дело № 2а-1030/2018
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Рачковская Ю.В.,
рассмотрев в с.Выльгорт 29 декабря 2018 года в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми к Манакиной О.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми (далее – МИФНС №1 по Республике Коми) обратилась с административным иском к Манакиной О.В. о взыскании задолженности по пени по ЕНВД за 2008 год в размере 13 рублей 58 копеек и за 2009 год в размере 81 рублей 86 копеек, задолженность по штрафу за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники за 2008 год в размере 5800 рублей, а также штрафа за 2009 год за административные правонарушения в области налогов и сборов в размере 1000 рублей. В обоснование требований указано о направлении в адрес административного ответчика требования об уплате налогов, сборов, пени и штрафов, которое административным ответчиком не исполнено. При обращении с административным исковым заявлением МИФНС №1 по Республике Коми заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили. От административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст. 57 Конституции РФ, а также ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Процедура и сроки взыскания с налогоплательщика – физического лица задолженности по налогам и сборам регламентирована ст. 48 Налогового кодекса РФ и главой 32 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, вступившего в законную силу 15.09.2015, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Пунктом 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Рассматривая ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока и не находя правовых оснований для его удовлетворения, суд исходит из следующего.
По правилам п. п. 1 и 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Анализ вышеуказанных норм Налогового Кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ», согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Исчисление установленных Налоговым кодексом РФ сроков для принудительного взыскания налога производится исходя из совокупности указанных сроков. Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Из материалов дела следует, что Манакина О.В. являлся плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, по которому у нее имеется задолженность по пени за 2008-2009 годы.
Кроме того, из материалов дела следует, что Манакина О.В. привлекалась налоговым органом к ответственности за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники и за административные правонарушения в области налогов и сборов, за совершение которых ей назначены штрафы за 2008 и 2009 годы.
В силу положений Налогового кодекса РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, штрафов, пени, в установленный срок производится взыскание в порядке, установленном ст. 46,47,48 Налогового кодекса РФ.
При этом, в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае суд может обратиться с иском в суд за взысканием указанных сумм.
При этом, принудительное взыскание налогов, сборов, штрафов и пени за пределами установленных Налоговым кодексом РФ сроков, осуществляться не может.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Из материалов дела следует, что в период осуществления Манакиной О.В. предпринимательской деятельности, меры принудительного взыскания налогов, сборов, пени, штрафов в соответствии со ст. 46,47 Налогового кодекса РФ не принимались, требования об уплате в адрес налогоплательщика не выставлялись и не направлялись.
Согласно материалам дела налоговым органом лишь 27.07.2018 в адрес административного ответчика направлено уведомление о необходимости в срок до 16.08.2018 погасить задолженность в общей сумме 6 895 рублей 44 копейки, которое административным ответчиком исполнено не было.
По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Установив, что на дату обращения с настоящим административным исковым заявлением, а именно на 26.11.2018, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки, в связи с пропуском срока, поскольку налоговым органом своевременно не были приняты меры по принудительному взысканию с Манакиной О.В. образовавшейся задолженности, руководствуясь положениями ст. 46-48 Налогового кодекса РФ, суд приходит к выводу, что подача заявления в суд с рассматриваемыми требованиями произведена за установленными законодателем пресекательными сроками.
При этом, к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога.
Вместе с тем, административным истцом не приведены исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали налоговому органу принять меры по взысканию образовавшейся задолженности в установленные законом сроки.
Учитывая, что Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми пропущен установленный законом срок для принудительного взыскания пени и штрафов, уважительных причин пропуска срока административным истцом не предоставлено, суд приходит к выводу об отказе в восстановлении административному истцу срока для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями, что является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми к Манакиной О.В. о взыскании пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 13 рублей 58 копеек за 2008 год, пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 81 рубль 86 копеек за 2009 год, штрафа за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники за 2008 год в размере 5800 рублей, штрафа за административные правонарушение в области налогов и сборов за 2009 год в размере 1000 рублей отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ю.В. Рачковская