К делу №а-771/2022
ФИО2 ГОРОДСКОЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ФИО4
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2022 г. <адрес>
ФИО2 городской суд Республики ФИО4 в составе:
председательствующего судьи Хагундоковой Р.Р.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием представителя административного истца – ФИО6,
представителя административного ответчика – Комитета по управлению имуществом муниципального образования «ФИО2 Майкоп» по доверенности ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению имуществом муниципального образования «ФИО2 Майкоп», о признании незаконным решения органа местного самоуправления и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратилась в суд с иском к административному ответчику о признании отказа незаконным и обязании совершить действия.
В обоснование своих требований указала, что ей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 01:08:1001021:9, расположенный по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, ст-ца Ханская, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, площадью 1400 кв.м, сроком аренды на 10 лет (до ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с условиями договора аренды и в целях строительства индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, ст-ца Ханская, <адрес>, получена разрешительная документация на строительство объекта индивидуального жилищного строительства и начато строительство жилого дома.
На земельном участке расположен объект незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано за ней, задолженность по арендной плате отсутствует.
Для получения земельного участка в аренду, в целях завершения строительства, обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 01:08:1001021:9, расположенным по адресу: <адрес> ст-ца Ханская, <адрес>, площадью 1400 кв.м в аренду. Комитет, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказал в предоставлении земельного участка в аренду, на основании того, что согласно визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 01:08:1001021:9 по адресу <адрес>, были выявлены несоответствия, установленные правилами СНиП ДД.ММ.ГГГГ-83*.
Просит суд признать незаконным решение Комитета об отказе в предоставлении в аренду земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать Комитет устранить допущенные нарушения прав.
В судебном заседании представитель административного истца уточнил требования, просил обязать административного ответчика Комитет по управлению имуществом муниципального образования «ФИО2 Майкоп» заключить с административным истцом ФИО1 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 01:08:1001021:9, расположенного по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, ст-ца Ханская, <адрес>, в дальнейшем поддержал административные исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом муниципального образования «ФИО2 Майкоп» в судебном заседании административный иск не признал, просил отказать.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с части 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как установлено судом, ФИО1, по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 01:08:1001021:9, расположенный по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, ст-ца Ханская, <адрес> (далее - Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №), для индивидуального жилищного строительства, площадью 1400 кв.м, сроком аренды на 10 лет (до ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с условиями договора аренды и в целях строительства индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, ст-ца Ханская, <адрес>, получена разрешительная документация на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и начато строительство жилого дома.
Как усматривается из материалов дела, в настоящий момент на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано за административным истцом, в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ- 002,2021-117772683.
Задолженность по арендной плате, установленной договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует.
Для получения данного земельного участка в аренду в целях завершения строительства административный истец обратилась в Комитет по управлению имуществом муниципального образования «ФИО2 Майкоп» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 01:08:1001021:9, расположенным по адресу: <адрес> ст-ца Ханская, <адрес>, площадью 1400 кв.м в аренду на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для завершения строительства жилого дома. Письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ № административный истец получила отказ в предоставлении ей земельного участка в аренду, в связи с тем, что согласно визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 01:08:1001021:9 по адресу <адрес>, были выявлены несоответствия, установленные правилами СНиП ДД.ММ.ГГГГ-83*.
В указанном письме ей также, разъяснено, что приобретение земельного участка в аренду однократно для завершения строительства осуществляется на основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Указано, что для приобретения земельного участка в аренду однократно для завершения строительства согласно пункта 21 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» необходимо привести в соответствие данный объект незавершенного строительства и после обратиться в Комитет с заявлением о заключении договора аренды, по указанному основанию. Также разъяснено, что форма заявления и порядок предоставления земельного участка установлен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка без проведения торгов», утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «ФИО2 Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №, при этом договор аренды может быть заключен только при отсутствии оснований к отказу на предоставление земельного участка, установленных действующим земельным законодательством.
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее- ФЗ №) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав; административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (п.1 ч. 1 ст. 6 ФЗ №).
В силу пунктов 2.1, 2.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка без проведения торгов», утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «ФИО2 Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – административный регламент) муниципальная услуга по предоставлению в аренду земельного участка без проведения торгов осуществляется Комитетом по управлению имуществом муниципального образования «ФИО2 Майкоп».
В соответствии с подпунктом 2.6.5. административного регламента запрещается требовать от заявителя предоставление документов и информации или осуществление действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.
Также, пунктом 2.3 административного регламента установлены результаты предоставления муниципальной услуги, которыми в части аренды земельных участков являются подписанный Комитетом проект договора аренды земельного участка либо решение Комитета об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов. Процедура предоставления муниципальной услуги завершается выдачей заявителю или направлением заявителю по адресу, содержащемуся в его заявлении, подписанного Комитетом проекта договора аренды земельного участка для подписания заявителем либо выдачей заявителю или направлением заявителю по адресу, содержащемуся в его заявлении решения Комитета об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Пунктом 2.8. административного регламента установлен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
«Заявителю отказывается в предоставлении муниципальной услуги по следующим основаниям…»
В данном перечне не поименовано такое основание для отказа в предоставлении земельного участка, указанное в обжалуемом письме Комитета, как несоответствия, установленные правилами СНиП ДД.ММ.ГГГГ-83*. Равно, административный регламент не содержит положений обязывающих заявителя на выполнение действий по приведению в соответствие объекта незавершенного строительства. Земельным кодексом РФ также не предусмотрено указанных оснований для отказа в предоставлении земельного участка для завершения начатого строительства жилого дома.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ или такой земельный участок предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает, указанные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО1 к Комитету по управлению имуществом муниципального образования «ФИО2 Майкоп» о признании отказа незаконным и обязании совершить действия, удовлетворить.
Признать отказ Комитета по управлению имуществом муниципального образования «ФИО2 Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Обязать Комитет по управлению имуществом муниципального образования «ФИО2 Майкоп» предоставить ФИО1 в аренду земельный участок с кадастровым номером 01:08:1001021:9, расположенный по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, ст-ца Ханская, <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики ФИО4 через ФИО2 городской суд Республики ФИО4 в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Р.Р. Хагундокова
УИД 01RS0№-70
Подлинник находится в материалах дела №а-771/2022
В ФИО2 городском суде Республики ФИО4