Дело №2-2787/2020
УИД 25RS0002-01-2020-004339-92
Мотивированное решение
изготовлено 01 сентября 2020
Решение
именем Российской Федерации
27 августа 2020 года город Владивосток
Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Рубель Ю.С.
при секретаре Назариковой Е.В.
при участии старшего помощника прокурора Коломеец Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Фрунзенского района города Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Владивостока, муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа города Владивостока по гимнастике» о возложении обязанности,
установил:
в суд обратился прокурор Фрунзенского района г.Владивостока с названным иском. В обоснование требований указал, что по результатам проверки по поручению прокуратуры Приморского края установлены нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов в деятельности МБУ «Спортивная школа города Владивостока по гимнастике». За МБУ «Спортивная школа города Владивостока по гимнастике» на праве оперативного управления закреплено здание - спортзал ДЮСШОР общей площадью 1 002,70 кв.м (лит. А, АI-пристройка, А2-пристройка) по адресу, г. Владивосток, ул. <адрес>», о чем в Едином государственном реестре прав сделана соответствующая запись. Собственником объектов является Владивостокский городской округ в лице администрации города Владивостока.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района марте 2020 г. установлено, что в нарушение вышеизложенных норм помещения в здании не приспособлены для самостоятельного передвижения инвалидов с нарушением зрения, а именно в здании отсутствуют информационная мнемосхема (тактильная схема движения) у входа в здание, а также тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения.
Вышеизложенные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку нарушают права инвалидов, а также основные принципы проводимой политики государства в сфере социальной защиты прав инвалидов и лиц с органичными возможностями.
По результатам проверки в мае 2019 г. руководителю муниципального учреждения вносилось представление об устранении нарушений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Вместе с тем, меры, направленные на устранение нарушений закона до настоящего времени не приняты.
Просил возложить обязанность на муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа города Владивостока по гимнастике» оборудовать - спортзал ДЮСШОР общей площадью 1 002,70 кв.м (лит. А, А1-пристройка, А2-пристройка) по адресу: г. Владивосток, ул. <адрес>» информационной мнемосхемой (тактильная схема движения) у входа в здание, а также тактильной направляющей полосой с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения.
Возложить обязать на администрацию города Владивостока профинансировать работы по оборудованию здания - спортзала ДЮСШОР общей площадью 1002,70 кв.м (лит. А, А1-пристройка, А2-пристройка) по адресу: г. Владивосток, ул. <адрес> информационной мнемосхемой (тактильная схема движения) у входа в здание, а также тактильной направляющей полосой с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения
В судебном заседании старший помощник прокурора Фрунзенского района г.Владивостока Коломеец Ю.Н. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить исковые требования в части, от исковых требований о возложении обязанности на администрацию города Владивостока профинансировать работы по оборудованию здания - спортзала ДЮСШОР общей площадью 1002,70 кв.м (лит. А, А1-пристройка, А2-пристройка) по адресу: г. Владивосток, ул. <адрес> информационной мнемосхемой (тактильная схема движения) у входа в здание, а также тактильной направляющей полосой с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения, поскольку МБУ заключен договор № на поставку материальных запасов для комплексного благоустройства среды для малобильных групп населения в МБУ СШ по гимнастике, не возражала против проведения работы в течении трех месяцев.
В судебном заседании и.о. директора МБУ СШ по гимнастике Андрейченко А.Д. с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что дата между МБУ и ООО «<...>» заключен договор № на поставку материальных запасов для комплексного благоустройства среды для малобильных групп населения в МБУ СШ по гимнастике, просила предоставить время не менее трех месяцев для оборудования МБУ.
В судебном заседании представитель администрации города Владивостока Алейник Е.С. возражала против заявленных требований прокурора, ссылаясь на отсутствие денежных средств на данную статью расходов.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В судебном заседании установлено, что по результатам проверки по поручению прокуратуры Приморского края установлены нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов в деятельности МБУ «Спортивная школа города Владивостока по гимнастике». За МБУ «Спортивная школа города Владивостока по гимнастике» на праве оперативного управления закреплено здание - спортзал ДЮСШОР общей площадью 1 002,70 кв.м (лит. А, АI-пристройка, А2-пристройка) по адресу, г. Владивосток, ул. <адрес>», о чем в Едином государственном реестре прав сделана соответствующая запись. Собственником объектов является Владивостокский городской округ в лице администрации города Владивостока.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района марте 2020 г. установлено, что в нарушение вышеизложенных норм помещения в здании не приспособлены для самостоятельного передвижения инвалидов с нарушением зрения, а именно в здании отсутствуют информационная мнемосхема (тактильная схема движения) у входа в здание, а также тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения.
Вышеизложенные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку нарушают права инвалидов, а также основные принципы проводимой политики государства в сфере социальной защиты прав инвалидов и лиц с органичными возможностями.
По результатам проверки в мае 2019 г. руководителю муниципального учреждения вносилось представление об устранении нарушений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Вместе с тем, меры, направленные на устранение нарушений закона до настоящего времени не приняты.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - федеральный закон) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно ст. 15 указанного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
С 01 января 2013 года введен в действие "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 605 (далее - Свод Правил 59.13330.2012).
В соответствии с п. 7.1.8 Свода правил 59.13330.2012 установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды содержатся в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», который включен в п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ранее действовал перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р, п. 76).
Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Учитывая вышеизложенное, принимая признание иска представителем МБА СШ по гимнастике, в силу ст.206 ГПК РФ суд полагает возможным установить срок для исполнения решения в течение 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, суд принимает отказ от исковых требований в части о возложении обязанности на администрацию города Владивостока профинансировать работы по оборудованию здания - спортзала ДЮСШОР общей площадью 1002,70 кв.м (лит. А, А1-пристройка, А2-пристройка) по адресу: г. Владивосток, ул. <адрес> информационной мнемосхемой (тактильная схема движения) у входа в здание, а также тактильной направляющей полосой с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения. Суд разъяснил истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска в части, признания иска или заключения мирового соглашения сторон (часть 2).
Согласно абзацу 4 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Фрунзенского района г.Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Владивостока, муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа города Владивостока по гимнастике» о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа города Владивостока по гимнастике» оборудовать - спортзал ДЮСШОР общей площадью 1 002,70 кв.м (лит. А, А1-пристройка, А2-пристройка) по адресу: г. Владивосток, ул. <адрес> информационной мнемосхемой (тактильная схема движения) у входа в здание, а также тактильной направляющей полосой с высотой рисунка не более 0,025 м на основных путях движения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковых требований – прекратить.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд Фрунзенского района г.Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий п\п Ю.С. Рубель