Решение по делу № 33а-264/2019 от 19.11.2018

Судья Захарова Т.Л.

Дело № 33а-10646/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 14 января 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Юсуповой Л.А-В.,

судей Хожаиновой О.В., Шидаковой О.А.

при секретаре Ёна А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Василенко Татьяны Викторовны к Алуштинскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Совет министров Республики Крым, администрация г. Алушта Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго», Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма», Министерство строительства и архитектуры Республики Крым о признании незаконным решения Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 октября 2017 года № 33/171, установления отсутствия полномочий на его принятие

по апелляционной жалобе Алуштинского городского совета Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2018 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

административный истец Василенко Т.В. обратилась в Алуштинский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 октября 2017 года № 33/171, установление отсутствия полномочий на его принятие.

Исковые требования мотивированы тем, Василенко Т.В. является собственником <адрес>, расположенной на <адрес> в <адрес>. Распоряжением Совета министров Республики Крым ряд объектов признаны самовольными постройками, одновременно органам исполнительной власти поручено предпринять решения и действия направленные на снос объектов недвижимого имущества, указанных в приложении к распоряжению. Среди объектов, признанных самовольными постройками, значится реконструированная квартира истца, что, по мнению административного истца, нарушает её конституционные права. В обоснование своей позиции административный истец указывает, что у Совета министров Республики Крым отсутствовали юридические основания давать поручения органам местного самоуправления, поскольку не были учтены положения части 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей случаи, когда возведённая постройка может быть признана самовольной. Между тем, земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий истцу, не относится ни к одной из перечисленных в части 4 статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации категорий земельных участков, в том числе и к территории общего пользования. Указанный земельный участок находится в собственности собственников многоквартирного жилого дома и отнесён к зоне застройки малоэтажными и многоквартирными блокированными жилыми домами (Ж-2). Таким образом, административным истцом указано, что принятие решений о сносе вышеуказанной реконструированной квартиры в силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к исключительной компетенции суда.

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2018 года исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным решение Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 октября 2017 года № 33/171 «О сносе самовольной постройки, возведённой на земельном участке, по адресу: <адрес>.», в удовлетворении иной части требований отказано.

Не согласившись с решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2018 года Алуштинским городским советом Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.

В судебном заседании Василенко Т.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Совета министров Республики Крым Дергачёв И.Н. просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признавал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из системного толкования положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя.

Судом установлено, что Василенко Т.В. является собственником <адрес> многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> Республики Крым, общей площадью 32,2 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 декабря 2014 года.

Согласно кадастровой выписке от 20 сентября 2016 года площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , составляет 1438+/-7,62 кв.м., категория земли не установлена, разрешённое использование не определено.

В соответствии с актом осмотра земельного участка от 22 сентября 2017 года, проведённого на основании письма Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 5 сентября 2017 года № 02/01/4585 производился осмотр земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером площадью 1438 кв.м., в ходе которого установлено, что на земельном участке расположена самовольная постройка – 4-х этажное здание, образованное путём реконструкции <адрес> многоквартирном <адрес> стена данного дома вплотную примыкает к многоквартирному дому. Самовольная постройка ограждена каменным забором, доступ на земельный участок муниципальной собственности отсутствует. Собственником квартиры является Василенко Т.В. Жильцам <адрес> постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастровый , в связи с наличием на земельном участке вышеуказанной самовольной постройки. Постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель от 18 декабря 2015 года по делу № 350 Василенко Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения по статье 7.1 КоАП РФ в части использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок, на котором размещена пристройка к <адрес> многоквартирного жилого дома по <адрес>. По данному факту Василенко Т.В. было выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства. Актом проверки государственного земельного надзора № 89 от 23 марта 2016 года установлено, что ранее выданное предписание выполнено путём постановки на государственный кадастровый учёт земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> с кадастровым номером , что предусмотрено статьёй 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ.

Распоряжением Совета министров Республики Крым № 1175-р от 13 октября 2017 года реконструированная <адрес>, по адресу <адрес> Республики Крым признана самовольной постройкой.

23 октября 2017 года Алуштинским городским советом Республики Крым на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 13 октября 2017 года № 1175-р принято решение № 33/171 – снести самовольно построенный объект капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий Василенко Т.В.

Не согласившись с решением Алуштинского городского совета Республики Крым № 33/171 от 23 октября 2017 года, Василенко Т.В. обратилась в суд.

В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведённые, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установил новый способ защиты прав в отношении самовольных построек, расположенных на отдельных территориях, предусмотрев возможность их внесудебного сноса на основании соответствующего решения органа местного самоуправления городского округа (пункт 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения её на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Приведёнными положениями закона закрепляется механизм принятия органами местного самоуправления решений о сносе зданий, строений или других сооружений, возведённых на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, то есть объектов, являющихся, согласно пункту 1 той же статьи, самовольными постройками, при том, что земельные участки, на которых они возведены, расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), либо на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей, и тем самым существенным образом ухудшающих комфортную среду для проживания граждан, подвергающих опасности их жизнь и здоровье, создающих препятствия для надлежащего функционирования объектов, представляющих повышенную опасность, а также механизм самостоятельной реализации органами местного самоуправления указанных решений в отношении таких построек, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено.

В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учётом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 18 июля 2017 года № 370 утверждено «Положение об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведённых) на территории Республики Крым, на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения» (далее – Положение).

Действие Положения распространяется на организацию мероприятий по сносу самовольных построек, расположенных в зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории, установленной в соответствии с Законом Республики Крым от 7 июля 2017 года № 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания на территории Республики Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории» (далее - архитектурно-планировочная зона).

Выявление объектов капитального строительства, обладающих признаками самовольной постройки, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере государственного строительного надзора, исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере государственного земельного надзора, иными исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) в рамках предоставленных полномочий (пункт 3 Положения).

В случае если по результатам проведённых контрольных (надзорных) мероприятий уполномоченными органами выявлены объекты, обладающие признаками самовольной постройки, материалы проверки, в том числе решение о привлечении к административной ответственности, в течение трёх рабочих дней направляются в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственного строительного надзора (пункт 7 Положения).

Исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственного строительного надзора, в течение пяти рабочих дней осуществляет подготовку материалов и направляет их для рассмотрения в Межведомственную правительственную комиссию по выявлению и пресечению самовольного строительства и целевого использования земельных участков на территории Республики Крым (далее – Комиссия – пункт 8 Положения).

Пунктами 11, 12 Положения установлено, что решение Комиссии и материалы в отношении выявленного объекта, обладающего признаками самовольной постройки, направляются в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственного строительного надзора, для подготовки соответствующего акта Совета министров Республики Крым о признании постройки в качестве объекта самовольной постройкой, в соответствующий уполномоченный орган - подготовки искового заявления или устранения замечаний и (или) дополнительного сбора сведений.

На основании решения Комиссии Совет министров Республики Крым в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия Комиссией решения, предусмотренного подпунктом 9.1 пункта 9 Положения, принимает решение о признании объекта самовольной постройкой.

Решение Совета министров Республики Крым, указанное в пункте 11 Положения, является основанием для включения объекта в Перечень зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведённых) на территории Республики Крым на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, подлежащих сносу (далее - Перечень), который ведётся по форме согласно приложению 2 к Положению.

Порядок принятия решения о сносе на территории и муниципального образования городской округ Алушта регламентирован Положением о порядке принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и осуществления сноса самовольных построек утверждённым решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 17 июня 2016 года № 20/51 и Положением о комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и состава комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утверждённый постановлением администрации г. Алушты Республики Крым от 09 августа 2016 года № 2594.

В силу пункта 2.2 Положения о порядке принятия решения о сносе самовольных построек в тридцатидневный срок со дня поступления в Алуштинский городской совет Республики Крым решения Комиссия с предложением принять решение о принудительном сносе самовольной постройки Алуштинский городской совет принимает решение:

- о сносе самовольной постройки;

- об обращении в суд с иском о сносе самовольной постройки.

Пунктами 3.1-3.4 Положения о порядке принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и осуществления сноса самовольных построек в течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки Алуштинский городской совет направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учётом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев. В случае если лицо, осуществившее самовольную постройку не было выявлено, Алуштинский городской совет в течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки обеспечивает:

- опубликование в городской газете «Алуштинский вестник» сообщение о планируемом сносе самовольной постройки;

- размещение на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым с информацией в телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

- размещение на информационном щите в границах земельного участка, ни котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.

В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что административный ответчик является уполномоченным органом на принятие решений о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.

Между тем, разрешая заявленный спор исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришёл к выводу что Алуштинским городским советом не принято во внимание, что земельный участок, на котором находится самовольное строение, расположен в зоне застройки малоэтажными домами Ж-2. При этом, доказательств того, что земельный участок, на котором возведена самовольная постройка, размещается в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), либо на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, суду не представлено. Не имелось таких доказательств у совета и на день вынесения оспариваемого решения.

С учётом изложенного, установив отсутствие необходимой совокупности обстоятельств, установленных частью 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения которой предоставляют право органам местного самоуправления принимать решение о сносе объекта капитального строительства, ввиду наличия непроверенных административным ответчиком данных, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования Василенко Т.В. в части признания недействительным решения Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 октября 2017 № 33/171, с чем соглашается судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведён в состояние, существовавшее до проведения таких работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Решение о сносе административным ответчиком принято на основании положений пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако данные нормы введены значительно позже возведения спорной постройки, и указание на придание им обратной силы отсутствует.

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что административный ответчик действовал в нарушение пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности административному истцу, при установленных судом фактических обстоятельствах дела, не обладал безусловными признаками самовольности, в связи с чем, требования о сносе такой постройки могут рассматриваться исключительно путём подачи в суд соответствующего иска о сносе при распределении соответствующим образом обязанностей по доказыванию.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию апеллянта с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2018 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Алуштинского городского совета Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: Л.А-В. Юсупова

Судьи: О.В. Хожаинова

О.А. Шидакова

33а-264/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Василенко Татьяна Викторовна
Ответчики
Алуштинский городской совет РК
Другие
Совет Министров РК
ГУП Вода Крыма
ГУП Крымэнерго
Министерство Строительства и Архитектуры РК
Администрация г.Алушты РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Юсупова Луиза Абдул-Вахаевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
21.08.2020Передача дела судье
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020Передано в экспедицию
14.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее