дело № 2-2698/2021 (№ 33-12694/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 19 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Зоновой А.Е., Редозубовой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Кокшаровой Л.С. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе истца на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 05.05.2022.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца и ее представителя Патракова А.Ю. (ордер адвоката № 370860 от 19.08.2022), поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кокшарова Л.С. обратилась в суд с иском к ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по Свердловской области (далее по тексту Отделение) в защиту пенсионных прав, ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.
04.11.2021 истец обратилась в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон № 400-ФЗ), в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа. Решением Отделения от 27.01.2022 в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, специальный стаж истца, принятый к зачету пенсионным органом, составил 23 года 08 месяцев 12 дней при требуемом 25 лет. С отказом в назначении пенсии истец не согласна, полагая, что периоды ее работы с 08.11.1994 по 15.02.1998 в должности медицинской сестры палатной в хирургическом отделении Верхнесинячихинской больницы и с 16.02.1998 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры в офтальмологическом отделении Верхнесинячихинской больницы необоснованно включены в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, как работа в сельской местности. Однако в указанные периоды истец работала в отделениях хирургического профиля стационара, что предусматривает льготное исчисление как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Соответственно, льгота за работу в сельской местности и льгота за работу в отделениях хирургического профиля стационара должны суммироваться, что в совокупности составляет 1 год работы за 1 год и 9 месяцев. Кроме того, Отделение необоснованно не включило в специальный стаж донорские дни в период работы истца медицинской сестрой в офтальмологическом отделении в ГБУЗ «Алапаевская ЦРБ» с 18.09.2012 по 19.09.2012, с 25.03.2013 по 26.03.2013, с 20.03.2015 по 21.03.2015, с 31.08.2015 по 01.09.2015, с 25.08.2016 по 30.08.2016, с 24.05.2017 по 25.05.2017, с 09.09.2017 по 10.09.2017, с 19.11.2018 по 20.11.2018, с 18.05.2019 по 19.05.2019.
На основании изложенного, истец просила: возложить на ответчика обязанность включить в ее специальный страховой стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы с 08.11.1994 по 15.02.1998 и с 16.02.1998 по 31.10.1999 в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, а также периоды работы с 18.09.2012 по 19.09.2012, с 25.03.2013 по 26.03.2013, с 20.03.2015 по 21.03.2015, с 31.08.2015 по 01.09.2015, с 25.08.2016 по 30.08.2016, с 24.05.2017 по 25.05.2017, с 09.09.2017 по 10.09.2017, с 19.11.2018 по 20.11.2018, с 18.05.2019 по 19.05.2019 в календарном исчислении; признать за ней право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с 18.08.2020.
Ответчик возражал против удовлетворения иска.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 05.05.2022 исковые требования Кокшаровой Л.С. удовлетворены частично. На Отделение возложена обязанность включить истцу в специальный страховой стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную страховую пенсию, в календарном исчислении донорские дни в период работы медицинской сестрой в офтальмологическом отделении ГБУЗ «Алапаевская ЦРБ»: с 18.09.2012 по 19.09.2012, с 25.03.2013 по 26.03.2013, с 20.03.2015 по 21.03.2015, с 31.08.2015 по 01.09.2015, с 25.08.2016 по 30.08.2016, с 24.05.2017 по 25.05.2017, с 09.09.2017 по 10.09.2017, с 19.11.2018 по 20.11.2018, с 18.05.2019 по 19.05.2019. В удовлетворении остальной части исковых требований Кокшаровой Л.С. отказано.
С таким решением истец не согласилась, подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении ее требований о включении в специальный страховой стаж в льготном исчислении периодов работы с 08.11.1994 по 15.02.1998 и с 16.02.1998 по 31.10.1999 и принять новое решение об удовлетворении данных требований. В обоснование жалобы истец приводит следующие доводы. Поскольку ответчик не оспаривал, что в спорные периоды истец осуществляла работу в отделениях хирургического профиля стационара, то они подлежали зачету в специальный стаж из расчета как минимум 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Апеллянт настаивает на неверном применении судом норм материального права, указывая, что действовавшее в спорные периоды пенсионное законодательство, а именно – постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, не содержало такого ограничения для исчисления периодов работы в сельской местности в льготном порядке как отсутствие смешанного стажа, а потому спорные периоды должны быть зачтены в специальный стаж с одновременным применением двух льгот, что подтверждено судебной практикой.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Отделения Белоусова Ю.С. просит оставить решение суда без изменения, указывая на несостоятельность доводов апеллянта.
В заседание судебной коллегииответчик своего представителя не направил, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещался заблаговременно и надлежащим образом – по адресу электронной почты, а также путем размещения 22.07.2022 соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 постановления от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»). Сведениями о причинах неявки представителя ответчика судебная коллегия не располагает, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, им не заявлено.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 05.05.2022 в части удовлетворения исковых требований Кокшаровой Л.С. никем из сторон не обжалуется, а потому предметом проверки суда апелляционной инстанции не является (абз. 1 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), учитывая отсутствие оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы и проверки решения суда в полном объеме.
Заслушав объяснения истца и ее представителя, изучив материалы дела (в том числе, новые доказательства – истребованную у ответчика выписку из индивидуального лицевого счета истца, представленные истцом ответ ГАУЗ СО «Алапаевская центральная районная больница» на адвокатский запрос и справку работодателя от 18.08.2022, а также ответ указанного лечебного учреждения на запрос судебной коллегии, которые суд апелляционной инстанции посчитал необходимым принять в качестве новых доказательств в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, проверки доводов жалобы и возражений на нее), обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив в пределах указанных доводов решение суда в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.11.2021 Кокшарова Л.С. обратилась в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением Отделения № 1178527/21 от 27.01.2022 в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано (л.д. 13-18). Как следует из содержания решения, льготный стаж истца в целях досрочного назначения пенсии определен пенсионным органом общей продолжительностью 23 года 08 месяцев 12 дней. При этом спорные периоды работы истца с 08.11.1994 по 15.02.1998 и с 16.02.1998 по 31.10.1999 приняты к зачету с применением льготы за работу в сельской местности – как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Из уточняющей справки ГАУЗ СО «Алапаевская ЦРБ» от 10.02.2022 № 5 следует, что Кокшарова Л.С. работала на полную ставку с 08.11.1994 по 15.02.1998 в должности медицинской сестры палатной в хирургическом отделении, а с 15.02.1998 по 30.12.1998 – в должности медицинской сестры палатной в офтальмологическом отделении Верхнесинячихинской больницы, структурном подразделении Алапаевской центральной районной больницы, с 31.12.1998 по 31.10.1999 истец работала в должности медицинской сестры палатной в офтальмологическом отделении, в структурном подразделении муниципального медицинского учреждения «Алапаевская центральная районная больница» МО «Алапаевский район» (л.д. 22, 23).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Кокшаровой Л.С. о включении указанных периодов работы в специальный стаж в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, суд первой инстанции исходил из того, что действовавшее до 01.11.1999 пенсионное законодательство, предусматривая для медицинских работников льготное исчисление работы в сельской местности и в отделениях хирургического профиля стационара, не устанавливало возможность суммирования этих льгот. Такая возможность впервые установлена только «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с под. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и только для лиц, имеющих смешанный стаж, т.е. при осуществлении ими лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке). Поскольку истец смешанного стажа не имеет, осуществляла медицинскую деятельность исключительно в сельской местности, оснований для одновременного применения двух льготных порядков подсчета специального стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для исчисления спорных периодов работы истца с одновременным применением двух льготных порядков – за работу в сельской местности и за работу в отделениях хирургического профиля стационара.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее Постановление № 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Пунктами 1 (подп. «н») и 3 (абзац 1) Постановления № 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список № 781), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее Правила № 781).
Кроме того, предусмотрено применение Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее Постановление № 464); Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») и Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
С учетом изложенного, для оценки пенсионных прав истца подлежат применению как Список № 781 и Правила № 781, действующие на дату обращения истца за пенсионным обеспечением, так и действовавшее в спорные периоды работы Постановление № 464.
Пунктом 2 Постановления № 464 предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца;
врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам-судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, и действовавшему в спорные периоды работы Кокшаровой Л.С.), право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Из приведенных нормативных положений Постановления № 464 и утвержденного им Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, следует, что для врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения устанавливалось льготное исчисление сроков выслуги как один год и 3 месяца за один год работы в сельской местности или поселках городского типа. Для отдельных категорий работников, в частности врачей-хирургов, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, предусматривалась льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. При этом правовое регулирование, закрепляющее такие льготы, возможность их суммирования не устанавливало.
Нормативные правовые акты, действовавшие в спорные периоды трудовой деятельности Кокшаровой Л.С. до 01.11.1999, не содержат норм, предусматривающих возможность одновременного применения для работников здравоохранения двух льгот в виде льготного исчисления периодов работы в сельской местности и в отделениях хирургического профиля стационаров в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Доводы апелляционной жалобы истца об обратном несостоятельны и основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Не имелось у суда оснований для суммирования двух льгот при включении спорных периодов работы истца в специальный стаж и по нормам Правил № 781, с момента утверждения которых впервые стало возможным суммирование льгот в части исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Так, в силу п. 5 Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке № 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 данных правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подп. «а», так и подп. «б» п. 5 Правил № 781. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы (абз. 2 подп. «б» п. 5 Правил № 781).
Исходя из указанных норм права льготное суммирование стажа для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, возможно только при наличии смешанного стажа, то есть при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке).
С учетом того, что весь период трудовой деятельности Кокшаровой Л.С. проходил в сельской местности, что ею не отрицалось, следовательно, смешанный стаж работы у нее отсутствует, вывод суда первой инстанции о невозможности применения к спорным периодам работы истца, имевшим место до 01.11.1999, одновременно двух льготных порядков подсчета специального стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения является правильным, основан на верном применении приведенных выше норм пенсионного законодательства. Ссылки истца в апелляционной жалобе на иную судебную практику правильность этого вывода суда не опровергают, поскольку указанные истцом судебные акты преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Между тем, несмотря на правильность вывода суда об отсутствии правовых оснований для исчисления спорных периодов работы истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, судебная коллегия полагает, что отказ в удовлетворении данных требований Кокшаровой Л.С. нельзя признать правомерным, иск в указанной части подлежал частичному удовлетворению по следующим мотивам.
Как уже сказано выше, возможность суммирования двух льгот (за работу в сельской местности и за работу в отделениях хирургического профиля стационара) в отношении периодов работы, имевших место до 01.11.1999, законом не предусмотрена. Соответственно, если работник осуществлял деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, выполняя трудовые обязанности в отделении хирургического профиля стационара, то для исчисления такого периода работы может быть применена лишь одна из двух льгот. Естественно, что выбор должен осуществляться в пользу большей льготы (за работу в отделениях хирургического профиля стационара), которая является для лица наиболее выгодной.
Отделение при вынесении решения № 1178527/21 от 27.01.2022 приняло к зачету спорные периоды работы истца с 08.11.1994 по 15.02.1998 в должности медицинской сестры палатной в хирургическом отделении Верхнесинячихинской больницы и с 16.02.1998 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры палатной в офтальмологическом отделении Верхнесинячихинской больницы (с 31.12.1998 – в ММУ «Алапаевская ЦРБ» МО «Алапаевский район») с применением меньшей льготы – за работу в сельской местности, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, никак не обосновав в решении неприменение к указанным периодам работы льготы за работу в отделениях хирургического профиля стационара как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Отсутствует соответствующее обоснование и в обжалуемом решении суда.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (Приложение к Правилам № 781), в качестве отделений хирургического профиля стационаров предусмотрены хирургическое и офтальмологическое отделения стационаров больниц.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик указывает, что оснований для исчисления спорных периодов работы истца с применением большей льготы не имелось, поскольку не подтверждено, что истец работала в отделениях хирургического профиля именно стационара больницы, а не иного структурного подразделения (например, поликлиники).
В целях проверки данных доводов Отделения судебная коллегия в порядке подготовки дела к апелляционному рассмотрению истребовала у ГАУЗ СО «Алапаевская ЦРБ» сведения о том, являлись ли хирургическое и офтальмологическое отделения Верхнесинячихинской больницы (структурное подразделение Алапаевской ЦРБ) отделениями хирургического профиля стационара. В ответе от 18.08.2022 за подписью и.о. главного врача Козловой М.В. ГАУЗ СО «Алапаевская ЦРБ» подтверждает, что хирургическое и офтальмологическое отделения с момента организации являлись отделениями хирургического профиля стационара. Аналогичная информация предоставлена указанным лечебным учреждением и представителю истца в ответе на адвокатский запрос.
Оснований сомневаться в достоверности данных сведений у судебной коллегии не имеется, как и не имеется оснований полагать, что указанные отделения являлись отделениями не стационара больницы (т.е. отделения лечебного учреждения, предназначенного для круглосуточного пребывания больных), а поликлиники, учитывая должность истца в спорные периоды – медсестра палатная, в обязанности которой согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, входит, в том числе, осуществление ухода и наблюдение за больными на основе принципов медицинской деонтологии, прием и размещение в палате больных, участие в обходе врачей в закрепленных за нею палатах, выполнение назначения лечащего врача, контроль выполнения больными и их родственниками режима посещений отделения, за санитарным содержанием закрепленных за нею палат, а также личной гигиеной больных, за своевременным приемом гигиенических ванн, сменой нательного и постельного белья, подготовка трупов умерших для направления их в патологоанатомическое отделение.
При таком положении, судебная коллегия полагает достоверно установленным, что в спорные периоды истец осуществляла трудовую функцию в должности медицинской сестры палатной (что относится к среднему медицинскому персоналу - п. 1.4 «Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н) в отделениях хирургического профиля стационара больницы, а потому в силу действовавшего в спорные периоды Постановления № 464 указанные периоды подлежат зачету в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Оснований для неприменения указанной льготы к порядку исчисления спорных периодов работы истца у Отделения не имелось, принятое ответчиком решение о включении данных периодов в специальный стаж истца с применением меньшей из двух льгот (за работу в сельской местности) является неправомерным.
С учетом изложенного, решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 05.05.2022 в части отказа в удовлетворении требований Кокшаровой Л.С. о включении в специальный стаж периодов работы с 08.11.1994 по 15.02.1998 в должности медицинской сестры палатной в хирургическом отделении Верхнесинячихинской больницы и с 16.02.1998 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры палатной в офтальмологическом отделении Верхнесинячихинской больницы (с 31.12.1998 – ММУ «Алапаевская центральная районная больница» МО «Алапаевский район») в льготном исчислении подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ), с вынесением нового решения о частичном удовлетворении данных требований истца и возложении на Отделение обязанности принять указанные периоды работы Кокшаровой Л.С. к зачету в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев (вместо примененного пенсионным органом льготного порядка - 1 год работы за 1 год и 3 месяца).
Что касается решения суда в части отказа в удовлетворении требования истца о признании за ней права на досрочное пенсионное обеспечение с 18.08.2020, то оснований для его отмены не имеется, поскольку даже при зачете в стаж на соответствующих видах работ спорных периодов работы истца в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев и с учетом периодов, включенных обжалуемым решением суда (22 дня), на указанную истцом дату необходимая продолжительность специального стажа (25 лет) ею выработана не была, общая продолжительность специального стажа истца по состоянию на 04.11.2021 (дата обращения за назначением пенсии) включительно составила 25 лет 01 день, что с учетом положений ч.1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, Приложения № 7 к данному закону, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» позволяет истцу реализовать свое право на назначение пенсии по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, не ранее 03.05.2024.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба истца не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 05.05.2022 в части отказа в удовлетворении требований Кокшаровой Л.С. о включении в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении отменить, принять в отмененной части новое решение о частичном удовлетворении указанных требований.
Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда России по Свердловской области обязанность включить в специальный стаж Кокшаровой Л.С. (СНИЛС 025-719-374 60), дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды ее работы с 08.11.1994 по 15.02.1998 в должности медицинской сестры палатной в хирургическом отделении Верхнесинячихинской больницы и с 16.02.1998 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры палатной в офтальмологическом отделении Верхнесинячихинской больницы (с 31.12.1998 – ММУ «Алапаевская центральная районная больница» МО «Алапаевский район») в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 05.05.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Зонова А.Е.
Редозубова Т.Л.