Решение по делу № 2а-80/2022 (2а-3302/2021;) от 17.08.2021

дело № 2А-80/2022

УИД 03RS0001-01-2021-003284-52

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Уфа 17 февраля 2022 года    

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Вахитовой Д.М.,

при секретаре Киселевой Ю.В.,

с участием:

представителя административного ответчика – Сагадатова А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №30 по Республике Башкортостан к Калмыков А.В. о взыскании недоимки по пени по транспортному налогу в сумме 22 883,99 рублей,

установил:

Административный истец Межрайонная ИФНС России по РБ обратился в суд с указанным исковым заявлением к Калмыков А.В., мотивируя требования тем, что за должником Калмыков А.В. ИНН в период налогообложения на праве собственности зарегистрированы следующие объекты налогообложения: Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: НИССАН TEANA, VIN: , Год выпуска ДД.ММ.ГГГГ Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00, Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: <данные изъяты> VIN: , Год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00, Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00, на которые за отчетный период 2014 год был начислен транспортный налог, однако налогоплательщиком Калмыков А.В. указанный налог в установленные законодательством сроки оплачен не был, инспекцией было инициировано дело о взыскании недоимки, решением Уфимского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ требования были удовлетворены, апелляционным определением Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС по РБ, в связи с чем Межрайонной ИФНС России по РБ на недоимку рассчитаны пени, размер которых составил 22883,99 рублей.

Требования об уплате налога административным истцом направлялись в адрес административного ответчика, однако оставлены Калмыков А.В. без удовлетворения.

Административный истец, надлежаще извещенный о дне, месте и времени судебного заседания, в суд не явился. В своих пояснениях начальник Межрайонной ИФНС по РБ ФИО3 указывает на то, что решением Уфимского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ требования были удовлетворены, апелляционным определением Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС по РБ, однако отсутствие уплаты транспортного налога в установленные законодательством сроки повлекло начисление пени, исключение которой из лицевого счета возможно только на основании решения суда об отказе в удовлетворении требований.

В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Административный ответчик в суд не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Представитель административного ответчика ФИО4 в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве на иск о пропуске срока давности обращения с требованием о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу за 2014 год, поддержал, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по транспортному налогу производиться в соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего административного дела установлено, что за Калмыков А.В. ИНН в период налогообложения ДД.ММ.ГГГГ года на праве собственности зарегистрированы следующие объекты налогообложения: - Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: Марка/Модель<данные изъяты>, VIN: , Год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00, Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00; Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: ДД.ММ.ГГГГ, VIN: , Год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00, Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ 00:00:00, что следует из налоговых уведомлений, карточки налогоплательщика и административным ответчиком не оспаривается.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Согласно ст. 357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, признаются налогоплательщиками транспортного налога.

Расчет суммы налога представлен в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, представленном инспекцией.

При наличии у налогоплательщика недоимки в случае несвоевременной уплаты налогов ему направляется требование об уплате налога в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Налогоплательщику выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ о наличии недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 62142 рубля с расчетом пени в размере 22855,23 рубля.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Заявление в суд о взыскании обязательных платежей и санкций подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 сентября 2020 года N 2315-О, налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Положения пункта 2 статьи 75 и пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков и не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате сумм налогов (взносов), равно как и при истечении сроков на их принудительное взыскание.

Приведенные выше нормы права позволяют сделать вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налогов, взносов), является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей.

При этом разграничение процедуры взыскания налогов (взносов) и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного.

В связи с этим принудительное взыскание пеней не может предшествовать взысканию задолженности по налогу (взносу).

Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является исполнение налоговым органом обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, пени и штрафов, а также соблюдения сроков обращения в суд.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Как следует из отзыва административного ответчика, и подтверждается как письменными пояснениями стороной административного истца, так и представленными суду доказательствами, решением Уфимского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ с Калмыков А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 30 по Республике Башкортостан взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемы объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 2596.25 руб. и по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 62142 руб., пеня в размере 13636.03 руб., на общую сумму 78374.28 рублей.

Апелляционным определением Верховного Суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 30 по Республике Башкортостан к Калмыков А.В. о взыскании недоимки по налогу с физических лиц отказано в полном объеме.

Как следует из мотивировочной части решения суда и апелляционного определения, Межрайонной ИФНС по РБ заявлены требования к Калмыков А.В. в том числе по недоимке по транспортному налогу за 2014 отчетный год в размере 62 142 рублей, рассчитаны пени на недоимку в размере 13 636,03 рубля.

Верховный суд Республики Башкортостан пришел к выводу, что истцом пропущен установленный статьей 48 НК РФ срок обращения в суд с настоящим иском, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Принудительное взыскание недоимки, в точности как самого налога, так и производной от него пени, за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

Ходатайство о восстановлении процессуального срока в суд не поступало.

С учетом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, так как срок для обращения с требования о взыскании недоимки пропущен, административным истцом процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд первоначально не был соблюден.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, частью 2 статьи 286, 290 КАС РФ, суд

решил:

отказать административному истцу Межрайонной инспекции ФНС России №30 по Республике Башкортостан в удовлетворении административного искового заявления к Калмыков А.В. о взыскании недоимки по пени по транспортному налогу за 2014 год в сумме 22883,99 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.М. Вахитова

2а-80/2022 (2а-3302/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 30 по РБ
Ответчики
Калмыков Артем Владимирович
Суд
Уфимский районный суд г. Уфы
Судья
Вахитова Д.М.
Дело на странице суда
ufimsky.bkr.sudrf.ru
17.08.2021Регистрация административного искового заявления
17.08.2021Передача материалов судье
18.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2021Подготовка дела (собеседование)
04.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2021Судебное заседание
17.02.2022Судебное заседание
19.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее