УИД 01RS0№-22 к делу №а-1053/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> «14» июня 2022 года
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Рамазановой И.И.
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Майкоп», Межрегиональному территориальному управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея и МКУ «Благоустройство» муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц обратился в Майкопский городской суд Республики Адыгея с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов и в его обосновании указал, что прокуратурой г. Майкопа проведена проверка соблюдения земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что на территории земельного участка, государственная собственность на которой не разграничена, примыкающего к земельным участкам с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, расположена свалка строительного мусора и бытовых отходов. Кроме того, установлено, что в охранной зоне <адрес>, на территории земельного участка с кадастровым номером №, находящегося вблизи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в береговой полосе <адрес>, имеются факты размещения строительного мусора частично смешанного с грунтом. Считает, что указанные обстоятельства противоречат действующему законодательству и конституционному праву граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» принять меры к ликвидации свалок мусора и отходов с территории земельного участка, государственная собственность на которой не разграничена, примыкающего к земельным участкам с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, а также с территории земельного участка с кадастровым номером №, находящегося вблизи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в береговой полосе <адрес>.
Поскольку заявленные прокурором <адрес> требования носят публичный характер дело рассмотренопо правилам административного судопроизводства. Кроме того, к участию в качестве административных соответчиков привлечены Межрегиональное территориальное управление государственным имуществом в <адрес> и <адрес> и МКУ «Благоустройство» муниципального образования «<адрес>», в качестве заинтересованных лиц ФИО2, ФИО3 и Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования «<адрес>».
Административный истец - помощник прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании поддержал доводы заявленных административных исковых требований, с учетом уточненных требований просил обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенных на земельном участке, с кадастровым номером № с географическими координатами 14°30"52", 2°22"48", 3°38"17", 348°23"54", 345°4"31", 263°30"8", 173°16"5", 169°52"19", 186°50"55", 170°30"33" и земельном участке в береговой полосы реки Белой в непосредственной близости к земельному участку по адресу: <адрес> с географическими координатами 339°43"39", 271°51"51", 332°19"48", 355°50"1", 22°32"54", 84°9"25", 79°51"24", 21°16"12", 77°52"31", 101°16"24", 124°0"53", 186°58"55", 206°57"48", 284°32"55", 193°11"9", 267°40"4". Также просил обязать МКУ «Благоустройство» муниципального образования «<адрес>» ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 01:08:0515008:277 с географическими координатами 280°31"56",304°58"25", 348°9"27", 329°44"34", 322°42"12", 307°42"42", 353°12"56", 282°23"27", 351°2"39", 25°15"26", 117°49"46", 82°35"54", 176°54"1", 255°20"39", 185°49"41", 91°56"50", 176°44"28"; 220°50"50", 198°11"25", 184°20"35", 106°44"20", 357°20"47"; 291°43"51", 270°0"0", 262°23"53", 3°3"29", 79°13"50", 17°50"39", 33°19"38", 61°13"0", 176°45"10".
Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных прокурором административных исковых требований, просил отказать в удовлетворении, поскольку территория береговой полосы реки Белой в непосредственной близости к земельному участку по адресу: <адрес>, относится к ведению Российской Федерации, а территория земельного участка, с кадастровым номером № имеет целевое назначение общего пользования, в виду чего относится к ведению МКУ «Благоустройство» муниципального образования «<адрес>».
Представитель административного ответчика - МКУ «Благоустройство» муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных прокурором административных исковых требований.
Представитель административного ответчика - Межрегионального территориального управления государственным имуществом в <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных прокурором административных исковых требований.
Заинтересованные лица ФИО2 и ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав доводы и мнение сторон, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерациипрокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88) предусматривает, что объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых), в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Как установлено судом и видно из материалов административного дела, на территории земельного участка, с кадастровым номером № с географическими координатами 14°30"52", 2°22"48", 3°38"17", 348°23"54", 345°4"31", 263°30"8", 173°16"5", 169°52"19", 186°50"55", 170°30"33" расположена несанкционированная свалка отходов и производства.
На территории земельного участка в береговой полосы реки Белой в непосредственной близости к земельному участку по адресу: <адрес> с географическими координатами 339°43"39", 271°51"51", 332°19"48", 355°50"1", 22°32"54", 84°9"25", 79°51"24", 21°16"12", 77°52"31", 101°16"24", 124°0"53", 186°58"55", 206°57"48", 284°32"55" 193° 11"9", 267°40"4" расположена еще одна несанкционированная свалка отходов и потребления.
На территории земельного участкас кадастровым номером № с географическими координатами 280°31"56",304°58"25", 348°9"27", 329°44"34", 322°42"12", 307°42"42", 353°12"56", 282°23"27", 351°2"39", 25°15"26", 117°49"46", 82°35"54", 176°54"1", 255°20"39", 185°49"41", 91°56"50", 176°44"28"; 220°50"50", 198°11"25", 184°20"35", 106°44"20", 357°20"47"; 291°43"51", 270°0"0", 262°23"53", 3°3"29", 79°13"50", 17°50"39", 33°19"38", 61°13"0", 176°45"10" расположена несанкционированная свалка отходов и потребления.
С учетом вышеуказанных положений Конституции Российской Федерации, Закона N 7-ФЗ и Закон N 52-ФЗ, а также учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что обязанности по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории указанных выше земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки, не исполнены надлежащим образом. Действия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в отношении земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные свалки, не выполнены.
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В пунктах 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1). Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Законом (пункт 2).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 2 статьи 8 Закона N 89-ФЗ).
Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (статья 11 Закона N 131-ФЗ).
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района.
Исходя из положений приведенных нормативных актов прямая обязанность по организации деятельности по сбору и транспортированию отходов на территории муниципального образования «Город Майкоп» возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп».
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 7-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители, устанавливает ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (далее - ГОСТ 30772-2001).
В пункте 7.8 ГОСТ 30772-2001 дано определение собственника отходов, каковым является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, как определено в примечании к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку несанкционированное размещение отходов производства и потребления осуществлено на территории муниципального образования «Город Майкоп», собственник отходов в данном случае не установлен, ответственным за территорию, на котором размещены отходы, является администрация муниципального образования «Город Майкоп», то последняя в силу примечания к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 является собственником отходов.
При таких обстоятельствах, надлежащим административным ответчиком по данному делу, в части заявленных требований в отношении земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка в береговой полосы реки Белой в непосредственной близости к земельному участку по адресу: <адрес>, является администрация муниципального образования «Город Майкоп».
При этом, надлежащим административным ответчиком по данному делу, в части заявленных требований в отношении земельного участка, с кадастровым номером 01:08:0515008:277 является МКУ «Благоустройство» муниципального образования «<адрес>», поскольку распоряжением Комитета Республики Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование указанному юридическому лицу.
Непринятие администрацией муниципального образования «Город Майкоп»и МКУ «Благоустройство» муниципального образования «Город Майкоп» мер к ликвидации несанкционированных свалок нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. Размещение свалок на землях приводит к ее загрязнению.
Что касается срока на устранение выявленных нарушений, то суд полагает необходимым установить разумный срок, а именно шестимесячный.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и МКУ «Благоустройство» муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенных:
на земельном участке, с кадастровым номером № с географическими координатами 14°30"52", 2°22"48", 3°38"17", 348°23"54", 345°4"31", 263°30"8", 173°16"5", 169°52"19", 186°50"55", 170°30"33";
на части земельного участка в береговой полосе реки Белой в непосредственной близости к земельному участку по адресу: <адрес> с географическими координатами 339°43"39", 271°51"51", 332°19"48", 355°50"1", 22°32"54", 84°9"25", 79°51"24", 21°16"12", 77°52"31", 101°16"24", 124°0"53", 186°58"55", 206°57"48", 284°32"55", 193°11"9", 267°40"4".
Обязать МКУ «Благоустройство» муниципального образования «Город Майкоп» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположеннуюна земельном участке с кадастровым номером № с географическими координатами 280°31"56",304°58"25", 348°9"27", 329°44"34", 322°42"12", 307°42"42", 353°12"56", 282°23"27", 351°2"39", 25°15"26", 117°49"46", 82°35"54", 176°54"1", 255°20"39", 185°49"41", 91°56"50", 176°44"28"; 220°50"50", 198°11"25", 184°20"35", 106°44"20", 357°20"47"; 291°43"51", 270°0"0", 262°23"53", 3°3"29", 79°13"50", 17°50"39", 33°19"38", 61°13"0", 176°45"10".
В удовлетворении административных исковых требований к Межрегиональному территориальному управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Рамазанова И.И.