска», обеспечить объект, расположенный по адресу: <адрес>, круглогодичной охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Возложить на администрацию Морозовского района и Отдел образования администрации Морозовского района обязанность обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраной данного вида указанного объекта, круглосуточной и круглогодичной охраной сотрудниками перечисленных организаций.
Прокурором Морозовского района Ростовской области выявлено нарушение антитеррористической защищенности образовательного учреждения, поскольку гимназия не имеет круглосуточной охраны частной охранной организацией, в связи с чем, антитеррористическая защищенность обеспечена ненадлежащим образом, что подвергает угрозе жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения.
Круглосуточная и круглогодичная военизированная охрана Гимназии № 5 фактически не обеспечена при отсутствии объективных причин невозможности оказания данной услуги.
В связи, с чем прокурор настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
28.11.2023 определением Морозовского районного суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство общего и профессионального образования Ростовской области.
В судебном заседании помощник прокурора Морозовского района Лебедева О.В. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Морозовского района Гвозденко Ю.И. в судебном заседании возражала против исковых требований прокурора, просила в иске отказать. Просила исключить администрацию Морозовского района из числа ответчиков. Обратила внимание, что согласно уставу МО «Морозовский район» утверждение бюджета Морозовского района относится к полномочиям Морозовского районного собрания депутатов, а администрация Морозовского района является всего лишь исполнительно-распорядительным органом, который обеспечивает составление проекта бюджета Морозовского района, исполнение бюджета Морозовского района и осуществляет контроль за исполнением данного бюджета. При этом у администрации Морозовского района отсутствуют полномочия для внесения изменений в бюджет Морозовского района в части дополнительного финансирования или перераспределения расходов по соответствующим статьям затрат, что делает невозможным исполнение решения суда, в случае удовлетворения иска в связи с отсутствием финансирования. В случае удовлетворения исковых требований просила представить срок исполнения решения суда в течение 2 лет, первый из которых для выделения финансирования, а второй год с момента выделения финансирования для исполнения общеобразовательным учреждением решения суда.
Представитель ответчика отдела образования администрации Морозовского района Гвозденко М.В., просила в иске отказать по аналогичным доводам.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5 г. Морозовска» Мухортова Л.Н. в судебном заседании возражала против исковых требований прокурора, просила в иске отказать. Убеждена, что гимназия обеспечена охраной надлежащим образом, поскольку на период нахождения детей с 08 часов 00 минут по 16 часов 00 минут, физическая охрана обеспечена силами сотрудников ФГУП «Охрана» Росгвардии в рамках заключенных договоров. А в не рабочее время, когда занятия не проводятся, а дети на территории гимназии не находятся, в том числе в ночное время, охрана объекта обеспечена путем охранной сигнализации, тревожной кнопкой, системой наружного и внутреннего наблюдения, включающей 26 внутренних и 6 наружных камер. В случае удовлетворения иска просила предоставить разумный срок для исполнения исковых требований.
Третье лицо Министерство общего и профессионального образования Ростовской области извещено о дате и времени судебного заседания. Явку представителя не обеспечил. Согласно представленных возражений на иск представитель минобразования Ростовской области (по доверенности) просила в иске отказать по доводам, аналогичным приведенным выше доводам ответчиков.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив представленные доказательства, пришел к следующему.
Согласно п. п. 4, 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность, в том числе, юридических лиц по предупреждению терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов.
Согласно п. 5 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В силу п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В пп. «е» п. 20 Требований указано, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями.
В соответствии с п. 24, 25 Требований в отношении объектов образования 1-3 категории опасности осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
При рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности применяется системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации.
На основании п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательные организации являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних.
Из содержания требований следует, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах достигается, в том числе, организацией круглосуточной охраны.
Достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом категории опасности объекта.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Положения об отделе образования Администрации Морозовского района, утвержденного решением Собрания депутатов Морозовского района от 16.11.2017 № 284 Отдел образования Администрации Морозовского района отраслевой (функциональный) орган Администрации Морозовского района созданный по типу казенного учреждения, для осуществления функций по реализации полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях (за исключением дополни-тельного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в муниципальных образовательных учреждениях, а также осуществлению в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу п. 4 ст. 1 Положения финансирование расходов на содержание отдела образования осуществляется за счет средств местного бюджета.
Отдел образования является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на финансовое обеспечение деятельности подведомственных образовательных учреждений и МАУ «РЦО Морозовского района», в том числе финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 39 Устава муниципального образования «Морозовский район» Администрация Морозовского района под руководством главы Администрации Морозовского района обеспечивает составление проекта бюджета Морозовского района, исполнение бюджета Морозовского района, осуществляет контроль за исполнением данного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, обеспечивает составление отчета об исполнении бюджета Морозовского района.
Судом установлено, что прокурором Морозовского района проведена проверка обеспечения квалифицированной охраны объектов образования, в ходе которой в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназия №5 г. Морозовска выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что данное учреждение осуществляет в качестве основного вида деятельности образовательную деятельность по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Собственником имущества является муниципальное образование «Морозовский район», права учредителя переданы подведомственному администрации Морозовского района Отделу образования администрации Морозовского района.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Положения об отделе образования Администрации Морозовского района, утвержденного решением Собрания депутатов Морозовского района от 16.11.2017 № 284 (далее – Положение) Отдел образования Администрации Морозовского района (далее – отдел образования) отраслевой (функциональный) орган Администрации Морозовского района созданный по типу казенного учреждения, для осуществления функций по реализации полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях (за исключением дополни-тельного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в муниципальных образовательных учреждениях, а также осуществлению в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с актом обследования и категорирования МБОУ Гимназия №5 г. Морозовска присвоена 3 категория опасности.
Из материалов дела усматривается, что между МБОУ Гимназия №5 г. Морозовска и Федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» заключен договор на военизированную охрану объектов. При этом охрана школы по выходным и в ночное время в образовательной организации не осуществляется.
Таким образом, судом установлено, что круглосуточная и круглогодичная военизированная охрана Гимназии № 5 фактически не обеспечена при отсутствии объективных причин невозможности оказания данной услуги.
Между тем, образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, его здание не обеспечено круглосуточной охраной силами специализированной охранной организации, что ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, сотрудников образовательного учреждения и иных лиц, посещающих школу.
Принятые ответчиками меры, не в полном объеме соответствуют установленным в п. 20 и п. 25 Требований к защищенности объекта.
Вместе с тем, из системного толкования содержания требований следует, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах достигается, в том числе, организацией круглосуточной охраны, а мероприятия, указанные в пункте 25 - 27, являются дополнительными, предусмотренными в отношении объектов (территорий) третьей - первой категории опасности (в том числе детских образовательных учреждений); необходимость их осуществления обусловлена требованиями к большей антитеррористической защищенности.
Следовательно, применительно к Гимназии № 5 указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данного учреждения, чем и обусловлено включение в Требования пп. «е» п. 20, признающего такое присутствие обязательным.
При указанных обстоятельствах суд находит заявленные прокурором исковые требования, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд отвергает довод ответчика Администрации Морозовского района об отсутствии полномочий на управление образовательным учреждением, их передачу учредителю – Отделу Образования, при недостаточности у учреждения правовых и финансовых полномочий для принятия полного комплекса мер антитеррористической защищенности, поскольку данный довод опровергается изученными в судебном заседании письменными доказательствами. В связи с чем, суд не может согласиться с доводом ответчика о признании Администрации района ненадлежащим ответчиком.
В соответствие с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральнымзаконом.
При решении вопроса об установлении указанного срока суд учитывает, что представителями ответчиков заявлено о предоставлении срока исполнения решения суда, в связи с необходимостью организации устранения нарушений.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, мнения и правовой позиции ответчиков, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда об устранении нарушений в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Морозовского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия №5 г. Морозовска» администрации Морозовского района Ростовской области, Отделу образования администрации Морозовского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области об обеспечении объекта круглосуточной охраной и возложении обязанности по обеспечению финансирования, - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5 г. Морозовска», обеспечить объект, расположенный по адресу: <адрес>, круглосуточной охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5 г. Морозовска», обеспечить объект, расположенный по адресу: <адрес>, круглогодичной охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Возложить на администрацию Морозовского района и Отдел образования администрации Морозовского района обязанность обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению объекта, расположенного по адресу: <адрес> круглосуточной охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в объеме, необходимом для проведения закупочных процедур в соответствии с действующим законодательством о закупках товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Возложить на администрацию Морозовского района и Отдел образования администрации Морозовского района обязанность обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению объекта, расположенного по адресу: <адрес> круглогодичной охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Установить срок исполнения решения суда ответчиками в течение 1 года с даты его вступления в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Морозовский районный суд, в апелляционном порядке в течение месяца
Мотивированное решение в окончательной форме принято 21.12.2023.
Судья Лазутина П.В.