Решение по делу № 2-60/2023 (2-823/2022;) от 23.12.2022

Дело № 2-60/2023 (№ 2-823/2022)

УИД: 05RS0039-01-2022-002592-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2023 года с. Касумкент

Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Довлетханова А.Ф.,

при секретаре судебного заседания Ильясбековой А.А.,

с участием помощника прокурора Сулейман-Стальского района РД Магомедовой Н.А., представителя администрации МР «Сулейман-Стальский район» по доверенности Исмаилова М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сулейман-Стальского района Республики Дагестан, в порядке ст. 45 ГПК РФ, к администрации МР «Сулейман-Стальский район» и Министерству финансов Республики Дагестан об обязании представить Джаватовой Лейле Гаджибутаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Сулейман-Стальского района РД Велимурадов М.М., в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к администрации МР «Сулейман-Стальский район» и Министерству финансов Республики Дагестан, в котором просит обязать администрацию МР «Сулейман-Стальский район» представить Джаватовой Лейле Гаджибутаевне, благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, а на Министерство финансов РД возложить обязанность в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из бюджета Республики Дагестан до бюджета МР «Сулейман-Стальский район» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения Джаватовой Л.Г., жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Иск обоснован тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Джаватовой Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., о защите её права на получение жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что согласно протокола № 2 заседания комиссии администрации МР «Сулейман-Стальский район» от 27.07.2018 г. по вопросам отдела опеки и попечительства Джаватова Л.Г. принята на учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального района. Вместе с тем, Джаватова Л.Г. собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечена из-за недоведения из бюджета Республики Дагестан до бюджета МР «Сулейман-Стальский район» субвенций на осуществление государственных полномочий в необходимых объемах, что привело к нарушению прав Джаватовой Л.Г. на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья, и администрацией МР «Сулейман-Стальский район» должно быть представлено ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма.

В судебном заседании помощник прокурора Сулейман-Стальского района РД Магомедова Н.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель администрации МР «Сулейман-Стальский район» Исмаилов М.М. исковые требования не признал, пояснив, что жилые помещения специализированного фонда лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей предоставляются за счет средств республиканского бюджета. Не оспаривая право Джаватовой Л.Г. на предоставление жилого помещения, состоящей в списке на получения жилья, считает, что жилье должно быть предоставлено в порядке очередности, соответственно предоставлением ей вне очереди жилого помещения будут нарушены интересы других лиц, которые ранее приняты на учет. У администрации нет финансовых возможностей обеспечить жильем всех сирот, ввиду недостаточного финансирования из бюджета Республики Дагестан. Несмотря на то, что нормами закона Республики Дагестан и предусмотрено делегирование полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот органом местного самоуправления, фактическая реализация данных полномочий может осуществляться лишь при условии предоставления местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета, в связи с чем, просил возложить на администрацию МР «Сулейман-Стальский район» обязанность по предоставлению Джаватовой Л.Г., благоустроенного жилого помещения в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, за счет средств республиканского бюджета, выделяемых для этих целей.

        При этом в представленных суду возражениях, глава администрации МР «Сулейман-Стальский район» Темирханов С.М. просил отказать в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, ссылаясь на то, что на территории муниципального района «Сулейман-Стальский район» отсутствует муниципальный специализированный жилищный фонд. Администрацией МР «Сулейман-Стальский район» в полной мере выполняются все возложенные на нее законодательством полномочия посредством своевременной постановки на учет данной категории лиц и направлением списков в Правительство Республики Дагестан.

Представитель ответчика Министерства финансов Республики Дагестан Чавтараева П.М. направила письменные возражения, считает требования прокурора необоснованными и подлежащими отклонению, указав, что обязанность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на местные органы власти. Министерство финансов РД на основании сведений, представленных Министерством образования РД, при формировании Республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа доводит денежные средства до главного распорядителя бюджетных средств, которым в рассматриваемых отношениях является администрация, общую сумму бюджетных средств, утвержденную на соответствующий финансовый год. У Республики Дагестан в лице органов государственной власти в процессе реализации государственной политики по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникают расходные обязательства по финансированию расходов местных органов власти, связанных с обеспечением жильем указанной категории граждан. Такие обязательства возникают у Республики Дагестан, как публично-правового образования перед муниципальными районами и городскими округами РД, то есть непосредственных обязательств перед детьми, получателями мер социальной поддержки у органов государственной власти РД не возникает.

    Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Дагестан в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения дела. Отзыв на иск в суд не представил.

    Заинтересованное лицо Джаватова Л.Г. в судебное заседание также не явилась, извещена надлежаще о времени и месте рассмотрения дела.

    Суд, выслушав доводы сторон, проверив и исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Так, согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пункт 3 приведенной правовой нормы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Исходя из этих требований, представление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обеспечение жильем указанной категории граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Республики Дагестан от 29.12.2004 N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.

Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона органы государственной власти Республики Дагестан обязаны своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан субвенции на осуществление государственных полномочий.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 N 58 уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с частью 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Пунктом 8 статьи 8 Закона РД N 58 предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Дагестан.

По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью органов местного самоуправления и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

Из пункта 2 постановления Правительства Республики Дагестан от 14.12.2020 № 269 «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и формы отчета об осуществлении органом местного самоуправления переданных государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что Министерство образования и науки Республики Дагестан определено уполномоченным органом, осуществляющим контроль за исполнением указанных государственных полномочий.

Кроме того, согласно пунктам 4.58 и 4.8 Положения о Министерстве образования и науки Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 31.07.2014 № 350, данное министерство реализует государственную политику в области социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предусмотренных на эти цели.

Пунктом 1 части 1 статьи 27 Закона Республики Дагестан от 10.03.2015 №18 «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан» предусмотрено, что Министерство финансов Республики Дагестан составляет проект республиканского бюджета и представляет его в Правительство Республики Дагестан.

Частью 3 статьи 27 Закона РД № 18 определено, что Министерство финансов Республики Дагестан несет ответственность за осуществление бюджетных полномочий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации и данным законом.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст. ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом

Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, Джаватова Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её усыновитель Джаватов К. умер ДД.ММ.ГГГГ.

01.08.2018 года Джаватова Л.Г. обратилась в администрацию муниципального района «Сулейман-Стальский район» с заявлением о включении её в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, так не имеет в собственности жилья.

Из протокола заседания комиссии администрации МР «Сулейман-Стальский район» по вопросам отдела опеки и попечительства № 02 от 27.07.2028 года следует, что Джаватова Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в сформированный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жильем в 2019 году.

Согласно утвержденного главой МР «Сулейман-Стальский район» от 13.01.2023 года списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Сулейман-Стальскому району, Джаватова Лейла Гаджибутаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, значится под номером 7.

Из материалов дела следует, что Джаватова Л.Г. в настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

Право Джаватовой Л.Г. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма, законность включения её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сторонами не оспаривается.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле не опровергнуты и сомнения в достоверности, не вызывают.

        Как следует из обращения Джаватовой Л.Г. от 23.12.2022 г., она обратилась в прокуратуру Сулейман-Стальского района РД с заявлением о восстановлении своих нарушенных жилищных прав, в связи с непредставлением ей жилого помещения.

Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09.02.2023 г. № КУВИ-001/2022-17912807, за период с 01.01.2000 года по 08.02.2022 г., в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Джаватовой Л.Г.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что администрация МР «Сулейман-Стальский район», наделенная государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, обязана предоставить Джаватовой Л.Г., которая включена в указанный список и достигла возраста 18 лет, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, обеспечение Джаватовой Л.Г. благоустроенным специализированным жилым помещением должно осуществляться администрацией МР «Сулейман-Стальский район» за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального образования из республиканского бюджета Республики Дагестан по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, под которым в соответствии с положениями пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Указанные обстоятельства привели к нарушению прав Джаватовой Л.Г. на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Исходя из требований ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Кроме того, статьей 3 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.

        Доводы, приведенные главой администрации МР «Сулейман-Стальский район» РД в своих возражениях на исковое заявление, согласно которым в муниципальном районе отсутствует специализированный жилищный фонд, не выделяются субвенции из республиканского бюджета для приобретения жилья данной категории лиц, а также о наличии очереди из лиц данной категории, нуждающихся в жилье, состоящей из 26 человек, и отсутствие обозначенных в ФЗ № 159 сроков, в течение которых сироте обязаны предоставить жилье, не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан специализированным жилым помещением.

     Суд также дает критическую оценку доводам представителя ответчика – Министерства финансов Республики Дагестан, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства, в том числе и жилищного.

Другие доводы ответчика о том, что обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно осуществляться в порядке очереди, а предоставление жилого помещения Джаватовой Л.Г. нарушает права других лиц из числа детей-сирот, которые также имеют право на получение жилого помещения, а также о том, что исполнение обязанности государства по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может быть возложено на органы местного самоуправления при отсутствии соответствующего финансирования являются необоснованными. Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан, включенных в список, не ставится законом в зависимость от наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, и соблюдения между гражданами очередности. Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.

Гарантированное законом право Джаватовой Л.Г., как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от момента выделения органам местного самоуправления денежных средств на эти цели.

    При этом положения Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, а также закон РД от 04.12.2008 г. № 57 не содержат указание на предоставление жилых помещений названной категории граждан в порядке очередности исходя из времени принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, включения в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

    Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь положениями статей 39, 40 Конституции Российской Федерации, статей 57, 92, 50, 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении гражданского дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, учитывая то, что Джаватова Л.Г. отнесена к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принята на учет для предоставления помещения по договору социального найма и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда, при этом у Джаватовой Л.Г. отсутствует жилое помещение, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства, и на момент вынесения решения жилое помещение ей не предоставлено, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

При этом, отсутствие достаточного финансирования со стороны Министерства финансов РД на реализацию делегированных администрации МР «Сулейман-Стальский район» полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, решение суда, вынесенное в отношении администрации МР «Сулейман-Стальский район», будет неисполнимым, а потому суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора в отношении обоих ответчиков.

    Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    исковые требования прокурора Сулейман-Стальского района Республики Дагестан - удовлетворить.

Обязать администрацию МР «Сулейман-Стальский район» представить Джаватовой Лейле Гаджибутаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Обязать Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МР «Сулейман-Стальский район» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения Джаватовой Лейлы Гаджибутаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Резолютивная часть решения суда объявлена 17.02.2023 года, мотивированное решение составлено 17.02.2023 года.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.Ф. Довлетханов

2-60/2023 (2-823/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор С.Стальского района.
Ответчики
АМР" С.Стальского района"
Министерство финансов РД
Другие
Министерство образования и науки РД
Суд
Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан
Судья
Довлетханов Алирза Фаризович
Дело на странице суда
s-stalskiy.dag.sudrf.ru
23.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2022Передача материалов судье
26.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Судебное заседание
13.02.2023Судебное заседание
17.02.2023Судебное заседание
17.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее