Дело № 2а-555/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2018 г. г. Балашиха
Железнодорожный городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой Е.В.,
при секретаре Половинко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гончарова Вячеслава Владимировича к Министерству здравоохранения Московской области о признании незаконными бездействия, обязании привлечь должностных лиц к дисциплинарной ответственности и вынести предписание, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Гончаров В.В. обратился в суд с названным иском, указав, что 27 сентября 2017 г. он обратился в поликлинику по месту жительства к лор-врачу Шепелевой с жалобами на головную боль и заложенность носа с подозрением на <данные изъяты>. Шепелева направила его в ГБУЗ МО «Балашихинская городска больница им Дегонского» на рентген, после чего он вновь обратился к Шепелевой, которая сказала, что у него ничего страшного и ему может помочь только блокада (укол в носовую полость). Он промучился с сильными болями утром 29 сентября 2017 г. он обратился в ЛОР-отделение ГБУЗ МО «Балашихинская городска больница им Дегонского», где его осмотре врач Лазарева О.В. и прописала антибиотик. Однако, после принятия антибиотика его состояние ухудшилось. Он приехал в ЦГБ с температурой +39 и на него с матерными словами «налетела» Лазарева О.В., которая кричала, что он врет, он она его уговаривала на пункцию, а он отказался. Накричавшись, она только с 10 раза сделала ему прокол в левой стороне носа, раздробив ему всю носоглотку, у него до самого вечера шла кровь из носа, в госпитализации ему было отказано. После пункции он вновь обратился к Лазаревой О.В. и попросил сделать пункцию <данные изъяты>, так как боль у него не стихала. Она дала указание медсестре готовить все для пункции, однако, впоследствии отказалась делать пункцию, так как у него нет рентгеновского снимка. Он казал, что рентген он сделал, и снимок выдают в этой же больнице этажом выше и только врачам, ему на руки снимок не дали. Однако, Лазарева за снимком не пошла, развернулась и ушла. Таким образом, считает, что ему не была оказана медицинская помощь в необходимом объеме, не была предложена госпитализация, до ноября 2017 г. он амбулаторно лечился под наблюдением лор-врача ФИО14. На эти бездействия он обратился в Министерство здравоохранения с жалобой. На жалобу поступил ответ из Управления координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций № 13 Минздрава Московской области от 02.11.2017 г., в котором указано, что действия лор-врача и ЦГБ полностью соответствуют нормам и правилам по оказанию медицинской помощи. Специалист Бобылев А.В. даже в ЦГБ не выезжал с фактической проверкой. На данные бездействия ЦГБ он подал жалобу в ООО «ВТБ МС», которым была проведена экспертиза качества медицинской помощи, в ходе которой были выявлены множественные дефекты, в связи с чем считает, что ответ Управления является необоснованным, ничем не подтвержденным, фактически является отпиской для заявителя.
Просит суд признать бездействие Министерства здравоохранения Московской области в части неисполнения предусмотренной обязанности по надзору за деятельностью ГБУЗ МО «Балашихинская городска больница им А.М. Дегонского». Признать необоснованным ответ Управления координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций № 13 Министерства здравоохранения Московской области № от 02.11.2017 г. Обязать Минздрав Московской области привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц Управления координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций № 13 Министерства здравоохранения Московской области Бобылева А.В. и Теплякову Т.Е. за халатное отношение к своим прямым обязанностям. Обязать Минздрав Московской области вынести предписание администрации ГБУЗ МО «Балашихинская городска больница им А.М. Дегонского» о привлечении к дисциплинарной ответственности лор-врача Лазареву О.В. Взыскать Минздрава Московской области в его пользу расходы по госпошлине 300 руб.
Гончаров В.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал, просил удовлетворить.
Административный ответчик – представитель Министерства здравоохранения Московской области в суд не явился, извещен, возражений не представил.
Заинтересованное лицо – представитель ГБУЗ МО «Балашихинская городска больница им А.М. Дегонского» решение вопроса оставил на усмотрение суда, пояснив, что октябре-ноябре 2017 г. какой-либо выездной проверки в ЦГБ не проводилось. Проверка по жалобе истца была проведена в феврале 2018 г., о чем был составлен акт и в адрес ЦГБ было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.
Заинтересованные лица – Теплякова Т.Е., Бобылев А.В. в суд не явились, извещались, возражений не представили.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 ч. 1 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что 29 сентября 2017 г. Гончаров В.В. обратился с жалобой в Министерство здравоохранения Московской области, в которой указал на наличие нарушений со стороны врачей ГБУЗ МО «Балашихинская городска больница им А.М. Дегонского» при оказании ему медицинской помощи, в которой просил провести проверку изложенных ими фактов, привлечь к дисциплинарной ответственности виновных лиц, объявить выговор врачам за бездействие и халатное отношение к нему, как к пациенту (л.д. 21-22).
02 ноября 2017 г. из Управления координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций № 13 Министерства здравоохранения Московской области (далее – Управление) в адрес Гончарова В.В. поступил ответ № от 02.11.2017 г., из которого следует, что каких-либо нарушений при оказании Гончарову В.В. медицинской помощи не обнаружено (л.д. 9).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ - государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
С целью проверки обоснованности ответа судом неоднократно истребовались у административного ответчика копии документов, на основании которых ответчиком был подготовлен вышеуказанный ответ, однако, данные документы представлены не были, в связи с чем суд лишен возможности проверить доводы истца.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 62 ч. 2 КАС РФ - обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Из материалов административного дела следует, что внеплановая выездная проверка ведомственного контроля качестве и безопасности медицинской деятельности, в связи с обращением Гончарова В.В. была проведена только в 22 феврале 2018 г., то есть через 2 месяца после дачи истцу ответа от 02.11.2017г. на его жалобу, что подтверждается актом от 22 февраля 2018 г. (л.д. 57-63). Документального подтверждения проведения какой-либо проверки до 02 ноября 2017 г., ответчиком не представлено.
22 февраля 2018 г. в адрес ГБУЗ Московской области «Балашихинская городская больница им А.М. Дегонского» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений (л.д. 64).
Из ответа Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области от 22.02.2018 г. следует, что в ходе проверки подтвердились доводы, описанные Гончаровым В.В. в обращении, выявлены нарушения обязательных требований, описанные в акте ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (л.д. 56).
При таких обстоятельствах, суд считает, что фактическая проверка доводов, указанных Гончаровым В.В. в жалобе от 29.09.2017 г., была проведена только в феврале 2018 г. и доводы жалобы подтвердились, тогда как ответ на жалобу Гончарову В.В. был дан 02 ноября 2017 г. без проведения соответствующей проверки, в котором указано, что медицинская помощь истцу была оказана надлежащая, доводы жалобы не подтверждены.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ответчиком не представлены документы, на основании которых был подготовлен ответ от 02.11.2017 г. на жалобу Гончарова В.В., а также учитывая пояснения представителя ЦГБ им. А.М. Дегонского о том, что никаких проверок в октябре-ноябре 2017 г. в ЦГБ не проводилось, суд считает действия Министерства здравоохранения Московской области, выразившиеся в направлении истцу необоснованного письменного ответа № от 02 ноября 2017 г. по существу поставленных им вопросов в жалобе от 29 сентября 2017 г. незаконными.
При таких обстоятельствах исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Вместе с тем требования Гончарова В.В. об обязании Минздрав Московской области привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц Управления координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций № 13 Министерства здравоохранения Московской области Бобылева А.В. и Теплякову Т.Е. за халатное отношение к своим прямым обязанностям; обязании Минздрав Московской области вынести предписание администрации ГБУЗ МО «Балашихинская городска больница им А.М. Дегонского» о привлечении к дисциплинарной ответственности лор-врача Лазареву О.В., - удовлетворению не подлежат, поскольку действующее законодательство не предоставляет лицам, обращающимся с жалобой на действия (бездействия) государственных органов, должностных лиц в защиту своего права, возможности определять способ проверки и оценки законности этих действий.
В соответствии со ст. 111 ч. 1 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Из материалов дела следует, что истцом за подачу административного искового заявления была оплачена госпошлина – 300 руб. (л.д. 3), которая подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ,
РЕШИЛ
Административный иск Гончарова Вячеслава Владимировича к Министерству здравоохранения Московской области о признании незаконными бездействия, обязании привлечь должностных лиц к дисциплинарной ответственности и вынести предписание, взыскании судебных расходов – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Министерства здравоохранения Московской области, выразившиеся в направлении Гончарову Вячеславу Владимировичу необоснованного письменного ответа № от 02 ноября 2017 г. по существу поставленных Гончаровы Вячеславом Владимировиче вопросов в жалобе от 29 сентября 2017 г.
Административные требования Гончарова Вячеслава Владимировича к Министерству здравоохранения Московской области об обязании Минздрав Московской области привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц Управления координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций № 13 Министерства здравоохранения Московской области Бобылева А.В. и Теплякову Т.Е. за халатное отношение к своим прямым обязанностям; обязании Минздрав Московской области вынести предписание администрации ГБУЗ МО «Балашихинская городска больница им А.М. Дегонского» о привлечении к дисциплинарной ответственности лор-врача Лазареву О.В. – оставить без удовлетворения.
Взыскать с Министерства здравоохранения Московской области в пользу Гончарова Вячеслава Владимировича расходы по оплате госпошлины – 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.
Федеральный судья Васильева Е.В.
Решение в окончательной форме
изготовлено 31 марта 2018 г.