Дело №2-484/22
47RS0011-01-2021-002258-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«04» августа 2022 года г.Ломоносов
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Михайловой Н.Н.
С участием прокурора Тарасовой Э.Н.
При секретаре Померанцевой Е.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, выступающего в интересах несовершеннолетних Жуйковой Софии Владиславовны, Жуйковой Марии Владиславовны, Жуйковой Анастасии Владиславовны к администрации МО Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области об обязании совершить определенные действия
Установил:
Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области обратился в суд с иском к администрации МО Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области в интересах несовершеннолетних Жуйковой Софии Владиславовны, Жуйковой Марии Владиславовны, Жуйковой Анастасии Владиславовны об обязании обеспечить земельный участок объектами инфраструктуры, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Жуйкова В.С. по вопросу соблюдения требований жилищного законодательства Российской Федерации и Закона Ленинградской области от 17.07.2018 № 75-оз «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» (далее – Закон № 75-оз), по результатам проведения которой установлено следующее.
Администрацией МО Ломоносовский муниципальный район на территории МО Горбунковское сельское поселение, с целью реализации указанного областного закона, многодетной семье Жуйкова В.С. предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1101 кв.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Горбунковское сельское поселение, д. Велигонты, категория земель – земли населенных пунктов.
Постановлением администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 24.12.2020 года № 1554/20 Жуйкову В.С. указанный земельный участок предоставлен бесплатно в собственность, с видом разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство.
Истец также указал, что наличие возможности для граждан по подключению принадлежащих им жилых домов к сетям инжнерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения к ним на границах предоставленного земельного участка.
Кроме того прокурор указал, что полномочия администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения переданы комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области.
Полномочия по организации в границах поселения электроснабжения и газоснабжения относятся к полномочиям Горбунковского сельского поселения Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.
Истец также указал, что в настоящий момент граждане, которым, предоставлены земельные участки для осуществления индивидуального жилищного строительства, в том числе Жуйков В.С., не могут в полной мере воспользоваться своим правом на владение и пользование земельным участком, в связи с отсутствием соответствующей инфраструктуры по электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению, водоотведению. Проведение данных коммуникаций за счет лиц, которым предоставлены земельные участки, является невыполнимым в связи с большими материальными затратами.
На основании изложенного с учетом уточнения прокурор просит суд обязать администрацию МО Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в течение шести месяцев организовать электроснабжение, газоснабжение в д. Велигонты, Ломоносовского района Ленинградской области до границ балансового разграничения с земельным участком с кадастровым номером №, площадью 1101 кв.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Горбунковское сельское поселение, д. Велигонты, а также обязать Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области в течение шести месяцев организовать водоснабжение и водоотведение в д. Велигонты, Ломоносовского района Ленинградской области до границ балансового разграничения с земельным участком с кадастровым номером №, площадью 1101 кв.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Горбунковское сельское поселение, д. Велигонты.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель МО Горбунковское сельское поселение Михайлова Т.В., действующая на основании доверенности от 03.03.2022 года, выданной сроком до 31.12.2022 года, в судебном заседании возражала по иск, поддержала письменную позицию по делу.
Представитель Комитета по жилищно0коммунальному хозяйству Смирнова А.А., действующая на основании доверенности от 28.12.2021 года, выданной сроком до 31.12.2022 года, в судебном заседании также возражала по иску, поддержала письменный отзыв на исковое заявление, а также письменные дополнения к отзыву.
Представитель третьего лица, Правительства Ленинградской области, Большакова О.А., действующая на основании доверенности от 26.07.2022 года, выданной сроком по 31.12.2022 года, в судебном заседании возражала по иску, поддержала письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, Иванова В.А., действующая на основании доверенности от 10.01.2022 года, выданной сроком до 31.12.2022 года, в судебном заседании оставила решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» Солодовник И.А., действующая на основании доверенности от 01.01.2022 года, выданной сроком до 31.12.2024 года, в судебном заседании также оставила решение на усмотрение суда.
Представитель ПАО « Россети Ленэнерго» Коляда Н.А., действующая на основании доверенности от 29.11.2021 года сроком до 31.01.2024 года, в судебном заседании оставила решение на усмотрение суда.
Третьи лица, Жуйков В.С., а также представители АО «ИЭК», Комитета по строительству Ленинградской области в суд не явились, извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.
Согласно ст. 6 Закона № 75-оз «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» (далее – Закон № 75-оз) земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах населенных пунктов муниципальных образований, в которых предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, бесплатно предоставляются не получавшим на территории Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпункте 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 6-7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно, а также земельного участка иным не указанным в п. 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, основная цель местного самоуправления – решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Статьей 1-1 Областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 № 48-ОЗ «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» закреплены за сельскими поселениями, входящими в состав Волосовского, Всеволожского, Гатчинского, Кингисеппского, Киришского, Кировского, Ломоносовского муниципальных районов Ленинградской области, вопросы местного значения, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131 – ФЗ от 06.11.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст 14 Федерального закона № 131 – ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131 – ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Наличие возможности для граждан по подключению принадлежащих им жилых домов к сетям инжнерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения к ним на границах предоставленного земельного участка.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 1.1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
При этом, ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 29.12.2015 № 153-ОЗ «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» (далее – № 153 ОЗ) предусмотрено, что к полномочиям Правительства Ленинградской области или уполномоченных им органов исполнительной власти Ленинградской области относятся полномочия органов местного самоуправления Сосновоборского городского округа Ленинградской области, городских и сельских поселений Бокситогорского, Волховского, Всеволожского, Волосовского, Выборгского, Кингисеппского, Киришского, Кировского, Лодейнопольского, Ломоносовского, Лужского, Подпорожского, Приозерского, Сланцевского, Тихвинского, Тосненского, Гатчинского муниципальных районов Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением полномочий по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений.
Согласно п.2 ст. 1 № 153-ОЗ полномочия по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений осуществляются органами местного самоуправления поселений Ленинградской области в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, согласно пп. 4 ст. 4 № 153 ОЗ полномочия, указанные в ст. 1 № 153 ОЗ, перераспределяются между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Сосновоборского городского округа Ленинградской области, городских и сельских поселений Всеволожского, Волосовского, Гатчинского (за исключением Коммунарского городского поселения), Кингисеппского (за исключением Нежновского сельского поселения), Киришского, Кировского (за исключением Шлиссельбургского и Павловского городских поселений, Суховского сельского поселения), Ломоносовского (за исключением Копорского и Лаговского сельских поселений) муниципальных районов Ленинградской области, Кузнечнинского городского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области, Любанского, Никольского, Рябовского, Тосненского, Фёдоровского, Форносовского городских поселений Тосненского муниципального района Ленинградской области со дня передачи имущества, находящегося в собственности указанных поселений и используемого для осуществления таких полномочий, в государственную собственность Ленинградской области, но не позднее 31 декабря 2020 года.
Имущество, используемое в целях исполнения соответствующих полномочий, подлежит передаче в собственность Ленинградской области в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании решения органов местного самоуправления.
Таким образом, полномочия администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения переданы комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области.
Из статей 1, 7, 72 и 133 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих те или иные публичные обязанности, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им финансовой помощи целевого характера со стороны Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2012 года N 389-О-О).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 г. N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
На основании постановления администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 24.12.220 года №1554/20, в соответствии с Земельным законодательством РФ/, областным законом Ленинградской области от 17.07.2018 года №75-оз «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» Жуйкову В.С. и членам его семьи в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, предоставлен в собственность бесплатно земельный участок по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Велигонты.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен №.
Сведения о наличии инфраструктуры инженерно-технического обеспечения материалы дела не содержат.
Кроме того, из письма первого заместителя главы администрации МО Ломоносовский муниципальный район ФИО12 от 16.05.2022 года следует, что предоставленные многодетным семьям земельные участки в д. Велигонты, в количестве 32, не обеспечены объектами инженерной инфраструктуры.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории сельского поселения обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, а в сфере водоснабжения и водоотведения комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области.
При этом использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения и соответственно возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием, а также Комитетом обязанности по созданию необходимой коммунальной и иной инфраструктуры.
Из пояснений истца, ответчиков и третьих лиц, а также представленной переписке по вопросам газо- и водоснабжения населения, водоотведения, электроснабжения, суд приходит к выводу, что в действиях ответчиков имеются бездействия, а доводы ответчиков суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, в рамках проведенной прокуратурой проверкой исполнения требований законодательства в части обеспечения инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории МО Ломоносовский муниципальный район, было установлено, что орган местного самоуправления и Комитет не в полном объеме осуществляют действия по организации инженерной инфраструктурой в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участков, обеспечивалась возможность беспрепятственного подключения принадлежащим им жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами, что с момента предоставления земельного участка семье Жуйкова В.С. до момента обращения в суд с иском прокурора прошло более года, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования земельным участком с целью возведения жилых объектов для проживания многодетной семьи, не выполнена.
На основании изложенного, учитывая, что предоставление многодетным семьям земельных участков является мерой социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан на жилище, выделенный земельный участок семье Жуйкова В.С. длительное время не оснащен необходимой инфраструктурой, требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Исходя из объема работ, которые возложены на ответчиков, суд считает достаточным срок в течение восемнадцати месяцев для выполнения указанных требований, данный срок отвечает требования разумности и справедливости, обеспечивает соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворить.
Обязать администрацию МО Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать электроснабжение, газоснабжение в д.Велигонты Ломоносовского района Ленинградской области до границ балансового разграничения с земельным участком с кадастровым номером №, площадью 1101 кв., расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Горбунковское сельское поселение, д. Велигонты.
Обязать Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение и водоотведение в д.Велигонты Ломоносовского района Ленинградской области до границ балансового разграничения с земельным участком с кадастровым номером №, площадью 1101 кв., расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Горбунковское сельское поселение, д. Велигонты.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 августа 2022 года.
Судья Н.Н.Михайлова