Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2023 года <адрес>
Федеральный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Магомедова И.М., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального и физического вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального и физического вреда и упущенной выгоды.
Иск мотивирован тем, что судом в приговоре за ФИО1 признано право на реабилитацию и ему разъяснен порядок возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.
По приговору суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 оправдан по предъявленному ему обвинении, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ (по эпизоду кражи ДД.ММ.ГГГГ имущества потерпевшей ФИО3), в связи с его непричастностью к совершению данного преступления.
В этой связи истец просит суд взыскать с Министерства финансов РФ в его пользу в счет причиненного вреда морального и физического вреда 4 000 000 рублей.
В судебное заседание истец ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя по доверенности не направил, об отложении рассмотрения дела ходатайств не поступало.
Представитель Минфина РФ в судебное заседание не явился, письменных пояснений в суд не представил, о причинах неявки суду не сообщено.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.
Так, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 ГК РФ).
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (статья 1101 ГК РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд должен в полной мере учитывать предусмотренные статьей 1101 ГК РФ требования разумности и справедливости, позволяющие, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего.
Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя вреда.
Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом, в частности, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (статья 1100 ГК РФ).
Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 1070 ГК РФ: вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к административной ответственности, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом, только в случае назначения наказания в виде административного ареста, а вред, причиненный юридическому лицу, подлежит возмещению в случае назначения наказания в виде административного приостановления деятельности.
Как следует из материалов дела, приговором Кизилюртовского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу № ФИО1 был признан невиновным и оправдан в соответствии с п.2 ч.2 ст. 302 УПК РФ по предъявленному ему обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ (по эпизоду № от ДД.ММ.ГГГГ кражи имущества потерпевшей ФИО3), в связи с его непричастностью к совершению данного преступления.
На основании ч.1 ст. 134 УПК РФ за оправданным ФИО1 признано право на реабилитацию, с разъяснением ему порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.
На основании указанного приговора истцом по настоящему делу заявлено требование о взыскании компенсации морального и физического вреда с ответчика в размере 4 000 000 рублей.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако совокупности доказательств обоснованности заявленного требования истцом в материалы дела, в нарушение требовании ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Так, представленный в материалы дела приговор Кизилюртовского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу № в отношении истца, не содержат сведений о вступлении указанного приговора в законную силу.
Более того, согласно данным опубликованного на официальном сайте Верховного суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ, приговор по уголовному делу Кизилюртовского районного суда РД №, отменен, уголовное дело передано в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе.
Таким образом, приговор суда, на котором основывает свои требования истец ФИО1, утратил юридическую силу в связи с его отменой вышестоящим судом.
Иных доказательств, подтверждающих право истца на реабилитацию и получение компенсации морального и физического вреда за счет ответчика, в материалы дела истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального и физического вреда в размере 4 000 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, через Советский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: судья Магомедов И.М.