Судья Седых М.А.
Судья-докладчик Черемных Н.К. по делу № 33-1358/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2022 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Герман М.А.,
судей Рудковской И.А. и Черемных Н.К.,
при секретаре Рец Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-632/2021 (УИД 38RS0027-01-2021-000848-07) по исковому заявлению Миронова Д.А. к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» о признании незаконным решения ОГКУ «УСЗН по Чунскому району» об отказе в назначении меры социальной поддержки, об обязании принять решение о выдаче свидетельства на получение указанной социальной выплаты
по апелляционной жалобе истца Миронова Д.А. на решение Чунского районного суда Иркутской области от 24 ноября 2021 года,
У С Т А Н О В И Л А:
Миронов Д.А. обратился в суд с иском к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району», просил признать незаконным решение ОГКУ «УСЗН по Чунскому талону» Номер изъят от Дата изъята об отказе в назначении меры социальной поддержки; обязать ответчиков принять решение о выдаче Миронову Д.А. свидетельства.
В обоснование исковых требований указано, что он является собственником квартиры, расположенной по <адрес изъят>. Жилой дом, в котором расположена квартира истца, находится в границах подтопленных (затопленных) в 2019 году территорий <адрес изъят>. По инициативе МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» и за счет областного бюджета в октябре 2020 года проведены обследования многоквартирных жилых домов. Согласно техническому отчету ООО «Драфт» состояние вышеуказанной квартиры оценено как аварийное в результате воздействия паводка. Межведомственной комиссией Октябрьского муниципального образования 04.06.2021 квартира истца была обследована, по результатам обследования были выданы акт обследования помещения, заключение об оценке соответствия помещения, распоряжение Номер изъят от Дата изъята , согласно п. 1 которого квартира истца признана непригодной для проживания. 28.07.2021 истец обратился за получением меры социальной поддержки, 10.08.2021 ему было отказано в выдаче меры социальной поддержки ввиду отсутствия правовых оснований для назначения меры социальной поддержки.
Определением судьи Чунского районного суда Иркутской области от 05.10.2021 к участию в деле привлечены в качестве соответчика министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в качестве третьего лица – МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования».
Обжалуемым решением суда в удовлетворении исковых требований Миронова Д.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец Миронов Д.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что судом не учтено, что у ответчика были запрошены сведения о предоставлении меры социальной поддержки соседям истца – собственникам квартиры, расположенной по <адрес изъят> согласно которым принадлежащее им жилое помещение было признано аварийным вследствие чрезвычайной ситуации. В отношении квартиры истца представлено экспертное заключение, согласно которому состояние помещения оценено как аварийное в результате паводка. Жилое помещение до 29.06.2019 аварийным не признавалось, в реестре ветхого жилья не значится. Квартиры, расположенные в одном многоквартирном доме, не могут быть признаны непригодными по различным основаниям. Вывод суда о том, что квартира истца является аварийной и подлежащей сносу вследствие физического износа, основан исключительно на основании информации МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» и является необоснованным. Истцом не пропущен срок подачи заявления на получение меры социальной поддержки, поскольку факт повторного обследования спорного жилого помещения подтверждается вступившим в законную силу решением Чунского районного суда Иркутской области от 21.04.2021.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица КУ «Администрация муниципального района Чунского районного муниципального образования» Ралько С.В. просит суд удовлетворить исковые требования Миронова Д.А. в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Татуев Е.А. просит рассмотреть апелляционную жалобу на основании норм действующего законодательства и сложившейся судебной практики.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Черемных Н.К., изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца Миронова Д.А. Попова А.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица КУ «Администрация муниципального района Чунского районного муниципального образования» Ралько С.В., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 часов 27.06.2019 введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Пунктом 1 постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Согласно п. 6 Положения предоставление социальной выплаты осуществляется, в том числе, гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 47 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции (данные изъяты)
В силу п. 16 Положения социальные выплаты предоставляются при наличии сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», сведений о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Миронов Д.А. является собственником квартиры, расположенной по <адрес изъят>
Постановлением Правительства Иркутской области № 558-пп от 17.07.2019 «Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» указанный жилой дом включен в границы зоны чрезвычайной ситуации.
Согласно техническому отчету ООО «Драфт» № 29/10-15-2020-ОБ от 30.10.2020 общее техническое состояние строительных конструкций многоквартирного жилого дома согласно ГОСТ 31937-2011 оценивается как аварийное. Для восстановления конструкций, находящихся в ограниченно-работоспособном и аварийном техническом состоянии после воздействия паводка, для обеспечения безопасности здания в целом, необходимо выполнить существенный комплекс работ, сравнимый с возведением нового здания, также следует обратить внимание на большой физический и моральный износ здания. Согласно Федеральному закону № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилое помещение (квартира № 1) является не пригодным для дальнейшего проживания, так как существует угроза здоровью граждан от микологических образований, образованным в результате замачивания, также вызывает сомнение критерий допустимого уровня несущей способности, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания.
04.06.2021 проведено обследование жилого помещения, расположенного по <адрес изъят> по результатам которого межведомственной комиссией составлен акт обследования № 328.
На основании указанного акта обследования межведомственная комиссия приняла заключение № 328 от 18.06.2021 о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по <адрес изъят> непригодным для проживания в соответствии с п. 33 раздела III, п. 47 раздела IV Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Составлено особое мнение к заключению № 328 от 18.06.2021, в соответствии с которым в ходе рассмотрения заявления о признании дома непригодным для проживания не было установлено достоверно, что именно паводок, зарегистрированный в летний период 2019 года, привел дом в аварийное состояние.
Распоряжением администрации Октябрьского муниципального образования от 18.06.2021 № 35 помещение, расположенное по <адрес изъят> признано непригодным для проживания в соответствии с п. 33, раздела III, п. 47 раздела IV Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
28.07.2021 Миронов Д.А. обратился с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, приложив к заявлению документы согласно п.12 Положения.
Из содержания уведомления № 2817 от 10.08.2021 следует, что ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» принято решение об отказе в выдаче свидетельства на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании пп. 2, 4 п. 18 Положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, в связи с несоблюдением условий предоставления социальной выплаты, указанных в п. 6 Положения; обращением с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в п. 11 Положения.
Согласно ответу МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» на запрос ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» жилое помещение, расположенное по <адрес изъят>, в границах подтопленных (затопленных) зон числится, но в соответствии с таблицей № 1 к письму от 30.07.2021 № 985 жилое помещение по этому адресу непригодно для проживания вследствие физического износа, а не подтопления.
Разрешая спор по существу, с учетом установленных по делу обстоятельств, на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Миронова Д.А., поскольку ответчиком правомерно было отказано истцу в выдаче свидетельства на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с несоблюдением условий предоставления социальной выплаты, указанных в п. 6 Положения № 556-пп, в частности, не было достоверно установлено, что именно паводок, зарегистрированный в летний период 2019 года, привел дом в аварийное состояние; порядок предоставления выплаты имеет заявительный характер, срок обращения граждан за единовременной денежной выплатой был ограничен 25.12.2020, истец обратился в учреждение с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты с пропуском установленного срока, 28.07.2021.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не соглашается, находит их несоответствующими обстоятельствам дела, сделанными с нарушением норм материального и процессуального права.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15.09.2021 № 654-пп в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 02.12.2021 № 927-пп пункт 11 Положения дополнен абзацем 4, которым для граждан, право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, срок подачи заявления о выдаче свидетельства продлен до 01.11.2021.
С заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты Миронов Д.А. обратился 28.07.2021 на основании повторного обследования жилого помещения, проведенного межведомственной комиссией во исполнение решения Чунского районного суда от 21.04.2021 по иску прокурора в интересах Миронова Д.А. о признании незаконными акта обследования помещения № 313 от 26.01.2021, заключения межведомственной комиссии № 313 от 26.01.2021 и об обязании межведомственной комиссии провести повторное обследование жилого помещения.
Таким образом, срок для обращения с заявлением о получении социальной выплаты Мироновым Д.А. не пропущен, а выводы суда в данной части основаны на неверном применении норм материального права.
С выводами суда первой инстанции об отсутствии доказательств утраты дома именно в результате паводка судебная коллегия не соглашается в связи со следующим.
Жилой дом по <адрес изъят>, включен в границы зоны чрезвычайной ситуации.
Заключением межведомственной комиссии № 328 от 18.06.2021 квартира истца признана непригодной для проживания.
До 18.06.2021 жилое помещение непригодным для проживания не признавалось, в реестре ветхого и аварийного жилья на территории Октябрьского муниципального образования не числилось.
Доказательств, свидетельствующих о том, что жилое помещение истца было утрачено не в связи с чрезвычайной ситуацией, материалы дела не содержат. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что пострадавший в результате чрезвычайной ситуации объект обладал таким уровнем износа, при котором его текущее состояние было неизбежно и не зависело от воздействия паводка, не установлено. Доказательств, свидетельствующих о том, что за период после чрезвычайной ситуации до повторного обследования состояния дома могло значительно ухудшиться под воздействием иных, не обусловленных чрезвычайной ситуацией, факторов, не представлено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у истца права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в связи с утратой жилого помещения, расположенного по <адрес изъят> в результате чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области.
Довод ответчиков об отсутствии у истца права на меры социальной поддержки в связи с предоставлением органом местного самоуправления информации о непригодности для проживания спорного жилого помещения вследствие физического износа, а не подтопления, не может быть принят во внимание, поскольку п.16 Положения не предусмотрено в рамках межведомственного взаимодействия обязательного указания на то, что жилое помещение пришло в непригодное состояние для проживания в результате паводка.
Кроме того, судом первой инстанции не учтено, что (данные изъяты) в спорном доме также признана непригодной для проживания в результате чрезвычайной ситуации, собственники квартиры реализовали меры социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в результате паводка.
Признание незаконным решения ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» № 2817 от 10.08.2021 является основанием для возложения в соответствии с п.п. 20-23 Положения обязанности на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» принять решение о выдаче Миронову Д.А. свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - оформить и выдать Миронову Д.А. свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чунского районного суда Иркутской области от 24 ноября 2021 года по данному делу отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Миронова Д.А. к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки, об обязании принять решение о выдаче свидетельства на получение указанной социальной выплаты удовлетворить.
Признать незаконным решение Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» № 2817 от 10 августа 2021 года об отказе в назначении меры социальной поддержки.
Обязать Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» принять решение о выдаче Миронову Д.А. свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Миронову Д.А. .
Судья – председательствующий |
М.А. Герман |
Судьи |
|
И.А. Рудковская Н.К. Черемных |
|
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 февраля 2022 года.