Решение по делу № 2-2133/2024 от 03.05.2024

Дело № 2-2133/2024

77RS0002-02-2023-009104-15

Мотивированное решение

составлено 19.06.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2024 года                                                    г. Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе

председательствующего судьи Бакшиной Н.В.,

при ведении протокола секретарем Прокофьевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» о возложении обязанности,

установил:

Находкинский транспортный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с названным иском, в обоснование указав, что в результате проведенной проверки установлены нарушения требований транспортной безопасности на железнодорожной станции Анисимовка, которая не обеспечена подразделениями транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры.

Просит суд обязать ОАО «РЖД» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу образовать или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Анисимовка Дальневосточной железной дороги при уровнях безопасности №№ 1, 2, 3.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования.

Представитель ОАО «РЖД» возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что железнодорожная станция Анисимовка является объектом транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию. На железнодорожной станции Анисимовка постоянно действует уровень безопасности № 1. Обязанность по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3. Образование или привлечению подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующим постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры. Также пояснила, что в настоящее время на железнодорожной станции Анисимовка отсутствует договор на привлечение подразделений транспортной безопасности при объявлении (установлении) уровня безопасности № 2 и № 3.

    Выслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

    В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

    В соответствии с п. 1.1 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов.

    Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ к объектам транспортной инфраструктуры отнесены, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, строения, сооружения.

    В силу п. 7.1 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

    В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

    Согласно ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

    Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся - собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (ч. 9 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ).

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к террористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее – Требования № 1635).

    В силу подп. «г» п. 5 Требований № 1635, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

    В соответствии с подп. «е» п. 5 Требований № 1635, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу названного документа.

    Судом установлено и из материалов дела следует, что на балансе Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» находится объект транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Анисимовка (реестровый номер ЖСТ601018).

    На железнодорожной станции Анисимовка постоянно действует уровень безопасности №1.

    Вместе с тем, в течение одного года со дня вступления в силу Требований № 1635 ответчиком на указанном объекте транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности не образованы и не привлечены для защиты объекта транспортной инфраструктуры. Объект транспортной инфраструктуры необходимыми техническими средствами обеспечения транспортной безопасности не оборудован.

    Разрешая спор, суд, руководствуясь Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Положением о федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 397 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта», требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлениями Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 и 1635, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)», приходит к выводу о том, что ОАО «РЖД» нарушается законодательство о транспортной безопасности, поскольку не приняты меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Анисимовка Дальневосточной железной дороги, в то время как у ответчика имеется прямая обязанность по образованию (формированию) и или привлечению для ее защиты подразделения транспортной безопасности в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности. С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению с установлением срока исполнения решения суда 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

    Довод ответчика о том, что обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности N 2 и N 3, основан на ошибочном толковании норм права.

    Исходя из буквального толкования пунктов 5, 6 и 7 Требований № 1635, следует, что требования, предусмотренные пунктами 5 и 6 Требований № 1635, подлежат соблюдению при первом уровне безопасности, при повышении уровня опасности - вводятся дополнительные меры.

    Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.12.2020 № 2344 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)", согласно которому уровень № 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

    Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что первый уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

    Вопреки доводу представителя ОАО "РЖД", суд полагает, что мероприятия защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз должны обязательно проводиться субъектом транспортной инфраструктуры и при уровне безопасности № 1, действующим на спорном объекте постоянно.

    Положения п. 5 Требований № 1635 регламентируют именно общие ко всем не подлежащим категорированию объектам транспортной инфраструктуры требования по обеспечению транспортной безопасности с учетом того, что общие для всех видов объектов транспортной инфраструктуры требования дополняются далее по тексту данного нормативного акта уже специальными требованиями в отношении объектов транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров (пункт 6); в отношении объектов транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 2 (пункт 7); в отношении объектов транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 3 (пункт 8); в отношении объектов транспортной инфраструктуры, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров (пункт 9); в отношении объектов транспортной инфраструктуры, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 2 (пункт 10); в отношении объектов транспортной инфраструктуры, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 3 (пункт 11).

Ссылка ответчика на письмо Росжелдора от 04.05.2022 №АИ-30/4454-ис является несостоятельной, поскольку Росжелдор не обладает полномочиями по разъяснению и толкованию норм законодательства согласно Положению об агентстве, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 397.

Довод ответчика об установлении более длительного срока исполнения решения суда ввиду большого количества объектов, в отношении которых необходимо выполнить мероприятия по привлечению подразделения транспортной безопасности судом не принимается, поскольку несоблюдение требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности создает непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса.

    В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования г. Владивосток подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Находкинского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727) обязанность образовать или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Анисимовка Дальневосточной железной дороги при уровнях безопасности №№ 1, 2, 3, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727) в доход бюджета муниципального образования г. Владивосток государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                 Н.В. Бакшина

2-2133/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Приморский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Фрунзенский районный суд г. Владивосток
Судья
Бакшина Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
frunzensky.prm.sudrf.ru
03.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.05.2024Передача материалов судье
06.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее