№ 2а-1742/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть вынесена и оглашена 10.07.2017 года
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Ступинский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Струковой П.С., при секретаре Сухомлиновой О.Г.,
с участием административного истца Фокина К.П.,
представителя административного ответчика Кеповой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Фокина Константина Петровича к администрации городского поселения Ступино о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Фокин К.П. обратился в Ступинский городской суд <адрес> с административным иском к администрации городского поселения Ступино, в котором просит суд:
признать незаконными действия администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района <адрес> по согласованию места проведения публичного мероприятия, заявленного ФИО7 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в форме пикетирования с предполагаемым количеством участников до 25 человек в месте, расположенном на прямоугольнике, ограниченном <адрес> муниципального района, с его изменением на место, расположенное по адресу: <адрес>территория парка культуры и отдыха им. Островского).
Свои требования административный истец обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 направил в адрес администрации городского поселении Ступино уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, не создающей препятствий движения пешеходов и транспортных средств. В качестве места проведения указал: площадь с фонтаном перед зданием администрации Ступинского муниципального района – на прямоугольнике, ограниченном <адрес>, проспектом Победы, <адрес> муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик потребовал от административного истца изменить место проведения пикетирования, сославшись на то, что предполагаемое место не входит в перечень, установленный распоряжением ГУТП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории <адрес>», расположение места вблизи проезжей части, что создает риск для жизни участников пикетирования, затруднении доступа граждан в здание администрации. В связи с чем, предложено изменить место на Парк культуры и отдыха им. Островского.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 не согласившись с доводами административного ответчика, направил обращение, в котором указал, что объектом пикетирования является администрация городского поселения Ступино, мероприятие не может создавать затруднения, так как осуществляется небольшим количеством граждан, не может нарушать общественный порядок, так как не подразумевает перемещений и шума и проводится вдали от проезжей части, что исключает угрозу жизни его участников.
ДД.ММ.ГГГГ в проведении пикетирования было отказано, чем нарушено право административного истца на свободное выражение общественного мнения.
Административный истец полагает, что предложение об изменении места проведения публичного мероприятия ничем не обосновано, распоряжение ГУТП МО № от ДД.ММ.ГГГГ издано в целях реализации положения 1.1, 2.1, 2.2 ст. 8 Федерального закона № –ФЗ и касается установления на территории каждого муниципального образования единых специально отведенных мест проведения публичных мероприятий, при которых не требуется подача уведомления об их проведении.
Административный истец в судебном заседании поддержал доводы административного иска.
Административный ответчик в судебном заседании не согласилась с требования административного истца, указав, что не было отказано в проведении запланированного мероприятия, а предложено изменить место проведения на Парк культуры и отдыха, который является общественно востребованным, в связи с чем полагает, что действия ответчика законны и обоснованны, а права и законные интересы истца ничем нарушены не были. Кроме того, распоряжением ГУТП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заявленная площадка не предусмотрена для проведения подобного рода мероприятий, в здании находится не только администрация городского поселении Ступино, но администрация Ступинского муниципального района. Представитель административного истца сослалась на проведение мероприятий в непосредственной близости к месту, заявленному для проведения пикета, как районного так и городского уровня.
В обоснование своей позиции в части нарушения прав и законных интересов граждан представила документы, подтверждающие проведение на площади перед заданием администрации в указанный период различных мероприятий.
Суд, выслушав стороны, проверив и исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к следующему выводу.
Право на свободу собраний, закрепленное в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, которые допускают введение обоснованных ограничений права на мирные собрания, налагающиеся в соответствии с законом, и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Фокин К.П. направил в адрес администрации городского поселении Ступино уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, не создающей препятствий движения пешеходов и транспортных средств. В качестве места проведения указал: площадь с фонтаном перед зданием администрации Ступинского муниципального района – на прямоугольнике, ограниченном <адрес> муниципального района.
Согласно ответу руководителя администрации Бородина Ю.Д. от ДД.ММ.ГГГГ №, Фокину К.П. предложено изменить место проведения публичного мероприятия, организовав его на территории Парка культуры и отдыха им. Островского, которое обосновано тем, что в соответствии с распоряжением ГУТП <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, заявленное им к проведению место не предусмотрено данным Распоряжением в качестве места проведения указанных мероприятий.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя администрации городского поселения Ступино направлено обращение, в соответствии с которым заявитель сообщил о несогласии с позицией администрации и доводами в ее обоснование.
В ответе администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ повторно предложено изменить предполагаемое место проведения запланированного публичного мероприятия, организовав его на территории парка им. Островского.
Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В силу ч.ч.1 и 2 ст.<адрес> N 197/2005-ОЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории <адрес>" в целях коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в каждом муниципальном образовании на территории <адрес> определяются единые специально отведенные или приспособленные места для проведения публичных мероприятий (далее - специально отведенные места). Специально отведенные места определяются с учетом положений Федерального закона и настоящего Закона. Перечень специально отведенных мест утверждается уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти <адрес> по представлению органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, с учетом мнения органов внутренних дел о возможности обеспечения в указанных местах правопорядка и общественной безопасности.
Распоряжением Главного управления территориальной политики <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории <адрес>.
В частности, на территории Ступинского муниципального района в пределах городского поселения Ступино в качестве такого места вместимостью до 1000 человек утвержден Парк культуры и отдыха им.Н.Островского, расположенный по адресу: <адрес> (п.64 согласно перечня).
Между тем, согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
При этом, Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П подпункт «а» пункта 4 статьи, которым введена часть 1.1 статьи 8 ФЗ-54, о том, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места), порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек - признан частично не соответствующим Конституции РФ.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 484-О-П, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний. Аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятия и обязанностей сторон такого согласования придерживается Европейский Суд по правам человека, по мнению которого в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие.
Как следует из административного искового заявления Фокиным К.П. подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, согласно постановлению администрации Ступинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Перспективный план работы администрации Ступинского муниципального района на 2017 года, которым утверждены мероприятия с проведением в месте, непосредственно прилегающем в месту, заявленному Фокиным К.П., а именно: ДД.ММ.ГГГГ на площади им. В.И. Ленина запланировано проведении Дня молодежи, в соответствии с постановлением администрации Ступинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п запланировано торжественное вручение аттестатов выпускникам средних школ Ступинского муниципального района, награжденным медалями «За особые успехи в учении» ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Приказу комитета по культуре, физической культуре, спорту и работе с молодежью» администрации Ступинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «Об организации проведения тестирования ГТО» поручено организовать работу выездного центра тестирования ГТО на территории возле фонтана администрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением руководителя администрации городского поселения Ступино Бородиным Ю.Д. от ДД.ММ.ГГГГ МУП ПТО ЖКХ городского поселения Ступино в связи со сложившейся аварийной ситуацией, на основании акта аварийного обследования фонтана от ДД.ММ.ГГГГ поручено обеспечить организацию и проведение работ по устранению аварийной ситуации в срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные выше мероприятия не являются как по своей тематике, так и по способам осуществления, в частности ремонтных работ, возможными совместно с проведением публичного мероприятия в форме пикетирования.
В силу положений части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, поэтому проведение отдельными гражданами публичного мероприятия не должно создавать условий, при которых другие граждане произвольно лишались бы возможности реализовать свои права в соответствии со сложившимися традициями и порядком.
Таким образом, установлены объективные и достаточные причины невозможности согласования заявленного организаторами места проведения публичного мероприятия, послужившие основанием для предложения иного места проведения такого мероприятия с целью обеспечения баланса прав организаторов публичного мероприятия и третьих лиц в определенные дни из заявленного Фокиным К.П. периода проведения мероприятия.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что органы исполнительной власти не обосновали необходимость изменения заявленного истцом места проведения публичного мероприятия в иные дни, кроме того полагает, что ссылка о том, что заявленное место не предусмотрено распоряжением ГУТП <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит действующему в настоящее время законодательству, с учетом изменений на основании Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П.
Таким образом, принимая во внимание длительность периода проведения пикетирования, исковые требования подлежат частичному удовлетворению, а отказ административного ответчика в согласовании заявленного места проведения публичного мероприятия в форме пикетирования на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - незаконным.
В силу ч.8 ст.227 КАС РФ решение подлежит немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Фокина Константина Петровича к администрации городского поселения Ступино удовлетворить частично:
Признать незаконными действия администрации городского поселения Ступино по согласованию места проведения публичного мероприятия, заявленного Фокиным Константином Петровичем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в форме пикетирования с предполагаемым количеством участников до 25 человек в месте, расположенном на прямоугольнике, ограниченном <адрес>, проспектом Победы, Комсомольской <адрес> муниципального района, с его изменением на место, расположенное по адресу: <адрес> (территория Парка культуры и отдыха им. Островского) в следующие дни: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска в период согласования места проведения публичного мероприятия, заявленного Фокиным Константином Петровичем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в форме пикетирования с предполагаемым количеством участников до 25 человек в месте, расположенном на прямоугольнике, ограниченном <адрес> изменением на место, расположенное по адресу: <адрес> (территория Парка культуры и отдыха им. Островского): ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В силу ч.8 ст.227 КАС РФ решение подлежит немедленному исполнению.
Судья П.С. Струкова