Дело 2а-919/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июля 2020 года
Аргаяшский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Кулматовой Э.Ф.,
при секретаре Мелехине И.А., с участием помощника прокурора Аргаяшского района Челябинской области Юговой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аргаяшского района Челябинской области к администрации Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о понуждении к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности профинансировать мероприятия по созданию (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Аргаяшского района Челябинской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о понуждении к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности профинансировать мероприятия по созданию (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование исков указано, что прокуратурой района в порядке надзора проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Аргаяшского муниципального района Челябинской области требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в части надлежащего создания и содержания мест для сбора твердых коммунальных отходов - контейнерных площадок. В соответствии с соглашением о передаче полномочий Аргаяшского муниципального района в сфере создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Кузнецкому сельскому поселению Аргаяшский муниципальный район передал, а Кузнецкое сельское поселение приняло к исполнению полномочия района, предусмотренные п.14. ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части деятельности: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах поселения. Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления отходов применительно ко всем сельским поселениям в соответствии с федеральным законодательством возложена на органы местного самоуправления - администрацию Кузнецкого сельского поселения и администрацию Аргаяшского муниципального района. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что согласно утвержденному Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению на территории Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района в с.Кузнецкое, п.Увильды, п. Сайма, п.Бигарды, Аргаяшского района Челябинской области предусмотрено 8 мест (площадок), которые до настоящего времени не созданы в соответствии с требованиям действующего законодательства, по адресам: Челябинская область Аргаяшский район, п. Увильды, ул. Придорожная, д. 19 (60.5799 55.5294); пер. Гаражный, д.25 (60.5827 55.5289), ул. Школьная, д.5 (60.5758 55.5244); ул. 2-ая Лесная, д.19 (60.5864 55.5269), пер. Лесхозовский, д.13 (60.5824 55.53259); п. Сайма, ул. Курортная, д.22 (60.5222 55.5536);п. Бигарды, ул. Зеленая, д.2 (60.924746 55.442258), ул. Рабочая (60.923749 55.441698). Неисполнение администрацией Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района своих обязанностей по созданию и содержанию мест сбора твердых бытовых отходов может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку. Просит обязать администрацию Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района, создать (оборудовать) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в с.Кузнецкое, п.Увильды, п. Сайма, п.Бигарды Аргаяшского района Челябинской области, в соответствии с п. 8.2.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10», п.3.7 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, а именно оборудовать специальные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов, ограниченных бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, оборудованных пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см (для контейнеров на колесиках) и имеющих подъездной путь для автотранспорта в течение 9-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, по адресам: Челябинская область Аргаяшский район, п. Увильды, ул. Придорожная, д. 19 (60.5799 55.5294); пер. Гаражный, д.25 (60.5827 55.5289), ул. Школьная, д.5 (60.5758 55.5244); ул. 2-ая Лесная, д.19 (60.5864 55.5269), пер. Лесхозовский, д.13 (60.5824 55.53259); п. Сайма, ул. Курортная, д.22 (60.5222 55.5536);п. Бигарды, ул. Зеленая, д.2 (60.924746 55.442258), ул. Рабочая (60.923749 55.441698).Обязать администрацию Аргаяшского муниципального района профинансировать мероприятия по созданию (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в с.Кузнецкое, п.Увильды, п. Сайма, п.БигардыАргаяшского района Челябинской области, по вышеуказанным адресам.
В судебном заседании помощник прокурора Аргаяшского района Челябинской области Югова Ю.И. административные исковые требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Уточнила, что дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления поселения по вопросу участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов Аргаяшский муниципальный район передал, а Кузнецкое сельское поселение приняло к исполнению полномочия района в части содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах поселения. Следовательно, надлежащим ответчиком является администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области.
Представители административных ответчиков администрации Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области; администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. Представитель администрации Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области Касымов К.С. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В силу ст.42 Конституции Российской Федерации, а также ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению ), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 8.2.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» (вместе с "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
В силу п.3.7 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более. Временные мусоросборники должны быть плотными, а стенки и крышки - окрашены стойкими красителями. Окраска всех металлических мусоросборников должна производиться не менее двух раз в год - весной и осенью. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону. Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора. При размещении на одной площадке до шести переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Частью 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Аргаяшского района Челябинской области в порядке надзора проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Аргаяшского муниципального района Челябинской области требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в части надлежащего создания и содержания мест для сбора твердых коммунальных отходов - контейнерных площадок. Проведенной проверкой установлено, что согласно утвержденному постановлением главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению на территории Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района в с.Кузнецкое, п.Увильды, п. Сайма, п.Бигарды, Аргаяшского района Челябинской области предусмотрено 8 мест (площадок), которые до настоящего времени не созданы в соответствии с требованиям действующего законодательства, по адресам: Челябинская область Аргаяшский район, п. Увильды, ул. Придорожная, д. 19 (60.5799 55.5294); пер. Гаражный, д.25 (60.5827 55.5289), ул. Школьная, д.5 (60.5758 55.5244); ул. 2-ая Лесная, д.19 (60.5864 55.5269), пер. Лесхозовский, д.13 (60.5824 55.53259); п. Сайма, ул. Курортная, д.22 (60.5222 55.5536);п. Бигарды, ул. Зеленая, д.2 (60.924746 55.442258), ул. Рабочая (60.923749 55.441698).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Аргаяшского района Челябинской области в адрес Главы администрации Аргаяшского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства, о необходимости принять меры по устройству контейнерных площадок в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (л.д. 15).
В соответствии дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления поселения по вопросу участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов Аргаяшский муниципальный район передал, а Кузнецкое сельское поселение приняло к исполнению полномочия района в части содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах поселения. Следовательно, надлежащим ответчиком является администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области. Исковые требования к администрации Кузнецкого сельского поселения заявлены необоснованно, и не подлежат удовлетворению.
Неисполнение администрацией Аргаяшского муниципального района своих обязанностей по созданию мест сбора твердых бытовых отходов может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области в течение девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресам: Челябинская область Аргаяшский район, п. Увильды, ул. Придорожная, д. 19 (60.5799 55.5294); пер. Гаражный, д.25 (60.5827 55.5289), ул. Школьная, д.5 (60.5758 55.5244); ул. 2-ая Лесная, д.19 (60.5864 55.5269), пер. Лесхозовский, д.13 (60.5824 55.53259); п. Сайма, ул.Курортная, д.22 (60.5222 55.5536);п. Бигарды, ул. Зеленая, д.2 (60.924746 55.442258), ул. Рабочая (60.923749 55.441698).
Руководствуясь ст. 175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора Аргаяшского района Челябинской области удовлетворить частично.
Обязать администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области в течение девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресам: Челябинская область Аргаяшский район, п. Увильды, ул. Придорожная, д. 19 (60.5799 55.5294); пер. Гаражный, д.25 (60.5827 55.5289), ул. Школьная, д.5 (60.5758 55.5244); ул. 2-ая Лесная, д.19 (60.5864 55.5269), пер. Лесхозовский, д.13 (60.5824 55.53259); п. Сайма, ул.Курортная, д.22 (60.5222 55.5536);п. Бигарды, ул. Зеленая, д.2 (60.924746 55.442258), ул. Рабочая (60.923749 55.441698).
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Аргаяшского района Челябинской области к администрации Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о понуждении к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.
Председательствующий:
<данные изъяты>