Дело №2а-339/2022
Строка 3.022 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
УИД № 36RS0004-01-2021-007299-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.02.2022 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С.
с участием: административного истца Галкина С.Ю., его представителя по заявлению Бузиной Н.В., представителя административного ответчика по доверенности Шафоростова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Галкина Сергея Юрьевича к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Галкин С.Ю. обратился я в суд с административным иском к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении бесплатного земельного участка.
В обосновании заявленных требований административный истец указывает, что он является многодетным родителем следующих детей: ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Приказом № 1878з от 31.12.2013 года Галкин С.Ю. был включен в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законом Воронежской области от 13.05.2008 года № 25-03.
С 2014 года истец неоднократно обращался к ответчику с просьбой о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство с указанием различных земельных участков, однако административному истцу во всех случаях было отказано в предоставлении земельных участков.
07.06.2021 года Галкин С.Ю. вновь обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлением ему земельного участка площадью 800 м2 с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, как гражданину, имеющему трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство.
23.06.2021 года (письмо получено лично - 24.08.2021 года) департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в своем письме отказал административному истцу в предоставлении земельного участка, указав, что из представленных документов установлено, что сыну административного истца - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., исполнилось 22 года, который зарегистрирован по иному адресу, чем административный истец и другие его дети.
03.09.2021 года Галкин С.Ю. направил в адрес ДИЗО ВО заявление о предоставлении информации, в котором просил предоставить сведения о наличии оснований непредставления земельного участка в течение длительного времени, а именно с постановки на учет 31.12.2013 года, несмотря на неоднократные письменные обращения о предоставлении земельного участка. А также просил сообщить, находится ли Галкин С.Ю. на учете граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков, а также был ли Галкин С.Ю. снят с учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельного участка, согласно закону Воронежской области от 13.05.2008 года №25-03.
Согласно письму от 08.10.2021 года департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области сообщил, что многодетная семья административного истца не соответствует требования, предусмотренным статьей 13 Закона Воронежской области. В этой связи, письмом департамента от 26.07.2021 года административный истец был проинформирован о данных обстоятельствах. Поскольку льготный статус подтвержден не был, приказом департамента от 07.10.2021 года №1885з административный истец был исключен из Реестра на основании статей 12, 13 Закона Воронежской области.
Как указывает Галкин С.Ю., на момент последнего обращения – 07.06.2021 года, а также последнего отказа в предоставлении земельного участка – 23.06.2021 года (письмо получено лично – 24.08.2021 года), он стоял на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и включенным в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков. В заявлении указывается цель использования земельного участка, а также сведения о ранее предоставленных заявителю бесплатно земельных участках в соответствии с настоящим Законом Воронежской области.
На основании вышеизложенного, 23.06.2021 года Галкину С.Ю. было отказано в предоставлении земельного участка, однако Галкин С.Ю. был исключен из реестра многодетных граждан только 07.10.2021 года.
Считая свои права и законные интересы нарушенными, с учетом принятых судом уточнений, административный истец просит суд: признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-9450 от 23.06.2021 года в предоставлении бесплатного земельного участка незаконным; обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежская область предоставить Галкину Сергею Юрьевичу земельный участок.
Административный истец Галкин С.Ю. и его представитель по устному заявлению Бузина Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Шафоростов П.В. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в том числе, указав, что административным истцом не представлены документы, подтверждающие право на получение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 36:34:0515012:261.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Галкин С.Ю. является многодетным родителем следующих детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО5,ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 15, 16, 17, 18, 19)
В силу статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 названного Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
В Воронежской области правоотношения по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного Кодекса РФ регламентирован Законом Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-О «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
На основании ч. 2 ст. 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-О предоставление земельных участков осуществляется многодетным гражданам, поставленным на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и включенным в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области (далее - Реестр), на основании заявления о предоставлении земельного участка (далее - заявление), которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) (далее - заявитель) в уполномоченные органы в пределах их компетенции по месту постоянного проживания заявителя.
Приказом №1878з от 31.12.2013 года Галкин С.Ю. был включен в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков.
Из материалов дела следует, что с 2014 года административный истец Галкин С.Ю. неоднократно обращался в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области по поводу бесплатного предоставления различных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, однако административному истцу во всех случаях было отказано в предоставлении земельных участков по различным основаниям со ссылками на действующее законодательство.
07.06.2021 года Галкин С.Ю. вновь обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлением земельного участка площадью 800 м2 с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, как гражданину, имеющему трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство (вх. № 2-17Г-14043 от 17.06.2021) (л.д. 20).
Письмом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 23.06.2021 года административному истцу отказано в предоставлении указанного земельного участка в связи с тем, поскольку одному из детей заявителя - Галкину С.С. исполнилось 22 года, а сведений о прохождения обучения по очной форме обучения предоставлено не было. Кроме того, указанный член семьи заявителя зарегистрирован по иному адресу, нежели заявитель и остальные его дети (л.д. 21-22).
Приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 07.10.2021 №1885з Галкин С.Ю. был исключен из Реестра на основании статьей 12,13 Закона Воронежской области» (л.д. 28).
В силу ч. 2.1 ст. 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-О к гражданам, имеющих трех и более детей, в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и (или) детей его (ее) супруги (супруга), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей.
Согласно ч. 3. ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-О к заявлению на предоставление конкретного земельного участка прилагается, в том числе, справка образовательной организации в отношении детей, обучающихся в очной форме.
В соответствии с ч. 6 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-О при рассмотрении заявления уполномоченными органами в пределах их компетенции проводится проверка соответствия сведений, представленных заявителем и органами государственной власти, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями по межведомственным запросам, требованиям, установленным статьями 12 и 13 настоящего Закона Воронежской области.
Так, в результате проверки сведений, указанных в заявлении, департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области было установлено отсутствие документов, подтверждающих факт обучения Галкина С.С., 1998 года рождения, в образовательном учреждении на очной форме обучения. Кроме того, установлено, что на момент принятия оспариваемого решения, Галкин С.С. зарегистрирован по иному адресу – <адрес>, нежели чем административный истец и другие его члены семьи – <адрес>.
Наличие данных фактов на момент вынесения оспариваемого решения сторонами не оспаривалось, доказательств обратного суду представлено не было.
При этом, доводы административного истца о незаконности оспариваемого решения основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в силу чего не могут быть признаны обоснованными.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято органом государственной власти Воронежской области в пределах его полномочий, в соответствии с действующим законодательством при наличии на то фактических и правовых оснований, в связи с чем, оснований признавать его незаконным суд не находит.
Кроме того, с учетом требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец Галкин С.Ю. узнал об оспариваемом решении административного ответчика от 23.06.2021 года - 24.08.2021 года, как он сам указывает в иске, при этом, уточненный иск с требованием о признании указанного решения незаконным он подписал и подал в суд 16.12.2021 года (л.д.41-46), то есть за пределами установленного трехмесячного срока с той даты, когда он узнал об указанном решении, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Галкина Сергея Юрьевича о признании незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-9450 от 23.06.2021 года в предоставлении бесплатного земельного участка, обязании предоставить земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.03.2022 года
Дело №2а-339/2022
Строка 3.022 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
УИД № 36RS0004-01-2021-007299-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.02.2022 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С.
с участием: административного истца Галкина С.Ю., его представителя по заявлению Бузиной Н.В., представителя административного ответчика по доверенности Шафоростова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Галкина Сергея Юрьевича к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Галкин С.Ю. обратился я в суд с административным иском к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в предоставлении бесплатного земельного участка.
В обосновании заявленных требований административный истец указывает, что он является многодетным родителем следующих детей: ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Приказом № 1878з от 31.12.2013 года Галкин С.Ю. был включен в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с законом Воронежской области от 13.05.2008 года № 25-03.
С 2014 года истец неоднократно обращался к ответчику с просьбой о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство с указанием различных земельных участков, однако административному истцу во всех случаях было отказано в предоставлении земельных участков.
07.06.2021 года Галкин С.Ю. вновь обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлением ему земельного участка площадью 800 м2 с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, как гражданину, имеющему трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство.
23.06.2021 года (письмо получено лично - 24.08.2021 года) департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в своем письме отказал административному истцу в предоставлении земельного участка, указав, что из представленных документов установлено, что сыну административного истца - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., исполнилось 22 года, который зарегистрирован по иному адресу, чем административный истец и другие его дети.
03.09.2021 года Галкин С.Ю. направил в адрес ДИЗО ВО заявление о предоставлении информации, в котором просил предоставить сведения о наличии оснований непредставления земельного участка в течение длительного времени, а именно с постановки на учет 31.12.2013 года, несмотря на неоднократные письменные обращения о предоставлении земельного участка. А также просил сообщить, находится ли Галкин С.Ю. на учете граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков, а также был ли Галкин С.Ю. снят с учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельного участка, согласно закону Воронежской области от 13.05.2008 года №25-03.
Согласно письму от 08.10.2021 года департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области сообщил, что многодетная семья административного истца не соответствует требования, предусмотренным статьей 13 Закона Воронежской области. В этой связи, письмом департамента от 26.07.2021 года административный истец был проинформирован о данных обстоятельствах. Поскольку льготный статус подтвержден не был, приказом департамента от 07.10.2021 года №1885з административный истец был исключен из Реестра на основании статей 12, 13 Закона Воронежской области.
Как указывает Галкин С.Ю., на момент последнего обращения – 07.06.2021 года, а также последнего отказа в предоставлении земельного участка – 23.06.2021 года (письмо получено лично – 24.08.2021 года), он стоял на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и включенным в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков. В заявлении указывается цель использования земельного участка, а также сведения о ранее предоставленных заявителю бесплатно земельных участках в соответствии с настоящим Законом Воронежской области.
На основании вышеизложенного, 23.06.2021 года Галкину С.Ю. было отказано в предоставлении земельного участка, однако Галкин С.Ю. был исключен из реестра многодетных граждан только 07.10.2021 года.
Считая свои права и законные интересы нарушенными, с учетом принятых судом уточнений, административный истец просит суд: признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-9450 от 23.06.2021 года в предоставлении бесплатного земельного участка незаконным; обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежская область предоставить Галкину Сергею Юрьевичу земельный участок.
Административный истец Галкин С.Ю. и его представитель по устному заявлению Бузина Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Шафоростов П.В. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в том числе, указав, что административным истцом не представлены документы, подтверждающие право на получение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 36:34:0515012:261.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Галкин С.Ю. является многодетным родителем следующих детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО5,ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 15, 16, 17, 18, 19)
В силу статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 названного Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
В Воронежской области правоотношения по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного Кодекса РФ регламентирован Законом Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-О «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
На основании ч. 2 ст. 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-О предоставление земельных участков осуществляется многодетным гражданам, поставленным на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и включенным в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области (далее - Реестр), на основании заявления о предоставлении земельного участка (далее - заявление), которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) (далее - заявитель) в уполномоченные органы в пределах их компетенции по месту постоянного проживания заявителя.
Приказом №1878з от 31.12.2013 года Галкин С.Ю. был включен в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков.
Из материалов дела следует, что с 2014 года административный истец Галкин С.Ю. неоднократно обращался в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области по поводу бесплатного предоставления различных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, однако административному истцу во всех случаях было отказано в предоставлении земельных участков по различным основаниям со ссылками на действующее законодательство.
07.06.2021 года Галкин С.Ю. вновь обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлением земельного участка площадью 800 м2 с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, как гражданину, имеющему трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство (вх. № 2-17Г-14043 от 17.06.2021) (л.д. 20).
Письмом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 23.06.2021 года административному истцу отказано в предоставлении указанного земельного участка в связи с тем, поскольку одному из детей заявителя - Галкину С.С. исполнилось 22 года, а сведений о прохождения обучения по очной форме обучения предоставлено не было. Кроме того, указанный член семьи заявителя зарегистрирован по иному адресу, нежели заявитель и остальные его дети (л.д. 21-22).
Приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 07.10.2021 №1885з Галкин С.Ю. был исключен из Реестра на основании статьей 12,13 Закона Воронежской области» (л.д. 28).
В силу ч. 2.1 ст. 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-О к гражданам, имеющих трех и более детей, в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и (или) детей его (ее) супруги (супруга), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей.
Согласно ч. 3. ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-О к заявлению на предоставление конкретного земельного участка прилагается, в том числе, справка образовательной организации в отношении детей, обучающихся в очной форме.
В соответствии с ч. 6 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-О при рассмотрении заявления уполномоченными органами в пределах их компетенции проводится проверка соответствия сведений, представленных заявителем и органами государственной власти, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями по межведомственным запросам, требованиям, установленным статьями 12 и 13 настоящего Закона Воронежской области.
Так, в результате проверки сведений, указанных в заявлении, департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области было установлено отсутствие документов, подтверждающих факт обучения Галкина С.С., 1998 года рождения, в образовательном учреждении на очной форме обучения. Кроме того, установлено, что на момент принятия оспариваемого решения, Галкин С.С. зарегистрирован по иному адресу – <адрес>, нежели чем административный истец и другие его члены семьи – <адрес>.
Наличие данных фактов на момент вынесения оспариваемого решения сторонами не оспаривалось, доказательств обратного суду представлено не было.
При этом, доводы административного истца о незаконности оспариваемого решения основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в силу чего не могут быть признаны обоснованными.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято органом государственной власти Воронежской области в пределах его полномочий, в соответствии с действующим законодательством при наличии на то фактических и правовых оснований, в связи с чем, оснований признавать его незаконным суд не находит.
Кроме того, с учетом требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец Галкин С.Ю. узнал об оспариваемом решении административного ответчика от 23.06.2021 года - 24.08.2021 года, как он сам указывает в иске, при этом, уточненный иск с требованием о признании указанного решения незаконным он подписал и подал в суд 16.12.2021 года (л.д.41-46), то есть за пределами установленного трехмесячного срока с той даты, когда он узнал об указанном решении, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Галкина Сергея Юрьевича о признании незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-9450 от 23.06.2021 года в предоставлении бесплатного земельного участка, обязании предоставить земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.03.2022 года