Дело № 2а-4425/2021
УИД 21RS0023-01-2021-006714-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2021 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе председательствующего судьи Сидоровой И. Н., при помощнике судьи Кондратьевой С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Заместитель прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики в рамках реализации полномочий, предоставленных ему ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав в нем, что прокуратурой Московского района г. Чебоксары проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Проведенной проверкой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте: ------
------
------
------ информации о предоставлении услуг по обналичиванию денежных средств, в том числе по заливу денежных средств на карты, а также по продаже фальшивых денег.
Доступ на данный сайт свободный, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
Прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате судебного заседания.
От представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия и письменный отзыв.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации» сеть Интернет является информационно-телекоммуникационной сетью международного информационного обмена, доступ к которой не ограничен определенным кругом лиц.
Органы прокуратуры, являясь единой федеральной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории, в рамках предоставленных им полномочий, участвуют в правовом регулировании отношений, в том числе и возникающих в сети Интернет, выявляют и пресекают правонарушения со стороны ее участников и пользователей, координируют деятельность контролирующих и правоохранительных органов в указанной сфере. В целях ограничения свободного доступа к интернет-ресурсам с противозаконным содержанием прокурор использует весь комплекс мер реагирования, в том числе и путем предъявления заявлений об ограничении доступа к таким интернет-ресурсам по правилам ст. 39 КАС РФ.
Целью данного обращения прокурора является защита интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с последующим включением сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной, что отвечает требованиям ст. 39 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Согласно ч. 1 ст. 10 названного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч. 6 указанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами
По правилам ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
По делам о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
В силу п. 2 ст. 4 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России выполняет функции по монопольному осуществлению эмиссии наличных денег и организации наличного денежного обращения.
На основании ч. 1 ст. 186 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты, а равно хранение, перевозку в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 187 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за изготовление, приобретение, хранение, транспортировку в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных статьей 186 настоящего Кодекса), а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (в ред. от 26.05.2021) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.
Статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрен перечень операций с денежными средствами или иным имущество, которые подлежат обязательному контролю.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено законом, к кредитным организациям, нарушившим настоящий Федеральный закон, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Так, статьей 174 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Согласно ст. 174.1 УК РФ уголовная ответственность наступает за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Также, статьями 198 и 199 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Таким образом, запрещается использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим информацию о способах приобретения и покупки фальшивых денежных знаков банков РФ, объявлений о предоставлении таких незаконных услуг, о возможности обналичивания денежных средств с использованием информационно-телекоммуникационных услуг, в том числе сети «Интернет». Нарушение указанных требований наносит вред общественным интересам, подрывает экономическую ситуацию страны.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Московского района города Чебоксары проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Проведенной проверкой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте: ------
------
------
------ информации о предоставлении услуг по обналичиванию денежных средств, в том числе по заливу денежных средств на карты, а также по продаже фальшивых денег.
Доступ на данный сайт свободный, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
Обстоятельства подтверждаются скриншотами интернет-страницы, актом осмотра интернет-страницы.
Таким образом, имеются основания для ограничения доступа к информации, размещенной на указанных сайтах.
Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 15.1,15.2,15.3 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101.
Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На момент рассмотрения дела указанная интернет-страница в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ,
решил:
Административный иск заместителя прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: ------
------
------
------
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения Управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу (территориальный отдел): 428020, Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Гладкова, 7б, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья И.Н. Сидорова
Мотивированное решение составлено 05 октября 2021 года.