Дело № 12-16/2021
УИД 55RS0№-78
РЕШЕНИЕ
р.п. Оконешниково 23 сентября 2021 г.
Оконешниковский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Батуриной И.Ю.,
при секретаре Чукановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области Глуздак М.А. на постановление главного государственного инспектора по Калачинскому и Оконешниковскому районам по пожарному надзору от 25.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора по Калачинскому и Оконешниковскому районам по пожарному надзору Сидорова С.Б. от 25.08.2021 юридическое лицо – администрация Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области – признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Указанное юридическое лицо признано виновным в том, что 16.08.2021 в 17 час. нарушило требования пожарной безопасности.
В жалобе глава администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области Глуздак М.А. просит постановление главного государственного инспектора по Калачинскому и Оконешниковскому районам по пожарному надзору от 25.08.2021 отменить как не основанное на законе, производство по делу прекратить. Полагала о наличии обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, негативных последствий не наступило. Финансовые возможности администрации сельского поселения недостаточны, и устранить выявленные нарушения в короткие сроки не представилось возможным. Не рассмотрена возможность применения положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании и.о. главы администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области Мурзакова С.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержала, указав, что администрацией сельского поселения принимаются меры к исполнению требований пожарной безопасности, закупаются необходимые материалы. После проверки в населенных пунктах были установлены пожарные щиты, однако в д. Костяковка населением такой щит был уничтожен. Мероприятия по исполнению требований пожарной безопасности финансируются из местного бюджета, который является дотационным, и ввиду финансового и имущественного положения администрация не имеет возможности устранить выявленные нарушения в короткие сроки.
Государственный инспектор по Калачинскому и Оконешниковскому районам по пожарному надзору Кондаков К.Е. в судебном заседании полагал о законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении от 25.08.2021 в отношении администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района, также указал на то, что юридическим лицом предпринимаются меры к устранению выявленных нарушений.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Из постановления по делу об административном правонарушении № 89 от 25.08.2021 следует, что при обследовании 16.08.2021 территорий населенных пунктов Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района по адресам: с. Любимовка, д. Рождественка, д. Кирилловка, д. Костяковка, д. Камышино – выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Так, в с. Любимовка Оконешниковского района выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- территория общего пользования населенного пункта не обеспечена первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»);
- для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, не предусмотрен автономный резервный источник электроснабжения (п. 53 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);
- на территории в границах населенного пункта не производится своевременная уборка растительности и покос травы (п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479).
В д. Костяковка Оконешниковского района выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- на территории населенного пункта отсутствует запас воды для целей пожаротушения (п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»);
- на территории в границах населенного пункта не производится своевременная уборка растительности и покос травы (п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);
- территория общего пользования населенного пункта не обеспечена первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»);
- не организовано оповещение населения о пожаре (п. 7 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В д. Камышино Оконешниковского района выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- на территории в границах населенного пункта не производится своевременная уборка растительности и покос травы (п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);
- территория общего пользования населенного пункта не обеспечена первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»);
- не организовано оповещение населения о пожаре (п. 7 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В д. Рождественка Оконешниковского района выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- территория общего пользования населенного пункта не обеспечена первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»);
- для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, не предусмотрен автономный резервный источник электроснабжения (п. 53 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);
- на территории в границах населенного пункта не производится своевременная уборка растительности и покос травы (п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);
- не организовано оповещение населения о пожаре (п. 7 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В д. Кирилловка Оконешниковского района выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- на территории в границах населенного пункта не производится своевременная уборка растительности и покос травы (п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);
- территория общего пользования населенного пункта не обеспечена первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»);
- не организовано оповещение населения о пожаре (п. 7 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу положений ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определил основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установил общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно - технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В п. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ указано, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре (пункты 1, 2, 7).
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Пунктом 53 Правил противопожарного режима в Российской Федерации предусмотрено, что водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года.
Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенной для нужд пожаротушения, не допускается.
Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.
В п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации отражено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Согласно п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Исследовав доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях юридического лица администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что также обоснованно подтверждается письменными материалами дела: протоколом об административном правонарушении № 89 от 16.08.2021, фотографиями, свидетельством о регистрации 08.11.2010 администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, иными материалами.
В ст. 38 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» отражено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Достоверность и допустимость представленных доказательств сомнений не вызывает, приведенные доказательства получены с соблюдением установленных КоАП РФ процессуальных требований; лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлено доказательств наличия причин объективного характера, препятствующих соблюдению требований пожарной безопасности. Срок давности и процедура привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюдены.
По мнению суда, недостаточность финансирования, дефицит бюджета не являются безусловными основаниями для освобождения юридического лица от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности, с учетом характера и степени общественной опасности административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, может привести к риску для жизни и здоровья людей, повреждению имущества, что является недопустимым.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и прекращения производства по делу в связи с малозначительностью не имеется, поскольку невыполнение юридическим лицом обязательных требований пожарной безопасности может создать угрозу жизни и здоровью людей, причинения ущерба имуществу, повлечь тяжелые последствия, поэтому отсутствие негативных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения.
Кроме того, учитывая изложенные выше обстоятельства, суд не усматривает оснований для применения ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ и назначения юридическому лицу административного наказания в виде предупреждения, поскольку в данном случае имеется угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, ущерба имуществу.
Вместе с тем суд находит заслуживающими внимания указанные в жалобе доводы представителя администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района об уменьшении размера назначенного наказания.
В силу положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Постановлением от 25.08.2021 администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе глава администрации Любимовского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области, фактически не оспаривая факт совершения административного правонарушения, ссылается на то, что негативных последствий не наступило, финансовые возможности у администрации сельского поселения недостаточны, в связи с чем устранить выявленные нарушения в короткие сроки не представляется возможным, на что также указала в судебном заседании и.о. главы Любимовского сельского поселения Мурзакова С.В., в обоснование чего в материалы дела представлены выписка из нормативно-правового акта о бюджете сельского поселения от 23.12.2020 № 20, акт приема-передачи имущества от 06.02.2018.
Приведенные выше обстоятельства, связанные с финансовым и имущественным положением юридического лица, характер и обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, совершение впервые правонарушения, иные фактические обстоятельства дела, позволяют в соответствии с положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить размер назначенного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление от 25.08.2021 подлежит изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей.
Содержащиеся в жалобе доводы по существу не опровергают установленные по делу обстоятельства, свидетельствуют о несогласии правонарушителя с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, и не ставят под сомнение его законность и обоснованность.
Существенных нарушений требований КоАП РФ, которые могли повлиять на полноту, всесторонность и объективность рассмотрения дела, не установлено.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 89 ░░ 25.08.2021 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 20.4 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. 3.2 ░░. 4.1 ░░░░ ░░ ░░ 75 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 89 ░░ 25.08.2021 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░