Дело № 5-199/2024
УИД 23RS0020-01-2024-001387-57
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2024 года
25 июля 2024 года г. Кореновск
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Обуховой Я.В.,
при секретаре судебного заседания Журба А.А.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности представителя ФКУ УПРДОР «Черноморье» по доверенности Люберицкого А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении юридического лица ФКУ УПРДОР «Черноморье», ИНН № ОРГН № дата регистрации 01.01.2003, юридический и фактический адрес: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
На федеральной дороге <адрес> ФКУ УПРДОР «Черноморье» допустило нарушение на км 125+254м. п. 6.2.15 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.13, п. 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1, <адрес> отсутствует дублирующий дорожный знак 3.20 «обгон запрещен», что не соответствует п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019, а также отсутствует в проекте организации дорожного движения.
Определением № возбуждено дело об административном правонарушении, а также назначено административное расследование, в результате которого установлено юридическое лицо, ответственное за несоблюдение вышеуказанных требований - ФКУ УПРДОР «Черноморье».
В связи с установленными нарушениями 20.05.2024 в отношении ФКУ УПРДОР «Черноморье» № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФКУ УПРДОР «Черноморье» по доверенности Люберицкий А.В. показал, что ФКУ УПРДОР «Черноморье» не является собственником федерального имущества, в настоящем случае - федеральной автомобильной дороги, федеральное имущество находится во владении учреждения на праве оперативного управления. ФКУ УПРДОР «Черноморье» является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Правовые основания для привлечения ФКУ УПРДОР «Черноморье» к административной ответственности, поскольку в действиях учреждения отсутствует состав указанного административного правонарушения, так как учреждение не является субъектом ответственности в силу передачи участка вышеуказанной автомобильной дороги исполнителю по государственному контракту от 13.06.2023 года № № - ООО «Усть-Лабинское ДРСУ». При этом ФКУ УПРДОР «Черноморье»не осуществляет собственными силами содержание автомобильных дорог. В связи с чем, просил прекратить производство по делу.
Руководствуясь ст. 25.1 КоАП РФ, в целях соблюдения разумных сроков рассмотрения дела, суд полагает возможным провести судебное заседание без участия представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, не представившего доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин его неявки в суд, и не заявившего ходатайств об отложении рассмотрения дела.
В судебное заседание государственный инспектор дорожного надзора ГДН ОГИБДД ОМВД России по Кореновскому району Грошев О.П. не явился, будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФКУ УПРДОР «Черноморье», исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что обстоятельства административного правонарушения и вина ФКУ УПРДОР «Черноморье», в его совершении, нашли свое подтверждение в судебном заседании представленными суду доказательствами:
- протоколом № от 20.05.2024 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, составленным государственным инспектором ГДН ОГИБДД ОМВД России по Кореновскому району Грошевым О.П. по результатам проверки в отношении юридического лица ФКУ УПРДОР «Черноморье»;
- определением № от 27.04.2024 о возбуждении дела об административном правонарушении, актом о проведении постоянного рейда от 26.04.2024;
- актом о проведении постоянного рейда от 26.04.2024, протоколом осмотра при проведении контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от 26.04.2024, согласно которому на участках <адрес> <адрес> выявлены нарушения: на участке федеральной автодороги А-160»Майкоп-Бжедугхабль-Адыгейск-Усть-Лабинск-Кореновск» <адрес>, км 128+500м отсутствует дублирующий дорожный знак 3.20 «обгон запрещен», что не соответствует п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019, а также отсутствует в проекте организации дорожного движения; На участке федеральной автодороги А<адрес>-<адрес>) в нарушение п. 6.2.15 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.13, которая обозначает места остановки транспортных средств при наличии дорожного знака 2.4 «Уступите дорогу» и наносится как можно ближе к границе пересекаемой проезжей части, а также отсутствует в проекте организации дорожного движения на данную автомобильную дорогу; на участке федеральной <адрес> (пересечение с подъездом к воинской части) в нарушение п. 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1, которая применяется перед перекрестками при интенсивности движения по пересекающей дороге не менее 50 авт./сут. Разметку наносят на протяжении не менее чем 20 (40) м от края пересекающей проезжей части, а также отсутствует в проекте организации дорожного движения на данную автомобильную дорогу.
- проектом организации дорожного движения «Автомобильной дороги федерального значения 1Р253 Майкоп - Усть-Лабинск – Кореновск»;
- копией ПОДД на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения <адрес> Кореновск, копией Устава ФКУ УПРДОР «Черноморье» от 24.08.2015;
- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.05.2024 в отношении ФКУ УПРДОР «Черноморье».
Достоверность вышеприведенных доказательств по делу у судьи не вызывает сомнений, поскольку они непротиворечивы и полностью согласуются между собой. Судья находит их относимыми, достоверными и достаточными для разрешения настоящего дела по существу.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно ст. 6 БК РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно п. 3.1 Устава целями деятельности ФКУ УПРДОР «Черноморье» является реализация на территории Российской Федерации государственной политики в области дорожного хозяйства, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.
В силу п. 3.2 Устава предметом деятельности ФКУ УПРДОР «Черноморье» являются организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за ФКУ УПРДОР «Черноморье» на праве оперативного управления.
ФКУ УПРДОР «Черноморье» обязано в соответствии с целями и предметом, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Как усматривается из материалов дела, на участке федеральной автодороги А<адрес> отсутствует дублирующий дорожный знак 3.20 «обгон запрещен», что не соответствует п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019, а также отсутствует в проекте организации дорожного движения.
На участке федеральной автодороги А<адрес> (пересечение с подъездом к воинской части) в нарушение п. 6.2.15 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.13, которая обозначает места остановки транспортных средств при наличии дорожного знака 2.4 «Уступите дорогу» и наносится как можно ближе к границе пересекаемой проезжей части, а также отсутствует в проекте организации дорожного движения на данную автомобильную дорогу;
На участке федеральной автодороги А-<адрес> (пересечение с подъездом к воинской части) в нарушение п. 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1, которая применяется перед перекрестками при интенсивности движения по пересекающей дороге не менее 50 авт./сут. Разметку наносят на протяжении не менее чем 20 (40) м от края пересекающей проезжей части, а также отсутствует в проекте организации дорожного движения на данную автомобильную дорогу.
Установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия ФКУ УПРДОР «Черноморье», всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ свидетельствует о том, что указанное юридическое лицо, будучи лицом, ответственным за состояние автомобильной дороги федеральной автодороги А-<адрес> <адрес> является субъектом вмененного ему административного правонарушения и подлежит административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку юридическим лицом допущено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Делая вывод о виновности ФКУ УПРДОР «Черноморье», в совершении вмененного административного правонарушения, суд исходит из того, что оно, будучи лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, не только не выполнило требования, предъявляемые к эксплуатационному состоянию дороги, но и, имея реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для устранения нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, не приняло каких-либо мер, направленных на его исполнение.
В судебном заседании представителем ФКУ УПРДОР «Черноморье» представлен государственный контракт от 13.06.2023 № №, заключенный между ФКУ УПРДОР «Черноморье» и ООО «Усть-Лабинское ДРСУ», предметом которого является оказание услуг по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения А<адрес>
Ссылка заявителя на то, что учреждение не является субъектом административного правонарушения, несостоятельна. Исходя из положений приведенных норм и п. 12 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Заключение государственного контракта с подрядной организацией не освобождало ФКУ УПРДОР «Черноморье» от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
Доказательств невозможности соблюдения ФКУ УПРДОР «Черноморье», требований обеспечения безопасности дорожного движения автомобильной дороги в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суду не представлено, в связи с чем, вина юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения является установленной.
При назначении административного наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, посягающего на безопасность дорожного движения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие, административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФКУ УПРДОР «Черноморье», в соответствии со ст. ст. 4.2-4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также оснований для освобождения от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
С учетом изложенного, суд считает, что достижение установленных законом целей административного наказания возможно назначением ФКУ УПРДОР «Черноморье», административного штрафа в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 12.34, ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФКУ УПРДОР «Черноморье» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф, должен быть уплачен, в полном размере, лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней, со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа, в законную силу, либо, со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Копия документа, свидетельствующая об оплате административного штрафа, лицом, привлеченным к административной ответственности, должна быть предоставлена в суд, вынесший постановление о наложении штрафа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа, в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, в установленный законом срок, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и, в течение десяти суток, направляют судебному приставу-исполнителю, для исполнения, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, и кроме того, будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Реквизиты для оплаты административного штрафа: УФК по Краснодарскому краю (Отдел МВД России по Кореновскому району), ИНН: 2335008598, КПП: 233501001, р/с: 03100643000000011800, банк получателя: Южное ГУ РОССИИ//УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар, КБК: 18811601123010001140, БИК: 010349101; ОКТМО: 03621000, УИН: №
Копию постановления направить/вручить ФКУ УПРДОР «Черноморье», должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд Краснодарского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья
Кореновского районного суда Я.В. Обухова