Дело № 2-566/2023
УИД: 22RS0064-01-2023-000756-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шипуново 08 декабря 2023 г.
Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Барановой О. В.
при секретаре судебного заседания Чубаковой И. П.,
с участием прокурора Маликовой Л. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шипуновского района в интересах Шатохина Г. В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Шипуново» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В Шипуновский районный суд Алтайского края в интересах Шатохина Г. В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Шипуново» с иском о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда обратился прокурор Шипуновского района Алтайского края.
В обоснование своего иска указал, что прокуратурой Шипуновского района проведена проверка по обращению Шатохина Г. В. о нарушении трудового законодательства в части своевременной и полной оплаты труда работодателем – Обществом с ограниченной ответственностью «Шипуново» (далее тексту - ООО «Шипуново»).
Шатохин Г. В. состоял в трудовых отношениях с ООО «Шипуново», ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию; ООО «Шипуново» имеет перед Шатохиным Г. В. задолженность по выплате окончательного расчета при увольнении в размере 49 599 рублей 45 копеек.
Ссылается на то, что в силу положений ст. 21 Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ) одним из основных прав работника является право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка организации, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
При этом указывает, что в силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Также указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
При этом согласно ч. 2 ст. 237 ТК РФ размер компенсации при наличии спора между сторонами определяется судом.
По смыслу ст. 237 ТК РФ в случае нарушения работодателем прав и законных интересов работника возникшие у последнего нравственные страдания презюмируются, то есть не требуют дополнительного доказывания.
Полагает, что нарушением трудового законодательства, выразившимся в невыплате заработной платы, работнику Шатохину Г. В. работодателем причинен моральный вред, который он с учетом объема и характера нравственных страданий, степени вины работодателя определяет в размере 10 000 рублей.
Просит взыскать с ООО «Шипуново» в пользу Шатохина Г. В. задолженность по выплате окончательного расчета при увольнении в размере 49 599 рублей 45 копеек. Возложить на ответчика ООО «Шипуново» обязанность произвести расчет денежной компенсации и выплатить денежную компенсацию Шатохину Г. В. в размере не ниже одной сто пятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации действующей в период, начиная со дня, следующего за днем неисполнения обязанности по выплате окончательного расчета при увольнении и по день фактического расчета включительно, от суммы в размере 49 599 рублей 45 копеек за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Взыскать с ООО «Шипуново» в пользу Шатохина Г. В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей. Решение суда о взыскании задолженности по выплате заработной платы в пользу Шатохина Г. В. обратить к немедленному исполнению
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования в интересах Шатохина Г. В., с учетом представленных представителем ответчика сведений о погашении на день рассмотрения дела судом задолженности по выплате окончательного расчета при увольнении в полном объеме, а также представленного материальным истцом Шатохиным Г. В. заявления, согласно которому задолженность по заработной плате погашена, компенсация морального вреда определена в размере 1 000 рублей, просил взыскать с ответчика ООО «Шипуново» в пользу Шатохина Г. В. денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 7 269 рублей 63 копейки, а также компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
Истец Шатохин Г. В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело без его участия, указал, что задолженность по выплате окончательного расчета при увольнении в размере 49 599 рублей 45 копеек ответчиком погашена полностью, сумму компенсации морального вреда оценивает в размере 1 000 рублей, с уточненными требованиями прокурора согласен.
Представитель ответчика ООО «Шипуново» Ушаков М. В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в представленном суду отзыве на исковое заявление указал, что образовавшаяся задолженность по выплате окончательного расчета при увольнении перед истцом погашена в полном объеме, ООО «Шипуново» произведен расчет компенсации за несвоевременную выдачу истцу заработной платы, размер которой составил 7 269 рублей 63 копейки, также ответчик просит снизить размер морального вреда до 1 000 рублей. Оставшиеся исковые требования ответчик признает в полном объеме с учетом их уточнения.
Судом с учетом мнения прокурора, определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения уточнённых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ч. 1 ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ).
Согласно ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, на ответчике лежит обязанность предоставить доказательства отсутствия задолженности по заработной плате за фактическое выполнение истцом трудовых обязанностей.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шатохин Г. В. (работник) заключил с ООО «Шипуново» (работодатель) трудовой договор №, предметом трудового договора является выполнение Шатохиным Г. В. обязанности по должности тракторист на неопределенный срок.
Приказом по ООО «Шипуново» Шатохин Г. В. уволен по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ.
Факт трудовых отношений между истцом и ответчиком в указанный период в данной должности и иные обстоятельства, указанные прокурором в обоснование иска, стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Из содержания искового заявления, пояснений прокурора, заявления истца, справки ООО «Шипуново» от ДД.ММ.ГГГГ №, отзыва на исковое заявление ответчика ООО «Шипуново» и представленных платежных ведомостей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у работодателя ООО «Шипуново» перед работником Шатохиным Г. В. имелась задолженность по заработной плате в размере 49 599 рублей 45 копеек, в ходе рассмотрения дела ответчиком задолженность по заработной плате выплачена в полном объеме, в связи с чем прокурор, с учетом уточненной позиции по иску, просил взыскать с ООО «Шипуново» в пользу истца Шатохина Г. В. компенсацию за несвоевременную выдачу заработной платы, размер которой составил 7 269 рублей 63 копейки, исходя из расчета, представленного ответчиком, и компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку судом установлен факт невыплаты истцу окончательного расчета при увольнении, что подтверждается справкой ООО «Шипуново» № от ДД.ММ.ГГГГ, окончательный расчет произведен ДД.ММ.ГГГГ, то с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация за период задержки выплаты заработной платы, о котором заявлено истцом в иске, с учетом представленного ответчиком расчета в размере 7 269 рублей 63 копейки, с которым суд соглашается, признавая его обоснованным, верным.
Разрешая требование о взыскании с ответчика ООО «Шипуново» в пользу истца Шатохина Г. В. за задержку выплаты окончательного расчета при увольнении компенсации морального вреда в сумме 1 000 рублей, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац 14 части 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения ответчиком трудовых прав истца задержкой выплаты окончательного расчета при увольнении, то требования истца о взыскании компенсации морального вреда с учетом уточнения суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика, суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела, учитывает степень допущенных ответчиком нарушений трудовых прав истца, социальную ценность защищаемого истцом в данном случае права, его нравственные страдания, приведенные истцом доводы в обоснование заявленного требования, а также требования разумности и справедливости и считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в заявленном размере в сумме 1 000 рублей.
Поскольку прокурор и работник освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с учетом положений ч. 1 п. 1, п. 3 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за требование имущественного характера в сумме 400 рублей 00 копеек и по требованию неимущественного характера о взыскании компенсации морального вреда в сумме 300 рублей 00 копеек, а всего в сумме 700 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Шипуновского района в интересах Шатохина Г. В. - удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Шипуново» в пользу Шатохина Г. В. денежную компенсацию за нарушение работодателем установленного срока выплаты окончательного расчета при увольнении в сумме 7 269 рублей 63 копейки.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Шипуново» в пользу Шатохина Г. В. компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей 00 копеек.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Шипуново» в бюджет Муниципального образования «Шипуновский район» Алтайского края государственную пошлину в размере 700 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы через Шипуновский районный суд Алтайского края в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья
Шипуновского районного суда О. В. Баранова
Алтайского края
Мотивированное решение изготовлено 14.12.2023 г.