Дело № 2-2267/2018 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«07» июня 2018 года г.Пермь
Ленинский районный суд г.Перми,
в составе председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при секретаре Кивилевой А.А.,
с участием истца Архиповой О.В.,
представителя ответчика Атауллиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архипова О.В. к Управлению жилищных отношений администрации <Адрес>, о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Истец Архипова О.В. обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации <Адрес>, о взыскании компенсации морального вреда в размере 150 000 руб.
Требования мотивированы тем, что для участия в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети <Адрес>», в том числе в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», 23.05.2017 г. она обратилась в Управление жилищных отношений администрации <Адрес> с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании молодой семьи Архипова О.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий», ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку нуждаемость в улучшении жилищных условий возникла в связи с регистрацией ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства в жилом помещении по адресу: <Адрес> Алиева Г.В., который является её братом. Указанное распоряжение, решением суда было признано незаконным. В результате издания незаконного распоряжения, ей причинены нравственные страдания, поскольку её семья имеющая 4 несовершеннолетних детей, подлежит включению в списки молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году в первоочередном порядке. ДД.ММ.ГГГГ она достигнет возраста 36 лет, и как следствие её семья утратит статус молодой семьи и возможность улучшить свои жилищные условия в рамках мероприятий по обеспечению жильем молодых семей. Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента принятия незаконного распоряжения и до настоящего времени она испытывает нравственные страдания. Руководствуясь ст.ст. 151, 1101, 1069 ГК РФ, истец просит заявленные требования удовлетворить.
Истец Архипова О.В., в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала.
Представитель ответчика Атауллина Е.В. в удовлетворении иска просит отказать.
Выслушав мнение сторон, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, а также материалы гражданского дела №, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Архипова О.В., действующая за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей, обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации <Адрес>, о признании незаконным распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании молодой семьи Архипова О.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий», и возложении обязанности признать семью Архипова О.В., в составе пяти человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий признать незаконным. В обоснование исковых требований истец указала, что для участия в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети <Адрес>», в том числе в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление жилищных отношений администрации <Адрес> с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании молодой семьи Архипова О.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий», ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку нуждаемость в улучшении жилищных условий возникла в связи с регистрацией ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства в жилом помещении по адресу: <Адрес> Алиева Г.В., который является её братом.
Решением Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, дело №, распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании молодой семьи Архипова О.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий», признано незаконным. Молодую семью Архипова О.В., в составе 5 человек, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Аелляционным опредленми <Адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, апеллчционные жалобы Упарвдления жилищных отношений администрации г.перми и Архипова О.В. оставлены без удовлторения. Резолютвная часть решения уточненат следующим образом:
- «Распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании молодой семьи Архипова О.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий», признать незаконным.
- Признать молодую семью Архиполвой О.В. в составе 5 человека: Архипова О.В., А, А, А, А, нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.».
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), компенсация морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статье 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно стю1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.(п.1). Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.(п.2). Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.(п.3).
Статья 1100 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
-вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
-вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
-вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
-в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Оснований для безусловного взыскания денежной компенсации морального вреда, предусмотренных статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно указал на то, что действующим законодательством не предусмотрена компенсация морального вреда в связи с ненадлежащим исполнением государственным органом (должностным лицом) обязанностей, направленных на восстановление имущественных прав взыскателя.
В рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Таким образом, истцом ставится вопрос о нарушении её права на получение социальной выплаты для приобретения жилья, которое по своей природе является имущественным правом, действующим законодательством не предусмотрено право компенсации морального вреда за данное нарушение.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из требований действующего законодательства, истец имеет право требовать возмещение морального вреда в общем порядке, представив доказательства причинения физических или нравственных страданий от действий (бездействий) ответчика.
Исходя из предмета и основания заявленных требований, истцом не представлены доказательства наличия состава правонарушения, предусмотренного ст.1064 ГК РФ, применительно к положениям ст.151 ГК РФ.
Вместе с тем, суд считает, что доказательств нарушения неимущественных прав, претерпевания физических или нравственных страданий истцом суду на день рассмотрения дела, не представлено (ст. 56 ГПК РФ), в силу чего иск Архипова О.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Архипова О.В. в удовлетворении исковых требований к Управлению жилищных отношений администрации <Адрес>, о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись С.И.Плешивцев
Копия верна:
Судья