г. Боровичи Новгородской области 01 июля 2024 года
Судья Боровичского районного суда Новгородской области Ежкова Ю.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ЗАО «Боровичи-Мебель», ИНН №, ОГРН №, расположенного и зарегистрированного по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела промышленной безопасности по Новгородской области Северо-Западного управления Ростехнадзора в отношении юридического лица ЗАО «Боровичи-Мебель» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ (нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов), согласно которому в соответствии с данными государственного реестра опасных производственных объектов ЗАО «Боровичи-Мебель», расположенный по адресу: <адрес>, является организацией, эксплуатирующей следующие опасные производственные объекты: производственная площадка (<адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности IV; производственная площадка (<адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности IV; сеть газопотребления ЗАО «Боровичи-Мебель» (<адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности III; сеть газопотребления ЗАО «Боровичи-Мебель» (<адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности III. Факт регистрации вышеуказанных объектов в Государственном реестре ОПО подтверждается свидетельством о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение требований п.2 ст.11 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 17, 18 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 2168 от 18 декабря 2020 года «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», юридическое лицо ЗАО «Боровичи-Мебель» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представило в Северо-Западное управление Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2023 год с информацией: о плане мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год; о работниках, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля, службе производственного контроля, результаты проверок, проведенных работником, ответственным за организацию и осуществление производственного контроля, или службой производственного контроля; о готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте; о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на опасном производственном объекте; об инцидентах и несчастных случаях, произошедших на опасных производственных объектах.
В действиях ЗАО «Боровичи-Мебель» были усмотрены признаки правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ протокол и другие материалы дела переданы на рассмотрение в суд.
ДД.ММ.ГГГГ материалы в отношении ЗАО «Боровичи-Мебель» поступили в Боровичский районный суд Новгородской области.
В судебное заседание представитель Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) не явился, о месте и времени рассмотрения протокола уведомлены надлежащим образом, ходатайство об отложении не заявили.
Представитель юридического лица ЗАО «Боровичи-Мебель» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, об уважительности причин неявки информации в суд не предоставили.
На основании ст. 25.1 КоАП РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом №116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ).
Положения указанного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.11 вышеназванного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ установлена обязанность организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, предоставлять сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в письменной форме либо в форме электронного документа в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 01 апреля соответствующего календарного года.
В соответствии с требованиями п.п. 17, 18, 19 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 2168 от 18 декабря 2020 года «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», эксплуатирующие организации, индивидуальные предприниматели представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности в отношении которых осуществляют Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, - в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы. Сведения об организации производственного контроля представляются в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В состав сведений об организации производственного контроля включается следующая информация: план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год; сведения об организации системы управления промышленной безопасностью (для опасных производственных объектов I или II класса опасности); сведения о работниках, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля, службе производственного контроля (в случаях, установленных пунктом 9 настоящих Правил); результаты проверок, проведенных работником, ответственным за организацию и осуществление производственного контроля, или службой производственного контроля; сведения о готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте; сведения о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на опасном производственном объекте; сведения об инцидентах и несчастных случаях, произошедших на опасных производственных объектах.
В соответствии с п. 5.3.5 и п.п. 5.3.1.5 п. 5.3.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401, п. 1 и п.п. 4.1 п. 4 Положения о Северо-Западном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 282 от 29 августа 2022 года, Северо-Западное управление Ростехнадзора является территориальным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов на территории Новгородской области.
Из материалов дела следует, что ЗАО «Боровичи-Мебель» эксплуатирует следующие опасные производственные объекты, а именно: производственная площадка (<адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности IV; производственная площадка (<адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности IV; сеть газопотребления ЗАО «Боровичи-Мебель» (<адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности III; сеть газопотребления ЗАО «Боровичи-Мебель» (<адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности III. Данный факт подтверждается свидетельством о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем ЗАО «Боровичи-Мебель» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представило в Северо-Западное управление Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2023 год с информацией: о плане мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год; о работниках, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля, службе производственного контроля, результаты проверок, проведенных работником, ответственным за организацию и осуществление производственного контроля, или службой производственного контроля; о готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте; о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на опасном производственном объекте; об инцидентах и несчастных случаях, произошедших на опасных производственных объектах.
Вина ЗАО «Боровичи-Мебель» в совершении вышеуказанного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, подтверждается письменными материалами дела:
протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, содержание которого приведено выше;
списком предприятий, не представивших отчет о производственном контроле за 2023 год, среди которых есть ЗАО «Боровичи-Мебель»;
свидетельством о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ и сведениями, характеризующими опасные производственные объекты, которые эксплуатирует ЗАО «Боровичи-Мебель», а именно: производственную площадку (<адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности IV; производственную площадку (<адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности IV; сеть газопотребления ЗАО «Боровичи-Мебель» (<адрес>) № № от ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности III; сеть газопотребления ЗАО «Боровичи-Мебель» (<адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности III;
выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ЗАО «Боровичи-Мебель» и другими материалами дела.
На основании совокупности вышеприведенных норм материального права и представленных документов суд приходит к выводу о том, что виновность ЗАО «Боровичи-Мебель» в совершении правонарушения по всем вышеизложенным основаниям нашла свое подтверждение, поскольку предоставление сведений об организации производственного контроля является требованиями законодательства РФ в области промышленной безопасности и подлежит безусловному исполнению в рамках осуществления мероприятий по промышленной безопасности ОПО, обеспечивает контроль за безопасной эксплуатацией ОПО и выявление индикаторов риска такой эксплуатации.
Таким образом, суд квалифицирует действия ЗАО «Боровичи-Мебель» по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ (нарушение требований промышленной безопасности на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов).
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ЗАО «Боровичи-Мебель» предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований в области промышленной безопасности в установленном законом порядке в материалы дела не представлено.
Разрешая вопрос о назначении наказания, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.4 КоАП РФ).
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Изучив представленные материалы, оснований для назначения ЗАО «Боровичи-Мебель» такого вида наказания как приостановление деятельности не нахожу, поскольку оно несоразмерно совершенному нарушению, является чрезмерно суровым, в связи с чем считаю необходимым назначить виновному лицу наказание в виде административного штрафа.
Как следует из ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Таким образом, критериями для применения санкции ниже низшего предела, исходя из буквального содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Из материалов дела усматривается, что ранее ЗАО «Боровичи-Мебель» за аналогичное правонарушение к административной ответственности не привлекалось, что признается судьей смягчающим обстоятельством.
Отягчающих административную ответственность ЗАО «Боровичи-Мебель» обстоятельств, судом не установлено.
Учитывая, финансовое положение ЗАО «Боровичи-Мебель», на основании ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ суд считает возможным назначить по данной статье наказание в виде административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, сократив его наполовину.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать юридическое лицо ЗАО «Боровичи-Мебель», ИНН №, ОГРН №, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Штраф перечислить в УФК по Новгородской области (Северо-Западное управление Ростехнадзора), ИНН 7841340833, КПП 784101001, р/с № 40102810145370000042 в Отделение Новгород//УФК по Новгородской области г.Великий Новгород, к/с 03100643000000015000, БИК 014959900, ОКТМО 49701000, КБК 49811601091010001140, УИН 49878412405422574949, наименование платежа – ЗАО «Боровичи-Мебель», административный штраф по делу № 5-118/2024 от 01 июля 2024 года.
Разъяснить правонарушителю, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Документ, подтверждающий его уплату, должен быть представлен Боровичский районный суд Новгородской области.
В случае неуплаты штрафа в установленный срок правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области и в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Ю.В. Ежкова