Решение по делу № 2а-128/2021 от 15.03.2021

Дело № 2а-128/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Партизанское                                                                                                   21 мая 2021 года

Партизанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Кармадоновой Е.А.,

при секретаре Семеновой Н.А.,

с участием административного истца - помощника прокурора Партизанского района Красноярского края Ножкиной Е.А.,

административного ответчика – главы Кожелакского сельского Совета депутатов Партизанского района Козенко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Партизанского района Красноярского края в интересах Российской Федерации, а также защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику - Кожелакскому сельскому Совету депутатов, о признании незаконным решения Кожелакского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов Кожелакского сельского совета депутатов ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, обязании вынести на ближайшую сессию вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Кожелакского сельского совета депутатов ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Партизанского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом их уточнения, к Кожелакскому сельскому Совету депутатов о признании незаконным решения Кожелакского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов Кожелакского сельского совета депутатов ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, и обязании вынести на ближайшую сессию вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Кожелакского сельского совета депутатов ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, мотивируя свои требования тем, что указанными депутатами в администрацию Губернатора Красноярского края не представлены сведения о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей за 2018 год. В связи с чем, начальником Управления Губернатора Красноярского края председателю Кожелакского сельского Совета депутатов была направлена информация о неисполнении депутатами обязанности по представлению сведений имущественного характера за 2018 год. На сессии Кожелакского сельского Совета депутатов 15 сентября 2020 года данный вопрос был рассмотрен, и депутатами не оспаривался факт непредставления сведений, при этом вопрос о досрочном прекращении полномочий решен не был.

Представитель административного истца - помощник прокурора Партизанского района Красноярского края Ножкина Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме с учетом заявления об уточнении исковых требований.

Административный ответчик – председатель Кожелакского сельского Совета Козенко В.А. возражал против удовлетворения исковых требований.

Заинтересованные лица - ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражали против исковых требований.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ лицом, замещающим муниципальную должность, являются, в том числе, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В соответствии с ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из содержания ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Из анализа приведенных правовых норм следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.

Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата. Следовательно, непредставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

В силу Федеральных законов № 273-ФЗ и № 131-ФЗ досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления в связи с предоставлением им недостоверных сведений о своем имуществе, является ничем иным как мерой ответственности за невыполнение обязанности по предоставлению достоверных сведений о своем имуществе, установленной названными Федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 решением избирательной комиссии муниципального образования «Кожелакский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы депутатами Кожелакского сельского Совета депутатов по единому многомандатному избирательному округу.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, депутатами ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 не представлены сведения о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей за 2018 год в администрацию Губернатора Красноярского края.

ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Губернатора Красноярского края ФИО5 направлено информационное письмо председателю Кожелакского сельского Совета депутатов о неисполнении депутатами обязанности по представлению сведений имущественного характера за 2018 год, с обращением внимания, что неисполнение данной обязанности является основанием для досрочного прекращения полномочий.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании сессии Кожелакского сельского Совета было рассмотрено данное информационное письмо, выслушав объяснения депутатов, было принято решение о недопущении в дальнейшем таких нарушений.

В соответствии с преамбулой Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно п. 33 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится в числе прочих осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О, предусмотренное федеральным законом досрочное прекращение полномочий депутата является одной из форм ответственности и элементом статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления. Это мера публично - правовой ответственности, которая применяется на основании федерального закона в порядке, определенном уставом муниципального образования.

Вместе с тем в судебном заседании достоверно установлено, что информация начальника управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по рассмотрению данной информации, Кожелакским сельским Советом депутатов по существу не рассмотрено, в частности не принято решение в связи с установленным фактом о нарушении депутатами обязанностей, установленных законом, влекущим досрочное прекращение их полномочий, что указывает на нарушение принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, а также свидетельствует о непринятии мер, направленных на предупреждение коррупции и борьбы с ней.

Как следует из п. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Таким образом, решение о досрочном прекращении полномочий депутатов представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования при наличии на то оснований.

Основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о нарушении депутатом обязанностей, установленных законом.

При этом представительный орган муниципального образования лишен права дифференцированной оценки подобных действий: за установлением оснований в установленный срок должно последовать прекращение полномочий виновного. Наличие объективного юридического факта, по сути, связывает представительный орган в решениях, исключая какую-либо дискрецию.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации, в частности, осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами.

Прокурор, реализуя указанные полномочия, вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Федерального закона , а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22 Федерального закона ).

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положениями частей 7.2 и 7.3, которыми Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, дополнена статья 40 Федерального закона № 131-ФЗ, предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), названное должностное лицо вправе обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом № 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 6 Федерального закона № 131-ФЗ).

Следовательно, внесенные ДД.ММ.ГГГГ в статью 40 Федерального закона 131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в том числе с органами местного самоуправления (подпункт «<адрес>» п. 7 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, и не свидетельствуют об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Проверив доводы участников процесса, проанализировав и оценив все представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания вышеуказанного решения Кожелакского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, принятого в протокольной форме, о недопущении депутатами в дальнейшем таких нарушений, незаконным.

Исходя из того, что предоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является императивной обязанностью депутата, в то время как вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата отнесен к компетенции административного ответчика, суд обязывает Кожелакский сельский Совет депутатов устранить допущенные нарушения закона, рассмотрев на ближайшем заседании вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Кожелакского сельского совета депутатов ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, в соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Партизанского района Красноярского края, удовлетворить.

Признать незаконным решение Кожелакского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов Кожелакского сельского совета депутатов ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12

Обязать Кожелакский сельский Совет депутатов вынести на ближайшую сессию вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Кожелакского сельского совета депутатов ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 на основании ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с утратой доверия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Партизанский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения 31 мая 2021 года.

Председательствующий                                      Кармадонова Е.А.

2а-128/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шилова Мария Леонидовна
Ответчики
Кожелакский сельский Совет депутатов
Другие
Мелехов Дмитрий Аркадьевич
Колесников Владимир Евгеньевич
Ефимов Николай Михайлович
Холин Сергей Владимирович
Максютова Надежда Владимировна
Ковалев Виталий Анатольевич
Суд
Партизанский районный суд Красноярского края
Судья
Кармадонова Е.А.
Дело на сайте суда
partiz.krk.sudrf.ru
15.03.2021Регистрация административного искового заявления
15.03.2021Передача материалов судье
19.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2021Подготовка дела (собеседование)
19.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.05.2021Предварительное судебное заседание
21.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее