Судья Гавура О.В. Дело № 2-446/2020
(первая инстанция)
№ 33-2109/2020
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Севастополь 10 августа 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего, судьи - Устинова О.И.,
судей - Козуб Е.В., Анашкиной И.А.,
при секретаре - Осколович Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Севастополя» Министерства обороны Российской Федерации на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 января 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению Ларина В. Ю. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат города Севастополя» Министерства обороны Российской Федерации об установлении факта, имеющего юридическое значение, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Истец Ларин В.Ю. обратился в суд с иском к ответчику ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» МО РФ об установлении факта, что размер его пенсии по выслуге лет по состоянию на 08 октября 2013 года и 21 февраля 2014 года с учетом повышения должностного оклада в соответствии с приказом Министерства обороны Украины № 377 от 28 июля 2008 года составил 3624 гривны 43 копейки, с 01 июля 2014 года с учетом размера выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" размер пенсии составил 27545 рублей 70 копеек, с 01 января 2015 года - 27545 рублей 70 копеек, возложить на ответчика обязанность установить истцу с 01 января 2015 года пенсию по выслуге лет в размере 27545 рублей 70 копеек, произвести перерасчет пенсии с выплатой разницы между новым и прежним размерами пенсии со дня приобретения права истца на перерасчет размера пенсии, мотивирует исковые требования тем, что постановлением Ленинского районного суда города Севастополя от 13.02.2014 года по делу № 764/12546/13-а признан неправомерным отказ Главного управления Пенсионного фонда Украины в г. Севастополе в перерасчете пенсии истца, в связи с увеличением должностного оклада по соответствующей должности на основании требований приказа Министерства обороны Украины № 377 от 28 июля 2008 года, возложена обязанность на Главное управление Пенсионного фонда Украины в г. Севастополе произвести с 08 октября 2013 года перерасчет пенсии и ее выплату с учетом изменений должностного оклада в соответствии со ст. 63 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых иных лиц», исходя из нового размера должностного оклада, утвержденного приказом Министерства обороны Украины «Об утверждении схем размеров должностных окладов военнослужащих военных учебных заведений (военных учебных подразделений высших учебных заведений Украины) и научных учреждений Вооруженных сил Украины» от 28.07.2008 года № 377. Апелляционным определением Севастопольского апелляционного административного суда от 21.08.2014 года указанное постановление районного суда от 13.02.2014 года оставлено без изменения. На основании указанного постановления ответчиком перерасчет пенсии истца не произведен, постановление не было исполнено. Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 12.05.2015 года произведена замена ответчика с Главного управления Пенсионного фонда Украины в г. Севастополе на Военный комиссариат города Севастополя МО РФ по вышеуказанному делу. В выводах судебной бухгалтерской экспертизы от 20.01.2017 года, проведенной в рамках принятия определения Ленинского районного суда города Севастополя от 01.03.2017 года по делу № 13-5/2017, которым был изменен способ и порядок исполнения постановления Ленинского районного суда г. Севастополя по делу № 764/12546/13-а от 13 февраля 2014 года, в пользу Ларина В.Ю. взыскана с Военного комиссариата города Севастополя МО РФ задолженность пенсии с учетом ее перерасчета из повышенного должностного оклада в размере 65812 рублей 94 копейки за период с 08 октября 2013 года по 31.12.2014 года. Указанная задолженность выплачена ответчиком Военным комиссариатом города Севастополя МО РФ истцу в 2018 году. 01 июня 2018 года истец обратился в Центр социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» МО РФ с заявлением об установлении пенсионного обеспечения в размере 27545 рублей 70 копеек, индексации и выплаты, однако ему было отказано по основаниям того, что пенсия истцу назначена с 01.01.2015 года в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» с учетом размера денежного содержания, указанного в пенсионном деле истца. Таким образом, Ларин В.Ю. самостоятельно не может получить надлежащие документы, удостоверяющие факт изменения размера его пенсии и сумму, положенную к начислению и выплате, в связи с чем вынужден обратиться с настоящим иском в суд.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 января 2020 года установлен юридический факт, что размер пенсии по выслуге лет Ларина В.Ю. по состоянию на 8 октября 2013 года и 21 февраля 2014 года составил сумму в размере 3624 гривны 43 копейки; с 1 июля 2014 года с учетом выплат, установленных Указом Президента РФ от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" – составил 27 545 рублей 70 копеек и с 1 января 2015 года составляет 27 545 рублей 70 копеек. На ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» МО РФ возложена обязанность установить Ларину В.Ю. с 1 января 2015 года пенсию по выслуге лет в размере 27 545 рублей 70 копеек и произвести её перерасчет с выплатой разницы между новым и прежним размерами пенсии со дня приобретения права истца на перерасчет размера пенсии.
Ответчиком ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» МО РФ подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 220 ГПК РФ. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что определением Ленинского районного суда города Севастополя от 01.03.2017 года по делу № 13-5/2017 установлено, что с 01.01.2015 года Ларину В.Ю. начисляется и выплачивается пенсия в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а, следовательно, истцу было известно о нарушении его прав при назначении ему пенсии с 01.01.2015 года по нормам Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Ссылаясь на абзац 3 ст. 220, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, апеллянт указывает, что истец знал о неправильном назначении ему пенсии с момента её назначения и получения, т.е. с 01 января 2015 года, в связи с чем, и обращался в суд. Таким образом, обжалуемое решение принято при наличии вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям судебного акта и за пределами срока исковой давности. Также апеллянт обращает внимание, что назначение пенсии Ларину В.Ю. ответчиком Военным комиссариатом города Севастополя РФ с 01 января 2015 года было произведено на основании расчета денежного содержания, имеющегося в пенсионном деле истца, переданном из Пенсионного фонда Украины по городу Севастополю, производившем Ларину В.Ю. выплату пенсии до 01 января 2015 года. Кроме того, судом первой инстанции не было принято во внимание, что в силу ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при отсутствии спора о праве, подведомственного суду.
Истцом Лариным В.Ю. поданы письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых указывает на законность судебного акта, просит в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение районного суда и прекратить производство по гражданскому делу.
Истец и представитель истца возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта районного суда.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., выслушав доводы представителя ответчика, возражения истца и представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения, изучив материалы настоящего гражданского дела № 2-446\2020, материалы дела № 764/12546/13-а, № 13-300/2015, № 13-254\2017, № 13-99\2016, № 13-182\2016, № 13-516\2016 (13-5\2017), проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда по доводам апелляционной жалобы ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Районный суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из установленных обстоятельств возникновения у истца права на перерасчет пенсии с 01.01.2015 года из размера денежного содержания с повышенным должностным окладом, в соответствии с нормами законодательства, действовавшего на период возникновения таких прав.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, и, исходит из того, что решение принято на основании правильно установленных обстоятельствах дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими к спорным правоотношениям, на основании доказательств, представленных сторонами, в отсутствие нарушения норм процессуального права.
Судебным разбирательством установлено, что постановлением Ленинского районного суда города Севастополя от 13.02.2014 года по делу № 764/12546/13-а установлено право истца Ларина В.Ю. на получение пенсии в более высоком размере с учетом повышения должностных окладов военнослужащих, признан неправомерным отказ Главного управления Пенсионного фонда Украины в г. Севастополе в перерасчете пенсии истца, в связи с увеличением должностного оклада по соответствующей должности на основании приказа Министерства обороны Украины № 377 от 28 июля 2008 года, возложена обязанность на Главное управление Пенсионного фонда Украины в г. Севастополе произвести с 08 октября 2013 года перерасчет пенсии истцу и ее выплату с учетом изменений должностного оклада в соответствии со ст. 63 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых иных лиц», исходя из нового размера должностного оклада, утвержденного приказом Министерства обороны Украины «Об утверждении схем размеров должностных окладов военнослужащих военных учебных заведений (военных учебных подразделений высших учебных заведений Украины) и научных учреждений Вооруженных сил Украины» от 28.07.2008 года № 377.
Указанным постановлением от 13.02.2014 года, которое вступило в законную силу, оставлено без изменения апелляционным определением Севастопольского апелляционного административного суда от 21.08.2014 года (л.д. 121 дела № 764/12546/13-а), установлено, что истец Ларин В.Ю. являлся военным пенсионером, уволенным с военной службы в 2004 году в должности заместителя начальника факультета Красной Звезды института имени П.С.Нахимова (воинское звание капитан 2 ранга). Истцу назначена пенсия по выслуге лет, исходя из размера денежного содержания, которое состоит из должностного оклада, оклада за воинское звание, надбавки за выслугу лет.
Суд в указанном постановлении, удовлетворяя требования истца к пенсионному органу Украины о перерасчете размера пенсии с учетом должностного оклада, определенного приказом МО Украины № 377 от 28.07.2008 года, исходил из того, что согласно справки Военного комиссариата АР Крым о размере денежного содержания истца № 35835 от 30.05.2012 года, должностной оклад истца составлял 1688 гривен, а согласно справок ГУ ПФ Украины в г. Севастополь, составляющая денежного содержания истца для расчета (перерасчета) пенсии, должностной оклад на 01.06.2012 года, на 01.07.2012 года и на 01.09.2013 года определен истцу для выплаты пенсии пенсионным органом в меньшем размере 1170 гривен.
На 1 сентября 2013 года пенсия истца составляла 1934 гривны 89 копеек, что подтверждено также справкой в пенсионном деле № № о перерасчете пенсии с учетом выслуги лет 20 (надбавки 35% на основании Постановления КМУ № 355 от 23.04.2012 года) из пенсионного дела истца. При этом, должностной оклад истца в данной справке УПФ Украины в г. Севастополе, указан 1170 гривен, а не должностной оклад 1688 гривен, который должен был учтен для расчета пенсии истца. Иные справки ГУ ПФ Украины в г. Севастополе (л.д. 8-10 дела № 764/12546/13-а) также содержат сведения о размере должностного оклада истца 1170 гривен.
На основании указанного постановления истцу 05.11.2014 года выданы исполнительные листы, однако ГУ ПФ Украины в г. Севастополе перерасчет пенсии истцу не был произведен, постановление суда не было исполнено.
Истец Ларин В.Ю. обратился 10.02.2015 года в Военный комиссариат города Севастополя МО РФ с заявлением о перерасчете пенсии с 01.01.2015 года (л.д. 145 дела № 764/12546/13-а), ответом ВК г. Севастополя МО РФ от 03.03.2015 года № № истцу разъяснено, что с 01.01.2015 года ему назначена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснований для применения при перерасчете пенсии истца Приказа МО Украины № 377 от 28.07.2008 года и апелляционного определения Севастопольского апелляционного административного суда от 21.08.2014 года не имеется, перерасчет пенсий до 31.12.2014 года входил в полномочия ГУ ПФ Украины в г. Севастополе.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 12.05.2015 года удовлетворено заявление Ларина В.Ю., произведена замена ответчика с Главного управления Пенсионного фонда Украины в г. Севастополе на Военный комиссариат города Севастополя МО РФ по делу № 764/12546/13-а. Определение вступило в законную силу.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 01.03.2017 года по делу № 13-5/2017 изменен способ и порядок исполнения постановления Ленинского районного суда г. Севастополя от 13 февраля 2014 года по делу № 764/12546/13-а, в пользу Ларина В.Ю. взыскана с Военного комиссариата города Севастополя МО РФ задолженность пенсии с учетом ее перерасчета из повышенного должностного оклада в общем размере 65812 рублей 94 копейки за период с 08 октября 2013 года по 31.12.2014 года. В данном деле № 13-5/2017 года установлены обстоятельства о размере должностного оклада истца с 08.10.2013 года по 31.12.2014 года, а также о размере пенсии истца в спорный период до 01.01.2015 года, на основании выводов судебной экспертизы и обстоятельств, установленных постановлением Ленинского районного суда г. Севастополя от 13 февраля 2014 года по делу № 764/12546/13-а.
Указанная задолженность выплачена ответчиком Военным комиссариатом города Севастополя МО РФ истцу в 2018 году на основании исполнительного листа (л.д.79 дела № 2-446\2020, л.д. 202 дела № 764/12546/13-а).
01 июня 2018 года истец вновь обратился в Центр социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» МО РФ с заявлением об установлении с 01.01.2015 года пенсионного обеспечения в размере 27545 рублей 70 копеек, индексации и выплаты указанных сумм пенсий (с учетом выплаченных ранее сумм пенсии).
Письмом Военного комиссариата города Севастополя МО РФ от 04.06.2018 года истцу отказано в перерасчете пенсии по основаниям того, что пенсия истцу назначена с 01.01.2015 года в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» с учетом размера денежного содержания, указанного в пенсионном деле истца (л.д.20).
Ответчиком Военным комиссариатом города Севастополя МО РФ произведен расчет пенсии истца Ларина В.Ю. с 01.01.2015 года на основании справки о размере денежного содержания истца Ларина В.Ю., имеющейся в материалах пенсионного дела № №, где указан размер должностного оклада истца 1170 гривен, а не 1688 гривен, что не оспаривается и подтверждено ответчиком.
Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 и частью 4 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ предусмотрено, что размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.
Выплата пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также предоставление гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, производится в российских рублях по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", данный Закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2014 года № 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что, если при назначении гражданину из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигнет размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком, размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2014 N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" предусмотрено, установить гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в дополнение к назначенной им пенсии ежемесячную выплату (далее - выплата к пенсии): с 1 апреля 2014 г. - в размере 25 процентов от назначенной пенсии, с 1 мая 2014 г. - в размере 50 процентов, с 1 июня 2014 г. - в размере 75 процентов, с 1 июля 2014 г. - в размере 100 процентов от назначенной пенсии.
Выплата к пенсии производится до перерасчета указанным гражданам назначенных им пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданам, являющимся получателями пенсий, назначенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выплата к пенсии не производится.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами районного суда, считает, что истец имеет право на перерасчет пенсии с 01.01.2015 года по законодательству Российской Федерации, но с учетом должностного оклада для расчета пенсии, который составил на 31.12.2014 года 1688 гривен, на основании справки Военного комиссариата АР Крым о размере денежного содержания истца № 35835 от 30.05.2012 года. Указанное право признано за истцом, вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Севастополя от 13 февраля 2014 года по делу № 764/12546/13-а, данное право на перерасчет пенсии истца возникло у него в период действия норм Закона Украины от 09.04.1992 года № 2262-ХII «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых иных лиц», Постановления КМУ от 13.02.2008 года № 45 «Об утверждении порядка проведения перерасчета пенсий, назначенных в соответствии с Законом Украины от 09.04.1992 года № 2262-ХII», Постановления КМУ от 07.11.2007 года № 1294 «Об установлении структуры и условий денежного обеспечения военнослужащих, лиц рядового и начальницкого состава», Приказа Министерства обороны Украины от 28.07.2008 года № 377 «Об утверждении схем размеров должностных окладов военнослужащих военных учебных заведений (военных учебных подразделений высших учебных заведений Украины) и научных учреждений Вооруженных сил Украины», действовавших до 18.03.2014 года.
Обращаясь к ответчику Военному комиссариату города Севастополя с вышеуказанным иском истец заявляет основанием для перерасчета пенсии не применение ответчиком законодательства Украины, которое действовало на территории города Севастополя до 18.03.2014 года, а необходимость определения ответчиком размера денежного обеспечения (содержания) истца для расчета размера пенсии с 01.01.2015 года, указанного в справке Военного комиссариата АР Крым о размере денежного содержания истца № 35835 от 30.05.2012 года, с учетом должностного оклада 1688 гривен. Истцом, при этом, не оспаривается назначение ему пенсии с 01.01.2015 года в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Истец не согласен с расчетом размера пенсии, установленной ответчиком.
Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Статьей 2 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" предусмотрено, что денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат.
В соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается.
Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
Если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федеральный закон от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", если, при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что при обращении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являвшихся получателями пенсий на 31 декабря 2014 года, за перерасчетом размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат в связи с имевшими место по 31 декабря 2014 года включительно обстоятельствами, влекущими изменение размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат, соответствующий перерасчет осуществляется с 1 января 2015 года. При этом, заявление о перерасчете размера пенсии и (или) иной устанавливаемой к пенсии выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Истец в феврале 2015 года и в июне 2015 года, а также в 2018 и в 2019 году обращался к ответчику с заявлениями о перерасчете пенсии, исходя из размера должностного оклада 1688 гривен, влекущего изменение размера пенсии.
В силу п. «а» ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
Исходя из сведений о размере денежного содержания истца до 01.01.2015 года, представленных Военным комиссариатом АР Крым (справка от 30.05.2012 года), а также с учетом обстоятельств, установленных ранее судебным актом от 13.02.2014 года, должностной оклад истца с 08.10.2013 года и по 31.12.2014 года (и по состоянию на 18.03.2014 года) составлял 1688 гривен, а все денежное содержание для расчета пенсии на 2013 год истца составило 5369 гривен 45 копеек, поэтому размер пенсии истца по состоянию, как на 18.03.2014 года, так и на 01.01.2015 года составлял 3624 гривны 43 копейки, и должен быть приведен в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства РФ (л.д.66-79 дела № 13-516\2016 (13-5/2017). Указанные расчеты, изложенные в заключении эксперта № № от 20.01.2017 года, проверены судом, и с ними соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют обстоятельствам и основаны на доказательствах, с правильным применением норм материального права.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы ответчика о невозможности рассмотрения требований истца об установлении юридического факта в порядке особого производства, поскольку спор в данном деле рассмотрен в порядке искового производства, а не в порядке особого производства. Истцом, кроме установления факта, имеющего юридическое значение, заявлено требование о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии.
Судебная коллегия, считает, что правильное по существу решение не может быть отменено по формальным основаниям. При этом, судебная коллегия считает, что удовлетворение требований истца об установлении факта о размере его пенсии по состоянию на 18.03.2014 года и на 01.01.2015 года, по существу является установлением обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения исковых требований истца к ответчику относительно возникновения у истца права на расчет (перерасчет) пенсии, имевших место по 31 декабря 2014 года включительно, влекущих изменение размера пенсий истца (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ).
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика Военного комиссариата города Севастополя о наличии оснований для прекращения производства по данному гражданскому делу, судебная коллегия исходит из того, что отсутствуют судебные акты, вступившие в законную силу, между истцом и ответчиком по предмету спора о перерасчете пенсии с 01.01.2015 года по основаниям, заявленным истцом в данном споре.
В административном деле № 764/12546/13-а предметом спора такие требования не являлись, и не могли являться, поскольку на момент рассмотрения административного дела № 764/12546/13-а и принятия судебного акта в 2014 году, период расчета пенсии 01.01.2015 года еще не наступил. Истцом были заявлены требования о перерасчете пенсии с 01.09.2008 года. Судом определен спорный период для перерасчета пенсии истца с 08.10.2013 года.
Определение Ленинского районного суда города Севастополя от 01.03.2017 года в деле № 13-5/2017, таким судебным актом также не является, так как в данном деле разрешался вопрос об изменении порядка и способа постановления суда от 13.02.2014 года, и судом указано, что невозможно разрешение вопроса по перерасчету пенсии истца за период с 01.01.2015 года в рамках разрешения вопроса об изменении способа и порядка исполнения постановления от 13.02.2014 года, поскольку данный период не являлся предметом рассмотрения в административном деле № 764/12546/13-а.
Статьей 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в Определении от 26.01.2017 года № 46-О, законоположения п. "б" ч. 1, ч. 2 ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, закрепляя срок, с которого производится перерасчет пенсии в сторону увеличения, а также обусловливая такой перерасчет обращением военных пенсионеров за его проведением, обеспечивают им возможность реализации пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за перерасчетом пенсии. При этом законодатель гарантировал сохранение выплаты разницы между новым и прежним размерами пенсии за прошлое время при обращении за перерасчетом после возникновения права на него. Такое правовое регулирование направлено на повышение жизненного уровня указанной категории граждан и не может рассматриваться как нарушающее их права.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Не соглашается судебная коллегия с доводом апелляционной жалобы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд с вышеуказанными требованиями о перерасчете пенсии, поскольку в силу ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-I, право истца на перерасчет пенсии возникло со дня наступления обстоятельств, влекущих перерасчет пенсии истца в сторону увеличения, истец обращался неоднократно, начиная с марта 2015 года, в 2015-2019 годах за перерасчетом пенсии к ответчику, что установлено судебных разбирательством.
Судебная коллегия считает, что удовлетворение иска и определение размера пенсии истца необходимо для разрешения спорного вопроса по перерасчету пенсии истцу, который не разрешен на протяжении длительного периода времени, ответчик, замена которого произведена в 2015 году, не учитывает размер должностного оклада истца в сумме 1688 гривен, который является составляющей частью денежного обеспечения истца, необходимого для определения размера пенсии. Ответчиком в период с 2015 года по 2019 год не признавалось право истца на перерасчет пенсии, исходя из размера должностного оклада истца в повышенном размере. Истец для возможности перерасчета пенсии в указанный период обращался в суд с различными заявлениями (о замене стороны правопреемником в деле 764/12546/13-а, о изменении способа и порядка исполнения постановления от 13.02.2014 года, о разъяснении исполнения постановления от 13.02.2014 года), которые в в период с 2015 года по 2018 год находились в производстве судов первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, ответчик Военный комиссариат города Севастополя МО РФ обращался в суд с заявлением о разъяснении постановления Ленинского районного суда города Севастополя от 13.02.2014 года, ссылаясь на неясность в каком порядке и на основании каких данных с 08.10.2013 года производить расчет пенсии истцу. Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 15.03.2016 года, которое оставлено без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 12.05.2016 года, отказано Военному комиссариату города Севастополя МО РФ в удовлетворении данного заявления о разъяснении по основаниям того, что постановление Ленинского районного суда города Севастополя от 13.02.2014 года содержит исчерпывающие выводы и не содержит неясностей, указанные в заявлении доводы сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в постановлении от 13.02.2014 года о возложении на ответчика обязательства произвести перерасчет пенсии истцу с 08.10.2013 года.
Также, определением Гагаринского районного суда города Севастополя от 09.08.2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 17.11.2016 года, отказано в удовлетворении заявления Военного комиссариата города Севастополя МО РФ о прекращении исполнительного производства по исполнению постановления Ленинского районного суда города Севастополя от 13.02.2014 года.
Доводы апелляционной жалобы ответчика выводов районного суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, направлены на иную оценку обстоятельств дела, правильно установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Севастополя» Министерства обороны Российской Федерации на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 января 2020 года оставить без удовлетворения.
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 января 2020 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.И.Устинов
Судьи: Е.В.Козуб
И.А.Анашкина