Дело № 2а-244/2021
(УИД: 48RS0003-01-2020-005209-55)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Липецк 13 января 2021 г.
Правобережный районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Ушакова С.С.
при секретаре Шальневой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шенмайера Андрэ к Лебедянскому таможенному посту Воронежской таможни, Воронежской таможне о признании действий незаконными,
у с т а н о в и л:
административный истец Шенмайер А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Лебедянскому таможенному посту Воронежской таможни о признании действий незаконными. В обоснование заявленных требований указал, что 22 июля 2020 года он со своей семьей прибыл в таможенный орган г.Липецка, где у него забрали документы на автомобиль Jeep CRD LIMITED № - техпаспорт и документы на транзитный ввоз, загнали автомобиль в бокс, попросили выйти из автомобиля. На требования о возвращении автомобиля работники таможни не реагировали. В письменном ответе на требование о возвращении автомобиля указано, что время для перевозки транспортного средства в льготном режиме закончилось, так как прошло более 18 месяцев. 21.10.2020 Шенмайер А. повторно обратился на таможенный пост с заявлением о выдаче автомобиля, паспорта транспортного средства на автомобиль и регистрации пассажирской таможенной декларации, на что получил письменный отказ в регистрации. Административный истец полагает, что действия таможни являются незаконными, в связи с чем, с учетом уточнения требований, просит суд признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в виде отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации, выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль Jeep CRD LIMITED №, ввезенный Шенмайером А. из Германии в связи с переселением на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в виде отказа в выдаче автомобиля Jeep CRD LIMITED №, ввезенного Шенмайером А. из Германии в связи с переселением на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с освобождением от уплаты таможенных платежей. Обязать ответчика предоставить Шенмайеру А. льготу по уплате таможенных платежей в отношении автомобиля Jeep CRD LIMITED №; обязать административного ответчика внести сведения об автомобиле Jeep CRD LIMITED № в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов, для дальнейшего получения Шенмайером А. электронного ПТС, обязать административного ответчика выпустить транспортное средство - автомобиль Jeep CRD LIMITED №. ввезенный Шенмайером А. из Германии в связи с переселением на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с освобождением от уплаты таможенных платежей в свободное обращение.
Определением суда от 25.11.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Воронежская таможня.
В судебном заседании административный истец Шенмайер А., его представитель по письменному ходатайству Бредихина М.Н. заявленные исковые требования поддержали, с учетом уточнения требований, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Воронежской таможни по доверенности Болдырев И.Л. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание представитель административного ответчика Лебедянский таможенный пост Воронежской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался.
Выслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, показания свидетелей, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Тем самым законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит сторона были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 года N 809, Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции, в том числе, по контролю и надзору в области таможенного дела.
Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальные органы Службы и свои представительства (представителей) в иностранных государствах во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Из материалов дела следует, что административный истец Шенмайер А., его супруга ФИО4, их дети – ФИО5, ФИО7, внук ФИО8 участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом в соответствии с Указом Президента РФ от 22.06.2006 года N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
Свидетельство участника Государственной программы СС- № выдано ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО4 и ФИО5 вписаны в свидетельство в качестве членов семьи.
Свидетельство участника Государственной программы СС- № выдано ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 вписан в свидетельство в качестве члена семьи.
Судом установлено, что административным истцом 22.07.2020 в зону таможенного контроля в месте доставки, определенном таможенным органом - Правобережным таможенным постом Липецкой таможни (Лебедянский таможенный пост Воронежской таможни) - доставлено транспортное средство - автомобиль JEEP COMPASS, 2014 года выпуска, VIN: №. Вместе с транспортным средством административным истцом представлены документы с отметками пограничного таможенного органа: транзитная декларация № и немецкое свидетельство о регистрации транспортного средства.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, по устному обращению оригинал свидетельства о регистрации возвращен административному истцу, после завершения таможенной процедуры таможенного транзита административным истцом совершены действия по размещению транспортного средства на временное хранение. Изъятие транспортного средства и документов на него не производилось.
В соответствии с подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС, таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в несопровождаемом багаже, или товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком, а также транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах - членах.
Пунктом 3 статьи 260 ТК ЕАЭС установлено, что таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 ТК ЕАЭС, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 261 ТК ЕАЭС, к документам, подтверждающим сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение условий ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе подтверждающие признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член либо получение иностранным физическим лицом статуса беженца вынужденного переселенца в соответствии с законодательством этого государства - члена.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 262 ТК ЕАЭС выпуск товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, в свободное обращение или для вывоза производится таможенным органом при условии, что уплачены таможенные пошлины, налоги в соответствии с Главой 37 ТК ЕАЭС с учетом пункта 3 статьи 262 ТК ЕАЭС. Таким образом, в случае отсутствия льготы по уплате таможенных платежей, при таможенном декларировании транспортных средств до его выпуска в свободное обращение подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» утвержден Перечень случаев и условий ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (Приложение № 3) (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 6 Перечня иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов:
а) бывшие в употреблении товары для личного пользования;
б) авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида.
Документом, подтверждающим признание иностранного физического лица переселяющимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, является, в том числе, свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637.
При определении даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в Российскую Федерацию физического лица, являющегося участником Государственной программы, в качестве даты переселения на постоянное место жительства следует рассматривать дату проставления на странице 2 бланка свидетельства участника Государственной программы отметки о регистрации в территориальном органе исполнительной власти, уполномоченном на реализацию функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования предоставляется при одновременном соблюдении следующих условий:
ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена;
авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев либо иного более жесткого срока, установленного законодательством государства - члена, до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена (в соответствии с пунктом 6 статьи 190 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации не менее двенадцати месяцев до даты выдачи документа);
таким физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию Союза авто- и мототранспортных средств, прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на постоянное место жительства в государство - член или получением статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена.
Таким образом, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов для участников Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников возможно только в течение 18 месяцев с даты проставления штампа на странице 2 бланка свидетельства участника Государственной программы.
В качестве даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС в качестве лица, являющегося участником Государственной программы, рассматривается дата проставления на странице 2 бланка свидетельства участника Государственной программы отметки о регистрации в территориальном подразделении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (письмо ФТС России от 17.01.2019 № 04-38/01810 «О направлении информации»).
Как следует из материалов дела, на странице 2 бланка свидетельства участника Государственной программы, выданного на имя Шенмайера Андрэ, проставлена дата 04.10.2017. Таким образом, 18 месячный срок, в течение которого предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов у административного истца истек.
Таким образом, из указанных обстоятельств следует, что льгота по уплате таможенных пошлин, налогов у административного истца отсутствует.
Выпуск транспортного средства в свободное обращение возможен только после его декларирования и уплаты соответствующих таможенных пошлин, налогов.
Указанная информация была направлена административному истцу письмом Воронежской таможни от 30.10.2020 № 01-20/Ш-53и «О рассмотрении обращения» в ответ на заявление - претензию от 08.10.2020 (Вх. № Ш-53и от 12.10.2020), копия которого имеется в материалах дела.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО4, ФИО5, ФИО7 показали, что фактически в Липецкую область из Германии на постоянное место жительство они переехали в июле 2020 г., ранее бывали в России только по туристической визе.
Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации и совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в пассажирской таможенной декларации, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.07.2019 № 124.
Согласно абзацу 3 пункта 24 Порядка в поле «Для служебных отметок» вносятся, в том числе сведения (отметки) о регистрации пассажирской таможенной декларации, об отказе в регистрации пассажирской таможенной декларации.
Из информации, указанной в Графе «Для служебных отметок» пассажирской таможенной декларации, поданной административным истцом, следует, что в регистрации указанной пассажирской таможенной декларации отказано в связи с отсутствием сведений обязательных для заполнения в Графе 4 в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС, подпунктом 4 пункта 6 Решения Комиссии Таможенного союза № 311 от 18.06.2010.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, в том числе, если в таможенной декларации не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, и (или) таможенная декларация заполнена не в соответствии с установленным порядком ее заполнения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Порядка совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможенным контролем, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 311, декларация не регистрируется таможенным органом, если декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме.
В соответствии с пунктом 21 Порядка заполнения в Графе 4 указываются дополнительные сведения о товарах, наличие которых указано в графах 3.2 - 3.10 и (или) иных товарах, подлежащих таможенному декларированию.
В материалах дела имеется копия поданной 21.10.2020 административным истцом пассажирской таможенной декларации, из которой следует, что Шенмайером А. проставлены отметки в Графе 3.2, однако информация о товарах, ввозимых с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (ввезенных со льготой) в Графе 4 отсутствует, из чего следует, что Лебедянский таможенный пост Воронежской таможни правомерно отказал в регистрации пассажирской таможенной декларации, поданной административным истцом 21.10.2020.
Таким образом, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований Шенмайер А.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Шенмайеру Андрэ в удовлетворении административного иска к Лебедянскому таможенному посту Воронежской таможни, Воронежской таможне о признании действий незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 20.01.2021