Решение по делу № 33-13245/2023 от 19.10.2023

Судья Попов А.В.                     24RS0002-01-2023-001971-91

Дело № 33-13245/2023

2.211

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 октября 2023 года                             г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе

председательствующего Туровой Т.В.,

судей Александрова А.О., Глебовой А.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мокиным В.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Глебовой А.Н.

гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей», управлению образования администрации города Ачинска о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования,

по апелляционной жалобе представителя управления образования администрации города Ачинска Барышникова К.В.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 09 августа 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» оборудовать здание, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, 9-й мкр., стр. 7А, системами видеонаблюдения и оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Обязать управление образования администрации города Ачинска Красноярского края профинансировать расходы по оборудованию здания, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, 9-й мкр., стр. 7А, системами видеонаблюдения и оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБДОУ «Детский сад № 44», управлению образования администрации города Ачинска о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования. С учетом уточнения исковых требований просил возложить на МБДОУ «Детский сад № 44» обязанность обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, путем оборудования объекта (здания), расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, 9-й мкр., стр. 7А, системами видеонаблюдения и оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, возложить на управление образования администрации г. Ачинска обязанность профинансировать расходы МБДОУ «Детский сад № 44» по обеспечению безопасных условий обучения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Ачинской городской прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму установлено, что в МБДОУ «Детский сад № 44» отсутствует система видеонаблюдения и система голосового оповещения, о чем составлен комиссионный акт обследования от 13.10.2022. Управление образования администрации г. Ачинска является учредителем МБДОУ «Детский сад № 44», в том числе осуществляет полномочия по финансированию учреждения. В связи с выявленными нарушениями 31.10.2022 в адрес управления образования администрации г. Ачинска прокуратурой внесено представление об их устранении, ответом от 06.12.2022 представление об устранении выявленных нарушений признано обоснованным, однако до настоящего времени нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель управления образования администрации города Ачинска Барышников К.В. указывает, что ответчиком представлены все необходимые доказательства выполнения со стороны управления исчерпывающих действий, направленных на выделение денежных средств со стороны администрации города, однако финансирования продолжительное время не происходит, в связи с чем просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым возложить на МБДОУ «Детский сад № 44» обязанность оборудовать здание учреждения системами видеонаблюдения и оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения в течение 15 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, возложить на управление образования администрации города Ачинска обязанность профинансировать соответствующие расходы учреждения в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель Ачинского городского прокурора Чирков Д.С. полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда – изменению.

Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя процессуального истца – прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Гераскевич А.С., просившую решение суда оставить без изменения, разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Охрана здоровья обучающихся согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно пункту 5 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В силу пунктов 24, 25, 26, 27 указанных Требований они устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Согласно Требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пункт 24 Требований).

В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации (пункт 25 Требований).

Как установлено судом и следует из материалов дела, МБДОУ «Детский сад № 44» является дошкольной образовательной организацией, осуществляющей свою деятельность в здании по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, 9-й мкр., стр. 7А. Объекту присвоена третья категория опасности.

Учредителем образовательной организации является муниципальное образование г. Ачинск, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя – управление образования администрации г. Ачинска.

В соответствии с положением об управлении образования администрации г. Ачинска, утвержденным решением Ачинского городского совета депутатов от 31.05.2016 № 11-56р, управление осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления города Ачинска в установленном законом порядке в соответствии с федеральными законами и законами Красноярского края, исполняет полномочия органов местного самоуправления города Ачинска по решению вопросов местного значения в области образования, в том числе: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных и прочих ведомственных организаций, обустройство прилегающих территорий. Для реализации своих полномочий правление осуществляет в установленном порядке финансирование деятельности муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций, а также текущего ремонта закрепленного за ними имущества (пукнты 3.1, 3.2, 3.2.6, 4.1.16 Положения).

В отношении МБДОУ «Детский сад № 44» Ачинской городской прокуратурой проведена документальная проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства в образовательных учреждениях, в ходе которой установлено, что на объекте отсутствует система видеонаблюдения и система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

В связи с выявленными в ходе проведенной проверки нарушениями соблюдения требований антитеррористического законодательства 31.10.2022 в адрес руководителя управления образования администрации г. Ачинска направлено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе по факту отсутствия систем видеонаблюдения и оповещения в МБДОУ «Детский сад № 44».

В ответах от 06.12.2022 и от 16.03.2023 руководитель управления образования администрации г. Ачинска сообщил о невозможности проведения мероприятий по антитеррористической защищенности объектов в связи с отсутствием финансирования.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, правомерно признал установленным факт нарушения требований правил по обеспечению антитеррористической безопасности МБДОУ «Детский сад № 44», поскольку на территории указанного объекта обеспечение охраны в соответствии с положениями Требований к антитеррористической защищенности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006, не осуществляется, а также принимая во внимание, что указанное нарушение антитеррористической безопасности в дошкольном учреждении создает потенциальную угрозу жизни и здоровью детей и работников образовательного учреждения, неопределенного круга лиц, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, установив срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с отсутствием у ответчика МБДОУ «Детский сад № 44» денежных средств на организацию охраны объектов в соответствии с указанными Требованиями суд правомерно возложил на управление образования администрации г. Ачинска обязанность выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права и представленным доказательствам.

Срок исполнения решения, вопреки доводам апелляционной жалобы, установлен судом с учетом принципа разумности исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом требований бюджетного законодательства и законодательства о закупках, правомерно учтен приоритет обеспечения безопасности воспитанников и работников детского сада во время дошкольного образовательного процесса, увеличение данного срока может способствовать угрозе нарушения прав неопределенного круга лиц, поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, в связи с чем оснований для увеличения установленного судом срока исполнения решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Следует отметить, что вопросы порядка и способа исполнения решения суда, а также сроки его исполнения могут быть разрешены с использованием иных правовых механизмов, урегулированных гражданским процессуальным законом. Так, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения (статья 434 ГПК РФ).

При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения по доводам жалобы не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленного решения, в ходе рассмотрения дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 09 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:                        Т.В. Турова

Судьи:                                    А.О. Александров

                                        А.Н. Глебова

33-13245/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Ачинского городского прокурора
Ответчики
МБДОУ Детский сад №44
Управление Образования администрации г. Ачинска
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Глебова Александра Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
30.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2023Передано в экспедицию
30.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее