Решение по делу № 33-1625/2015 от 19.03.2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 апреля 2015 г. по делу № 33-1625/2015

Судья Гаджимурадов М.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего: Алиевой Э.З.

судей: Устаевой Н.Х. и Хавчаева Х.А.

при секретаре Магомедовой З.А.

с участием прокурора Гасанова З.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абакарова А.И. к Управлению социальной защиты населения в МО «Кая­кентский район» о назначении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью из средне­месячной чернобыльской заработной платы и индексации её и взыскании задолженности по указанной выплате по апелляционному представлению и.о.прокурора Каякентского района Р.А.Казилова на решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от 02 августа 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования Абакарова А.И. удовлетворить. Взыскивать ежемесячно с УСЗН в МО «Каякентский район» за счёт средств федерального бюджета в пользу Абакарова А.И., начиная с 01 июня 2012г., ежемесячную у в возмещение вреда в размере <.> руб.<.> копеек, с последующей индексацией исходя из верхнего уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Взыскать с УСЗН в МО «Каякентский район» за счёт средств федерального бюджета в пользу Абакарова А.И. задолженность по ежемесячной сумме в возмещение вреда здоровью за период с 01 марта 2001г. по 31 мая 2012г., в сумме <.> рублей <.> копеек»

Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения прокурора, просившего решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать и произвести поворот исполнения решения суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Абакаров А.И. - инвалид <.> группы со 100% потерей трудоспособности вследствие участия в 1988г. в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обратился в суд с иском о назначении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью из средне­месячной чернобыльской заработной платы и индексации её и взыскании задолженности по указанной выплате.

Исковые требования мотивировал тем, что ему на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, была выпла­чена заработная плата за период работы с 16 апреля 1988г. по 16 сентября 1988г. в сумме <.> рублей <.> копеек, что подтверждается справкой о заработной плате, выданной 20 июня 1995г. совхозом «Каранайаульский», селения Каранайаул, Каякентского района.

Справку в конце февраля месяца 2001г. он представил для назначения ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью в УСЗН в МО «Каякентский район». Ему было отказано в назначении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, исходя из среднемесячной чернобыльской заработной платы.

Считает данные действия УСЗН в МО «Каякентский район» незаконными и противореча­щими Федеральным законам, Постановлениям высших судебных органов Российской Федера­ции - Верховного суда и Конституционного суда.

Просит суд назначить с 01 марта 2001г. еже­месячную сумму в возмещение вреда здоровью исходя из среднемесячной чернобыльской за­работной платы за 1988г. в сумме <.> рублей <.> копеек, взыскивать ежемесячно с 01 июня 2012г. ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере <.> рублей <.> и взыскать задолженность по указанной выплате за период с 01 марта 2001г. по 31 мая 2012г. в сумме <.> рублей <.> копеек. Абакаров А.И. просит суд удовлетворить его требования.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении и.о. прокурора Р.А.Казилов просит решение суда отменить по следующим основаниям.

Суд исходил из заработка, Абакарова А.И., полученного на работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Вместе с тем, согласно п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» данное право предоставляется в том случае, если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемойдолжности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступилна работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.

Из материалов гражданского дела не следует, что были изменения в трудовой деятельности у Абакарова А.И.

Судом неправильно взят за основу период работы Абакарова А.И. на ЧАЭС, так как его деятельность не может быть отнесена к работе в новых условиях.

Со вступлением в силу с 15 февраля 2001 Федерального закона от 12 февраля 2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004г. № 31-ФЗ, порядок назначения возмещения вреда исходя из размера заработка был отменен, и установлена выплата ежемесячной компенсации в твердых размерах в зависимости от группы инвалидности и индексируется с 19 июля 2002 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 № 194 и Федеральным законом от 24 декабря 2002 № 176, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как установлено Абакарову А.И. ранее, до назначения в твердой сумме, возмещение вреда исходя из заработка, не назначалось.

Таким образом, к моменту обращения Абакарова А.И. в суд с исковыми требованиями об индексации выплат, законодательством уже установлен порядок индексации выплат возмещения вреда исходя из уровня инфляции.

Механизм расчета индекса изменения прожиточного минимума, подлежащий применению с января 2002 года, избран истцом неправильно, поскольку указанный индекс определен путем деления абсолютной величины изменения прожиточного минимума за 2000 год.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного истца, который о причинах своей неявки суду не сообщил.

УСЗН в МО «Каякентский район» и Минтруда РД также извещены, надлежаще уполномоченных представителей в суд не направили.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что Абакаров А.И. является инвалидом второй группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 21 февраля 2001 года, инвалидность установлена бессрочно.

С 30 мая 1995 года ему, а затем и с 20 января 2000 года ему установлена инвалидность третьей группы по общему заболеванию.

С 1 марта 2001 г. Абакаров А.И. является получателем ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. С 1 июня 2004 г. ответчик индексировал размер указанной компенсации по коэффициенту инфляции в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации.

До момента обращения с настоящим иском Абакаров А.И. с требованиями о перерасчете получаемой компенсации в возмещение вреда здоровью из заработной платы к ответчику и в суд не обращался.

По мнению судебной коллегии, он и не мог обращаться с такими требованиями, поскольку к моменту установления причинно-следственной связи и причины инвалидности с участием в работах на Чернобыльской АЭС – 21 февраля 2001 года, в Российской Федерации норма ФЗ, предусматривающая определение размера возмещения вреда здоровью из заработной платы, утратила силу.

Так, 12 февраля 2001 г. вступил в силу Федеральный закон N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым был изменен порядок определения сумм возмещения вреда; законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья. При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Таким образом, правовая норма, предусматривающая перерасчет сумм из заработка на момент обращения истца с настоящими требованиями, признана утратившей силу с 15 февраля 2001 г. в связи с вступлением в силу приведенной выше редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Вопреки указанному обстоятельству, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Абакаров А.И. имеет право на получение суммы возмещения вреда по ранее действовавшему законодательству исходя из утраченного заработка, проиндексированной в соответствии с действующим законодательством, и определил размер возмещения вреда здоровью из заработной платы за 4 месяца пребывания в Чернобыле.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции не соответствующими установленному порядку назначения и выплаты компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами.

В настоящем иске, поданном в 2012 г., на основе нормы закона, утратившей силу с 15 февраля 2001 г., Абакаров А.И. просит изменить порядок выплат, установленный ему согласно действовавшему в период признания его инвалидом вследствие участия на ликвидации последствий на ЧАЭС законодательства, произвести индексацию этой суммы и осовременивание образовавшейся задолженности по состоянию на день обращения с иском, в то время как при установленных обстоятельствах возможность повторного перехода на прежний порядок выплаты возмещения вреда действующим законодательством, регулирующим указанные правоотношения, не предусмотрена.

При таких данных Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан полагает, что у истца отсутствовало право выбора варианта определения размера возмещения вреда здоровью, так как ему сразу была назначена ежемесячная денежная компенсация в твердой фиксированной денежной сумме.

Не может согласиться Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан и с избранным судом механизмом индексации подлежащей выплате Абакарову А.И. ежемесячной денежной компенсации.

До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. были ориентированы Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Размеры выплат, установленных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ).

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 25 мая 2005 г. N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм"; от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 г. N 914 (в редакции от 7 июля 2009 г.) "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 16 декабря 2009 г. N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При таких обстоятельствах выводы суда относительно необходимости индексации в ином порядке, в частности с применением показателей роста величины прожиточного минимума, получаемых истцом ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент обращения истца в 2014 г. с настоящим иском законодателем был регламентирован порядок индексации исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм права, которые, как следствие, повлекли за собой вынесение незаконного решения об удовлетворении заявленных Абакаровым А.И. требований об изменении порядка производимых ему выплат и взыскании задолженности по суммам компенсации вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Принимая во внимание изложенное, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан признает решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от 2 августа 2012 г. подлежащим отмене с принятием по делу нового решения.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ,

судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционное представление и.о. прокурора Каякентского района Р.А.Казилова удовлетворить.

Решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от 2 августа 2012 г. отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Абакарова А.И. к Управлению социальной защиты населения в МО «Кая­кентский район» о назначении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью из средне­месячной чернобыльской заработной платы и индексации её и взыскании задолженности по указанной выплате отказать.

Произвести поворот исполнения решения Каякентского районного суда Республики Дагестан от 2 августа 2012 г., взыскав с Абакарова А.И. в пользу федерального бюджета <.> рублей <.> копеек.

Председательствующий:

Судьи:

33-1625/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Абакаров А.И.
Ответчики
УСЗН, Минтруд и соц. развития РД, Прок.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
14.04.2015Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее