Дело № 33-12764/2023 (№2- 251/2023)
Судья – Кирова Е.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Смирновой М.А., Мехоношиной Д.В. при секретаре Глуховой О.Р. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 30 ноября 2023 года дело иску Климова Евгения Васильевича к администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края, МАУ «Кудымкаргорпроект» об установлении границ земельного участка, признании реестровой ошибкой сведений о местоположении границ и площади земельных участков, признании результатов межевания недействительными,
по апелляционной жалобе администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 01 сентября 2023 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Смирновой М.А., судебная коллегия
установила:
Климов Е.В. с учетом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края, МАУ «Кудымкаргорпроект» об установлении местоположения границ между земельными участками с кадастровыми номерами **:17; **:7295; **:7276 по приведенным координатам характерных точек согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы; признании результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами **:7295; **:7276 в части смежных границ с земельным участком с кадастровым номером **:17 недействительными; признании реестровой ошибкой сведений в государственном кадастровом учете о местоположении границ земельных участков и площади земельных участков с кадастровыми номерами **:7295; **:7276 в части смежных границ с земельным участком с кадастровым номером **:17.
В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером **:17, расположенного по адресу: г. Кудымкар, ул. ****. Право на земельный участок возникло у истца 11.10.1996 в результате купли-продажи расположенного на земельном участке жилого дома. По сведениям, содержащимся в ЕГРН, площадь земельного участка составляет 829 кв.м. Между тем, согласно данным содержащимся в техническом паспорте на домовладение по состоянию на 19.06.1996, декларируемая площадь землепользования составляла 698,5 кв.м. По заказу истца кадастровым инженером З. были проведены кадастровые работы с целью уточнения местоположения границ земельного участка истца, установлено, что фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером **:17 составляет 720 кв.м. Климов Е.В. полагает, что площадь его земельного участка уменьшилась в связи с реестровой ошибкой в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами **:7295 и **:7276. Ошибка заключается в неправильном определении координат характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами **:7295 и **:7276. Ранее установленные границы земельных участков с кадастровыми номерами **:7295 и **:7276 по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют их фактическому местоположению. Также не учтен тот факт, что сформированные, фактические границы существуют 15 и более лет.
Решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 01 сентября 2023 года исковые требования к Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края удовлетворены в полном объеме, в иске к МАУ «Кудымкаргорпроект» отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация Кудымкарского муниципального округа Пермского края просит отменить решение по мотиву нарушения судом норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Апеллянт указывает, что истцом не доказано право собственности на земельный участок с кадастровым номером **:17. В силу норм земельного и гражданского законодательства равную юридическую силу с записями в ЕГРН являются государственный акт, свидетельство о праве собственности, свидетельство н право постоянного (бессрочного) пользования, содержащие чертежи о размере и границах земельных участков. Материалы инвентаризации земель г. Кудымкара в 2003 году с указанием фактического землепользования не относятся к правоустанавливающим документам. Инвентаризация земель не подменяет собой межевание земельных участков. Сведения о земельном участке с кадастровым номером **:17 являются декларированными, подлежат уточнению. Предоставление земельных участков в собственность граждан определено Земельным кодексом РФ и Федеральным законом № 137-ФЗ от 25.10.2001 года. Земельные участки с кадастровыми номерами **:7295 и **:7276 относятся к категории земель общего пользования, границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, поставлены на государственный кадастровый учет на основании Проекта межевания территории под существующими линейными объектами (автомобильными дорогами), при разработке которых были использования сведения из ЕГРН, в том числе о границах земельного участка с кадастровым номером **:17. Проект красных линий улиц г. Кудымкара 1996- 2012 г.г. был утвержден в составе генерального плана г. Кудымкара, впоследствии проект красных линий разработан в соответствии с генпланом МО «Городской округ –города Кудымкар», утвержден решением городской думы. В силу статей 15, 27, 83 Земельного кодекса РФ границы территорий общего пользования не подлежат передаче в собственность граждан, приватизация земельных участков, в том числе в границах территорий общего пользования запрещается. Судебной экспертизой не доказано, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером **:17 существуют на местности 15 и более лет, а именно фактическая граница со стороны ул. **** не соответствует как материалам технической инвентаризации 1996 года, так и материалам инвентаризации земель 2003 года. Капитальное строение (гараж) построено истцом за пределами декларированных границ земельного участка, содержащихся в ЕГРН. Признание проектов межевания территории общего пользования повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
В возражениях на апелляционную жалобу истец полагает решение суда законным, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что данные лица были надлежащим образом извещены о дате времени и месте рассмотрения дела, в силу ч. 2 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена заблаговременно на интернет-сайте Пермского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее с учетом требований статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
На основании части 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (действовавшей до 01.07.2022) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Аналогичные положения закона закреплены в части 1.1 статьи 43 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», введенной в действие с 01.07.2022.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 3 - 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Из материалов следует, что по договору застройки от 03.06.1939 р.№** В1. построил индивидуальный жилой дом по адресу: ул. **** 9/ ****, 39 (т. 1 л.д.158).
20.11.1957 В2. по договору предоставлен в бессрочное пользование земельный участок под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, значащийся под №9-а по ул. ****, имеющий по фасаду двадцать метров, по задней меже двадцать метров, по правой меже тридцать метров, по левой меже тридцать метров, общей площадью шестьсот (600) кв.метров, для возведения одноэтажного деревянного дома, размером 6,5*6,5 метров, с надворными постройками. Как следует из заявления В2., земельный участок по ул. **** под строительство нового жилого дома №** выделялся из земельного участка по ул. **** д.№9 с согласия домовладельца В3. Согласно заявления-согласия В3. (мать В2.) площадь земельного участка по ул.****, д.№9, составляла 1300 кв.м.(т. 1 л.д.164-165)
Таким образом, до 1957 года земельный участок с кадастровым номером ** – **** и земельный участок с кадастровым номером **:17 – ****, 9а, составляли общий земельный участок по адресу: ****, 9, площадью 1300 кв.м.
05.09.1958 жилой дом по ул.****, 9а, (застройщик В2.) принят к сдаче согласно акта приемки индивидуального жилого дома №** (т.1 л.д. 162 оборот -163).
После 05.09.1958 года на территории по адресу: г.Кудымкар, ул.****, 9, 9а, существовало два дома. Домовладельцем литер А (год постройки 1939) являлся В1., в дальнейшем В3., В4. на основании свидетельства о праве собственности; литер Б (год постройки 1958) – В2.
В период с 1960 по 1976 годы произошло изменение адреса жилого дома литер Б – застройщик В2. с ул.****, 9а на ул.**** / ****, 13/9 (т. 1 л.д. 159)
01.10.1976 В2. по договору купли-продажи продала домовладение Р., состоящее из жилого дома (литер Б), сооружений, находящееся в г.Кудымкар, ул.****, 9, и расположенное на участке земли мерою 600 кв.м. Договор зарегистрирован в реестре за №** (т. 1 л.д.167).
11.10.1996 В4. продал Климову Евгению Васильевичу жилой дом (литер А), находящийся в г.Кудымкар, ул.****, 9а, расположенного на земельном участке мерою 750 кв.м. Договор зарегистрирован в реестре за №**, а также зарегистрирован в Кудымкарском бюро технической инвентаризации и внесен в реестровую книгу под №** (т. 1 л.д.18)
Истец Климов Е.В. право собственности на жилой дом в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировал.
В 2003 году указанный жилой дом снесен, Климову Е.В. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома от 22.09.2003.
В настоящее время земельный участок, расположенный по адресу: г. Кудымкар, ул. ****, 9а, имеет кадастровый номер **:17; поставлен на государственный кадастровый учет 19.11.2003. Земельный участок, расположенный по адресу: г. Кудымкар, ул. ****, 9а, с кадастровым номером **:17, является ранее учтенным объектом недвижимости на основании п.4 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно материалам инвентаризации земель г. Кудымкара, проведенной в 2003 году (план подготовлен в 2001 году), в списке землепользователей в квартале 81-07-007-002-010 значится Климов Е.В., местоположение землепользования - ул. ****, 9а, фактическая площадь землепользования 829,1 кв.м. (т. 1 л.д..186)
Со стороны улицы **** г. Кудымкара земельный участок Климова Е.В. с кадастровым номером **:17 граничит с земельным участком с кадастровым номером **:7276 – земли общего пользования, занятые автомобильной дорогой по улице ****, со стороны улицы **** г. Кудымкара земельный участок Климова Е.В. с кадастровым номером **:17 граничит с земельным участком с кадастровым номером **:7295 – земли общего пользования, занятые автомобильной дорогой по улице ****. Проект межевания территории по установлению границ земельного участка, занятого автомобильной дорогой по улице **** г. Кудымкара, утвержден Постановлением Администрации г. Кудымкара от 30.12.2019 № 1545-01-04 по результатам общественных обсуждений. Проект межевания территории по установлению границ земельного участка, занятого автомобильной дорогой по улице **** г. Кудымкара, утвержден Постановлением Администрации г. Кудымкара от 25.12.2020 № 1469-01-04 по результатам общественных обсуждений.
В период с 1996 по 2012 годы проект красных линий улиц г. Кудымкара был утвержден в составе Генерального плана г. Кудымкара, утвержденного Постановлением Администрации Коми-Пермяцкого автономного округа от 22.07.1996 № 120. Решением Кудымкарской городской Думы от 21.12.2012 № 89 был утвержден Генеральный план муниципального образования «Городской округ – город Кудымкар». На основании Генерального плана муниципального образования «Городской округ – город Кудымкар» Постановлением Администрации г. Кудымкара от 20.10.2015 № 1271-01-02 был утвержден проект красных линий улиц города Кудымкара.
Координаты поворотных точек красных линий улицы **** г. Кудымкара установлены проектом межевания территории по установлению границ земельного участка под существующей автомобильной дорогой, утвержденным Постановлением Администрации г. Кудымкара от 30.12.2019 № 1545-01-04. Координаты поворотных точек красных линий улицы Пионерская г. Кудымкара установлены проектом межевания территории по установлению границ земельного участка под существующей автомобильной дорогой, утвержденным Постановлением Администрации г. Кудымкара от 25.12.2020 № 1469-01-04.
Согласно судебному заключению эксперт У. пришла к выводу о том, что в местоположении смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами **:7295, **:7276 смежной также с земельным участком с кадастровым номером **:17, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, существует реестровая ошибка.
Реестровая ошибка в отношении ЗУ **:7276 - ул. ****, состоит в том, что, при образовании земельного участка, в том числе, при разработке проекта межевания территории по установлению границ земельных участков под существующими линейными объектами (автомобильные дороги) на территории г. Кудымкара (ул. ****) не учтены: фактические границы ЗУ **:17 - ****, 9а, которые существуют на местности продолжительное время, с 1996, 1999, 2001 - 2023 года; границы ЗУ **:17 - ****, 9а по материалам инвентаризации земель 2003 года, которые были утверждены постановлением главы администрации города Кудымкара Коми-Пермяцкого автономного округа от 20.11.2003 № 870 «Об утверждении материалов инвентаризации земель г. Кудымкара (Блок 7 и Блок 12), а в дальнейшем внесены в ЕГРН.
Реестровая ошибка в отношении ЗУ **:7295 - ул. ****, состоит в том, что, при образовании земельного участка, в том числе, при разработке проекта межевания территории по установлению границ земельных участков под существующими линейными объектами (автомобильные дороги) на территории г. Кудымкара (ул. Плодовоягодная) не учтены фактические границы ЗУ **:17 - ****, 9а, которые существуют на местности продолжительное время, с 1996,1999, 2001 - 2023 года. Граница образуемого земельного участка под ул. Пионерская пересекает кирпичное строение - гараж, который расположен на ЗУ **:17 - ****, 9а. Кирпичное строение - гараж, построено в пределах границ ЗУ **:17 - ****, 9а,существующих на местности более 15 лет, а именно, в пределах границ н31-н1-н2, которые ранее на местности были обозначены в виде деревянного забора.
Вследствие чего, реестровая ошибка содержится также в документах, определяющих местоположение границ земельных участков с кадастровым и номерами **:7276, **:7295 при их образовании - проекте межевания территории по установлению границ земельного участка под существующей автомобильной дорогой, утвержденным Постановлением Администрации г. Кудымкара от 30.12.2019 № 1545-01-04 и утвержденным Постановлением Администрации г. Кудымкара от 25.12.2020 № 1469-01-04. Экспертом определены координаты характерных точек смежной границы между земельным участком с кадастровым номером **:17 и земельными участками с кадастровыми номерами **:7276, **:7295; с земельным участком **:17.
Разрешая спор, руководствуясь положениями земельного законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что истец владеет и пользуется земельным участком в границах, фактическое расположение которых подтверждено результатами судебной экспертизы; подтвержден факт несоответствия определенных при проведении кадастровых работ границ земельного участка с кадастровым номером **:17 их фактическому положению; при установлении местоположения смежной границы между земельным участком с кадастровым номером **:17 и земельными участками с кадастровыми номерами **:7276, **:7295 допущена реестровая ошибка, которая подлежит исправлению путем внесения в ЕГРН сведений о координатах характерных точек по смежным границам. Отказывая в удовлетворении исковых требований Климову Е.В. к ответчику МАУ «Кудымкаргорпроект» суд исходил из того, что лица, выполняющие кадастровые работы на основании договора подряда, не являются участниками материально-правовых отношений в связи с реализацией истцом правомочий собственника в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к ответчику МАУ «Кудымкаргорпроект» не обжалуется, а потому в силу принципа диспозитивности не является предметом оценки суда апелляционной инстанции.
В части удовлетворенных исковых требований к ответчику администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края судебная коллегия считает правовую позицию суда первой инстанции правильной, отвечающей установленным по делу обстоятельствам и материалам дела, выводы суда, не противоречащими нормам материального права, регулирующим спорные правовые отношения, постановленными в отсутствие существенных нарушений норм процессуального права.
Доводы жалобы о том, что истец не праве заявлять требования о признании результатов межевания земельных участков, об устранении реестровой ошибки, поскольку не является собственником земельного участка с кадастровым номером **:17, со стороны администрации отсутствует нарушение прав истца, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Закон СССР от 06.03.1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР" введен в действие с 01.07.1990 года (п. 1 Постановления Верховного Совета СССР от 06.03.1990 года N 1306-1).
Статьей 87 Земельного кодекса РСФСР предусматривалось, что на землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью.
В силу части 5 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
В силу положений абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Как следует из ч. 2 ст. 28, п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Случаи бесплатной передачи земельного участка в собственность предусмотрены ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Абз. 3 п. 9.1 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать право собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. Оформление прав на земельные участки сроком не ограничено.
Поскольку из установленных по делу обстоятельств следует, что земельный участок по адресу: г. Кудымкар, ул. ****, 9а/9 с 1957 года находился в фактическом бессрочном пользовании предшественников истца (домовладельцев В1., В2.), т.е. был предоставлен гражданам до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", к истцу в связи с приобретением права собственности на жилой дом (литер А), право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке, расположенный на указанном земельном участке мерою 750 кв.м., в порядке правопреемства перешло право на получение данного земельного участка в собственность.
Кроме этого, в соответствии с частью 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, устанавливающей порядок приватизации гражданами земельных участков, границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Доводы жалобы о неправильно установленных фактических обстоятельствах дела, неверной оценке имеющихся доказательств, направлены на переоценку установленных судам первой инстанции обстоятельств и представленных по делу доказательств.
Доводы о том, что границы земельного участка с кадастровым номером **:17 не установлены в соответствии с действующим законодательством, являются декларированными, основанием к отмене обжалуемого решения и отказе в удовлетворении исковых требований о признании результатов межевания смежных земельных участков недействительными в части смежных границ не являются. Из установленных по делу обстоятельств следует, что фактическая граница данного земельного участка существовала с 1996 года, определялась ограждением (забором) и стенами строений, расположенных на нем. Выводы суда о том, что имеющими юридическое значение при разрешении исковых требований об определении границ с землями общего пользования, является определение границ в соответствии с частью 1.1 статьи 43 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», с учетом фактического землепользования при установлении красных линий (в том числе установление периода, в течение которого фактические границы земельного участка оказались расположенными за границами красных линий, утвержденными в 2019- 2020 г.г.) являются правильными.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (Определения от 06.11.2003 N 387-О, от 15.07.2010 N 931-О-О, от 25.02.2016 N 242-О).
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений частей 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.
Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Если же установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
Установление красных линий без учета фактического землепользования, сложившегося на местности пятнадцать лет и более и закрепленного с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, является нарушением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации к составу и содержанию проекта планировки, ограничивает права истца на согласование местоположения границ земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, исходя из заявленных требований, по данному делу юридически значимым являлось выяснение точных границ спорных земельных участков на местности, факт их пересечения, а также проверка документально подтвержденных оснований внесения сведений о земельных участках сторон, возможность обусловленности спора неверным определением кадастровых границ земельных участков.
С учетом проведенной по делу судебной экспертизы, судом сделан правильный вывод, что в документах, определяющих местоположение границ земельных участков с кадастровым и номерами **:7276, **:7295 при их образовании - проекте межевания территории по установлению границ земельного участка под существующей автомобильной дорогой, утвержденным постановлением Администрации г. Кудымкара от 30.12.2019 № 1545-01-04 и утвержденным постановлением Администрации г. Кудымкара от 25.12.2020 № 1469-01-04 имеет место реестровая ошибка, границы земельных участков с кадастровым и номерами **:7276, **:7295 под существующими линейными объектами (автомобильные дороги) на территории г. Кудымкара установлены без учета фактического землепользования земельного участка с кадастровым номером **:17 - ****, 9а, которые существуют на местности продолжительное время- более 15 лет, а именно с 1996 года.
Доказательств, подтверждающих тот факт, что Климов Е.В. согласовывал смежную границу в другом месте, отказал от части своего земельного участка, изменил местоположение существующего ограждения и иных строений, апеллянтом суду не представлено.
Согласно части 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Выводы судебного эксперта апеллянтом относимыми и допустимыми доказательствами в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не опровергнуты. Оснований для назначения дополнительной или повторной экспертизы судебная коллегия не усматривает, ходатайство о назначении указанных экспертиз апеллянтом не заявлено.
Доказательств, достоверно подтверждающих наличие публичного интереса в установлении красных линий на соответствующих участках именно в такой конфигурации, при которой данные красные линии пересекают земельный участок, принадлежащий Климову Е.В., ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда о наличии реестровой ошибки, подлежащей исправлению, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку выводы суда отвечают требованиям ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и балансу интересов правообладателей спорных земельных участков, не умаляют прав ответчика на земельный участок и направлены на упорядочение земельных правоотношений в соответствии с законом.
Все доводы и доказательства, приводимые ответчиком в обоснование своей позиции по делу, были предметом оценки суда первой инстанции, обжалуемое решение включает в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства, мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими, а также основания, по которым согласился с выводами суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 01 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/.
Судьи: /подписи/.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.11.2023 года.