Решение по делу № 2-1932/2024 от 06.03.2024

УИД 61RS0-20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«26» апреля 2024 года

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе:

судьи Любимой Ю.В,

при помощнике судьи Ершовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириченко С.С. к Министерству здравоохранения Ростовской области, 3-и лица: Министерство финансов Ростовской области, ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова, ГБУ Ростовской области «Городская больница №2» в г. Таганроге об обеспечении лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Кириченко С.С. обратился в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указав на то, что он страдает редким аутосомно-рецессивным

наследственным заболеванием из группы лизосомных болезней накопления - Альфа-Маннозидозом. Альфа-Маннозидоз включен в перечень редких (орфанных) заболеваний под кодовым классификатором Е77.1, опубликованный на сайте Министерства здравоохранения РФ (https://www.rosminzdrav.ru/documents/8048-perechen-redkih-orfannyh-zabolevaniy).

Истцу на основании Справки МСЭ-2021 от 01.06.2022 года присвоена третья группа инвалидности бессрочно (инвалид с детства).

Единственным лекарственным препаратом, который эффективно лечит Альфа-Маннозидоз, является Ламзид (Велманаза Альфа). Указанный лекарственный препарат не зарегистрирован в Российской Федерации.

В связи с изложенным, Заключением консилиума от 14.12.2023 года ФГАОУ ВО

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет) с учетом прогрессирующего течения заболевания, проявляющегося, прежде всего, поражением, центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов слуха, принято решение о необходимости начать ферментозаместительную терапию Велманазой альфа (Lamzede) в дозе 1 мг/кг внутривенно 1 раз в неделю пожизненно, в соответствии с п.2. ст.83 Федерального закона от 21.11.2011 No323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст.47 и 48 Федерального закона от 12.04.2010 No61-Ф3 «Об обращении лекарственных средств», Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» (вместе с «Правилами ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации») и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 года N?494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям». Масса тела пациента 65 кг. Доза препарата на 1 введение 65 мг - 7 флаконов, 365 флакон в год.

Данная терапия является единственным эффективным патогенетическим методом лечения больных с данной патологией. Для предупреждения прогрессирования заболевания и развития жизнеугрожающих состояний необходимо соблюдать непрерывность курса лечения.

Пациент страдает хроническим прогрессирующим заболеванием. Имеются функциональные нарушения. Нуждается в постоянном врачебном наблюдении амбулаторно и стационарно (в т.ч. возможны госпитализации по неотложным показаниям) для динамического контроля эффективности и безопасности терапии».

20 декабря 2023 года истец обратился в Министерство здравоохранения Ростовской области с просьбой обеспечить его лекарством Велманаза Альфа на льготной основе как инвалида.

19 января 2024 года Министерство здравоохранения Ростовской области исходящим письмом сообщило, что в настоящий момент закупка лекарства Велманаза Альфа за счет средств регионального бюджета не представляется возможной. Тем самым Минздрав отказал в льготном лекарственном обеспечении.

Данный отказ Кириченко С.С. считает абсолютно незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства.

В связи с изложенным истец просил суд вынести решение, которым обязать Министерство здравоохранения Ростовской области обеспечить его лекарственным препаратом Велманаза Альфа по жизненным показаниям в дозе и объеме, рекомендуемыми уполномоченной медицинской организацией. В случае удовлетворения исковых требований в соответствии со ст. 212 ГПК РФ, прошу обратить вынесенное решение к немедленному исполнению, так как задержка исполнения решения суда может нанести ущерб здоровью истца, а именно, привести к сокращению продолжительности жизни и к всевозможным осложнениям заболевания.

Истец в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Кириченко А.В., действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ростовской области Саломахина Е.Б, действующая по доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, представила в материалы дела отзыв на исковое заявление, пояснила суду, что лекарственный препарат Ламзид (Велманаза Альфа)не зарегистрирован на территории Российской Федерации и как следствие обеспечение Кириченко С.С. таким препаратом за счёт средств областного бюджета не представляется возможным. Министерство здравоохранения Ростовской области не относится к организациям, имеющим право на ввоз на территорию РФ незарегистрированных лекарственных препаратов. Обеспечение льготной категории граждан лекарственными препаратами возможно только путем их закупок, которые имеют существенные сроки, а потому обращение решения к немедленному исполнению заведомо не исполнимо.

Представители 3-х лиц: Министерства финансов РФ и ГБУ РО « Городская поликлиника №2 г. Таганрога» в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным постановить решение в отсутствие истца и представителей 3-х лиц, извещенных надлежащим образом, по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «r» преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система

социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации2).

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09 августа 2005 г. № 494.

Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 февраля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.

Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 2497 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Ростовской области от 19.12.2022 № 1114 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Пунктом 5.1 названной Программы предусмотрено, что источниками финансового обеспечения Территориальной программы государственных гарантий являются средства федерального бюджета, средства бюджета Ростовской области, местных бюджетов и средства обязательного медицинского страхования.

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение: оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2 указанного выше Федерального закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается также обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Ростовской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Ростовской области) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кириченко С.С. страдает редким аутосомно-рецессивным наследственным заболеванием из группы лизосомных болезней накопления - Альфа-Маннозидозом. Альфа-Маннозидоз включен в перечень редких (орфанных) заболеваний под кодовым классификатором Е77.1, опубликованный на сайте Министерства здравоохранения РФ (https://www.rosminzdrav.ru/documents/8048-perechen-redkih-orfannyh-zabolevaniy).

Истцу на основании Справки МСЭ-2021 от 01.06.2022 года присвоена третья группа инвалидности бессрочно (инвалид с детства).

Единственным лекарственным препаратом, который эффективно лечит Альфа-Маннозидоз, является Ламзид (Велманаза Альфа). Указанный лекарственный препарат не зарегистрирован в Российской Федерации.

Заключением консилиума от 14.12.2023 года ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет) с учетом прогрессирующего течения заболевания, проявляющегося, прежде всего, поражением, центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов слуха, принято решение о необходимости начать ферментозаместительную терапию Велманазой альфа (Lamzede) в дозе 1 мг/кг внутривенно 1 раз в неделю пожизненно, в соответствии с п.2. ст.83 Федерального закона от 21.11.2011 No323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст.47 и 48 Федерального закона от 12.04.2010 No61-Ф3 «Об обращении лекарственных средств», Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» (вместе с «Правилами ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации») и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 года N?494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям». Масса тела пациента 65 кг. Доза препарата на 1 введение 65 мг - 7 флаконов, 365 флакон в год.

Данная терапия является единственным эффективным патогенетическим методом лечения больных с данной патологией. Для предупреждения прогрессирования заболевания и развития жизнеугрожающих состояний необходимо соблюдать непрерывность курса лечения.

Пациент страдает хроническим прогрессирующим заболеванием. Имеются функциональные нарушения. Нуждается в постоянном врачебном наблюдении амбулаторно и стационарно (в т.ч. возможны госпитализации по неотложным показаниям) для динамического контроля эффективности и безопасности терапии».

Согласно сведениям Государственного реестра лекарственных препаратов, размещенным на официальном сайте Мминздрава России, лекарственный препарат Велманаза альфа (Lamzede) не зарегистрирован для обращения в Российской Федерации.

Согласно Территориальной программе при амбулаторном лечений граждан рецептам врачей бесплатно осуществляется обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, включенными в перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, определенный Приложением с 5 к Территориальной программе. Обеспечение населения относящиеся к инвалидам 3 группы и страдающие заболеванием Альфа-маннозидозом, Территориальной программой не предусмотрено.

Согласно ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-Ф3 распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N? 2406-р утвержден Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (далее - Перечень лекарственных препаратов для обеспечения федеральных льготников), обеспечение которыми осуществляется в рамках оказания набора социальных услуг. В данный Перечень лекарственных препаратов для обеспечения федеральных льготников незарегистрированный лекарственный препарат «Велманаза Альфа» не включен, также данный препарат не включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2024 год.

Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона предусмотрено назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, нe входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии. Также ч.15 ст.37 Федерального закона назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Протоколом заседания врачебной комиссии ГБУ РО « Городская поликлиника №2 г. Таганрога» № 71 от 18 апреля 2024 года Кириченко С.С. по жизненным показаниям установлена нуждаемость Кириченко С.С. в ферментозаместительной терапии препаратом Велманазой альфа (Lamzede) в дозе 1 мг/кг внутривенно 1 раз в неделю пожизненно. Масса пациента 65 кг, потребность на введение 7 флаконов. Потребность на май-декабрь 2024 года 231 флакон.

С учетом проведенных медицинских исследований и заключения протокола врачебной комиссии, того обстоятельства, что лекарственный препарат Велманаза альфа (Lamzede) показан Кириченко С.С. по жизненным показаниям, необеспечение Кириченко С.С. указанным лекарственным препаратом ставит под угрозу его жизнь и здоровье, что является основанием для возложения на ответчика обязанности принять меры по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение истца данным лекарственным препаратом.

Не обеспечение Кириченко С.С. назначенным ему лекарственным препаратом свидетельствует о лишении его возможности использовать предоставленное ему ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.

Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в стандарт.

С учетом изложенного, суд полагает, что заявленный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Доводы о ответчика о том, что Кириченко С.С, являясь инвалидом 3 группы, отказался от социальной услуги в виде обеспечения бесплатными лекарственными препаратами по льготным рецептам в пользу получения ежемесячной денежной выплаты не могут послужить основанием для отказа в иске, поскольку в материалы дела не представлено сведений о выплате истцу денежных средств в размере, покрывающем стоимость испрашиваемого лекарственного препарата, более того, он лишен возможности приобрести в свободном гражданском обороте.

Учитывая, что непосредственное обеспечение граждан, имеющих право на получение бесплатной социальной помощи в виде необходимых им по жизненным показаниям лекарственных препаратов, осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеются основания для возложения именно на ответчика Министерство здравоохранения Ростовской области обязанности принять меры по бесплатному обеспечению Кириченко С.С. такими лекарственными препаратами.

Кроме того, принимая во внимание наличие жизненных показаний для обеспечения Кириченко С.С. лекарственным препаратом Велманаза альфа (Lamzede) суд приходит к выводу о том, что решение в части обязания Министерства здравоохранения Ростовской области по принятию мер по организации мероприятий, направленных на обеспечение Кириченко С.С. вышеуказанным лекарственным препаратом в связи с медицинскими показаниями подлежит обращению к немедленному исполнению в порядке ч.1 ст.212 ГПК Российской Федерации.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Министерство здравоохранения Ростовской области (ИНН 6163049814, ОГРН 1026103168904) обеспечить Кириченко С.С., 17 декабря 1999 года рождения, по жизненным показаниям лекарственным препаратом «Lamzede» (Велманаза-Альфа), на основании протокола врачебной комиссии ГБУ Ростовской области «Городская больница №2» в г. Таганроге от 18 апреля 2024 года пожизненно в количестве 365 флаконов в год.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2024 года

Судья Ю.В. Любимая

УИД 61RS0-20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«26» апреля 2024 года

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе:

судьи Любимой Ю.В,

при помощнике судьи Ершовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириченко С.С. к Министерству здравоохранения Ростовской области, 3-и лица: Министерство финансов Ростовской области, ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова, ГБУ Ростовской области «Городская больница №2» в г. Таганроге об обеспечении лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Кириченко С.С. обратился в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указав на то, что он страдает редким аутосомно-рецессивным

наследственным заболеванием из группы лизосомных болезней накопления - Альфа-Маннозидозом. Альфа-Маннозидоз включен в перечень редких (орфанных) заболеваний под кодовым классификатором Е77.1, опубликованный на сайте Министерства здравоохранения РФ (https://www.rosminzdrav.ru/documents/8048-perechen-redkih-orfannyh-zabolevaniy).

Истцу на основании Справки МСЭ-2021 от 01.06.2022 года присвоена третья группа инвалидности бессрочно (инвалид с детства).

Единственным лекарственным препаратом, который эффективно лечит Альфа-Маннозидоз, является Ламзид (Велманаза Альфа). Указанный лекарственный препарат не зарегистрирован в Российской Федерации.

В связи с изложенным, Заключением консилиума от 14.12.2023 года ФГАОУ ВО

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет) с учетом прогрессирующего течения заболевания, проявляющегося, прежде всего, поражением, центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов слуха, принято решение о необходимости начать ферментозаместительную терапию Велманазой альфа (Lamzede) в дозе 1 мг/кг внутривенно 1 раз в неделю пожизненно, в соответствии с п.2. ст.83 Федерального закона от 21.11.2011 No323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст.47 и 48 Федерального закона от 12.04.2010 No61-Ф3 «Об обращении лекарственных средств», Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» (вместе с «Правилами ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации») и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 года N?494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям». Масса тела пациента 65 кг. Доза препарата на 1 введение 65 мг - 7 флаконов, 365 флакон в год.

Данная терапия является единственным эффективным патогенетическим методом лечения больных с данной патологией. Для предупреждения прогрессирования заболевания и развития жизнеугрожающих состояний необходимо соблюдать непрерывность курса лечения.

Пациент страдает хроническим прогрессирующим заболеванием. Имеются функциональные нарушения. Нуждается в постоянном врачебном наблюдении амбулаторно и стационарно (в т.ч. возможны госпитализации по неотложным показаниям) для динамического контроля эффективности и безопасности терапии».

20 декабря 2023 года истец обратился в Министерство здравоохранения Ростовской области с просьбой обеспечить его лекарством Велманаза Альфа на льготной основе как инвалида.

19 января 2024 года Министерство здравоохранения Ростовской области исходящим письмом сообщило, что в настоящий момент закупка лекарства Велманаза Альфа за счет средств регионального бюджета не представляется возможной. Тем самым Минздрав отказал в льготном лекарственном обеспечении.

Данный отказ Кириченко С.С. считает абсолютно незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства.

В связи с изложенным истец просил суд вынести решение, которым обязать Министерство здравоохранения Ростовской области обеспечить его лекарственным препаратом Велманаза Альфа по жизненным показаниям в дозе и объеме, рекомендуемыми уполномоченной медицинской организацией. В случае удовлетворения исковых требований в соответствии со ст. 212 ГПК РФ, прошу обратить вынесенное решение к немедленному исполнению, так как задержка исполнения решения суда может нанести ущерб здоровью истца, а именно, привести к сокращению продолжительности жизни и к всевозможным осложнениям заболевания.

Истец в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Кириченко А.В., действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ростовской области Саломахина Е.Б, действующая по доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, представила в материалы дела отзыв на исковое заявление, пояснила суду, что лекарственный препарат Ламзид (Велманаза Альфа)не зарегистрирован на территории Российской Федерации и как следствие обеспечение Кириченко С.С. таким препаратом за счёт средств областного бюджета не представляется возможным. Министерство здравоохранения Ростовской области не относится к организациям, имеющим право на ввоз на территорию РФ незарегистрированных лекарственных препаратов. Обеспечение льготной категории граждан лекарственными препаратами возможно только путем их закупок, которые имеют существенные сроки, а потому обращение решения к немедленному исполнению заведомо не исполнимо.

Представители 3-х лиц: Министерства финансов РФ и ГБУ РО « Городская поликлиника №2 г. Таганрога» в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным постановить решение в отсутствие истца и представителей 3-х лиц, извещенных надлежащим образом, по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «r» преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система

социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации2).

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09 августа 2005 г. № 494.

Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 февраля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.

Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 2497 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Ростовской области от 19.12.2022 № 1114 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Пунктом 5.1 названной Программы предусмотрено, что источниками финансового обеспечения Территориальной программы государственных гарантий являются средства федерального бюджета, средства бюджета Ростовской области, местных бюджетов и средства обязательного медицинского страхования.

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение: оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2 указанного выше Федерального закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается также обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Ростовской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Ростовской области) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кириченко С.С. страдает редким аутосомно-рецессивным наследственным заболеванием из группы лизосомных болезней накопления - Альфа-Маннозидозом. Альфа-Маннозидоз включен в перечень редких (орфанных) заболеваний под кодовым классификатором Е77.1, опубликованный на сайте Министерства здравоохранения РФ (https://www.rosminzdrav.ru/documents/8048-perechen-redkih-orfannyh-zabolevaniy).

Истцу на основании Справки МСЭ-2021 от 01.06.2022 года присвоена третья группа инвалидности бессрочно (инвалид с детства).

Единственным лекарственным препаратом, который эффективно лечит Альфа-Маннозидоз, является Ламзид (Велманаза Альфа). Указанный лекарственный препарат не зарегистрирован в Российской Федерации.

Заключением консилиума от 14.12.2023 года ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет) с учетом прогрессирующего течения заболевания, проявляющегося, прежде всего, поражением, центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов слуха, принято решение о необходимости начать ферментозаместительную терапию Велманазой альфа (Lamzede) в дозе 1 мг/кг внутривенно 1 раз в неделю пожизненно, в соответствии с п.2. ст.83 Федерального закона от 21.11.2011 No323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст.47 и 48 Федерального закона от 12.04.2010 No61-Ф3 «Об обращении лекарственных средств», Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» (вместе с «Правилами ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации») и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 года N?494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям». Масса тела пациента 65 кг. Доза препарата на 1 введение 65 мг - 7 флаконов, 365 флакон в год.

Данная терапия является единственным эффективным патогенетическим методом лечения больных с данной патологией. Для предупреждения прогрессирования заболевания и развития жизнеугрожающих состояний необходимо соблюдать непрерывность курса лечения.

Пациент страдает хроническим прогрессирующим заболеванием. Имеются функциональные нарушения. Нуждается в постоянном врачебном наблюдении амбулаторно и стационарно (в т.ч. возможны госпитализации по неотложным показаниям) для динамического контроля эффективности и безопасности терапии».

Согласно сведениям Государственного реестра лекарственных препаратов, размещенным на официальном сайте Мминздрава России, лекарственный препарат Велманаза альфа (Lamzede) не зарегистрирован для обращения в Российской Федерации.

Согласно Территориальной программе при амбулаторном лечений граждан рецептам врачей бесплатно осуществляется обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, включенными в перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, определенный Приложением с 5 к Территориальной программе. Обеспечение населения относящиеся к инвалидам 3 группы и страдающие заболеванием Альфа-маннозидозом, Территориальной программой не предусмотрено.

Согласно ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-Ф3 распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N? 2406-р утвержден Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (далее - Перечень лекарственных препаратов для обеспечения федеральных льготников), обеспечение которыми осуществляется в рамках оказания набора социальных услуг. В данный Перечень лекарственных препаратов для обеспечения федеральных льготников незарегистрированный лекарственный препарат «Велманаза Альфа» не включен, также данный препарат не включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2024 год.

Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона предусмотрено назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, нe входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии. Также ч.15 ст.37 Федерального закона назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Протоколом заседания врачебной комиссии ГБУ РО « Городская поликлиника №2 г. Таганрога» № 71 от 18 апреля 2024 года Кириченко С.С. по жизненным показаниям установлена нуждаемость Кириченко С.С. в ферментозаместительной терапии препаратом Велманазой альфа (Lamzede) в дозе 1 мг/кг внутривенно 1 раз в неделю пожизненно. Масса пациента 65 кг, потребность на введение 7 флаконов. Потребность на май-декабрь 2024 года 231 флакон.

С учетом проведенных медицинских исследований и заключения протокола врачебной комиссии, того обстоятельства, что лекарственный препарат Велманаза альфа (Lamzede) показан Кириченко С.С. по жизненным показаниям, необеспечение Кириченко С.С. указанным лекарственным препаратом ставит под угрозу его жизнь и здоровье, что является основанием для возложения на ответчика обязанности принять меры по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение истца данным лекарственным препаратом.

Не обеспечение Кириченко С.С. назначенным ему лекарственным препаратом свидетельствует о лишении его возможности использовать предоставленное ему ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.

Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в стандарт.

С учетом изложенного, суд полагает, что заявленный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Доводы о ответчика о том, что Кириченко С.С, являясь инвалидом 3 группы, отказался от социальной услуги в виде обеспечения бесплатными лекарственными препаратами по льготным рецептам в пользу получения ежемесячной денежной выплаты не могут послужить основанием для отказа в иске, поскольку в материалы дела не представлено сведений о выплате истцу денежных средств в размере, покрывающем стоимость испрашиваемого лекарственного препарата, более того, он лишен возможности приобрести в свободном гражданском обороте.

Учитывая, что непосредственное обеспечение граждан, имеющих право на получение бесплатной социальной помощи в виде необходимых им по жизненным показаниям лекарственных препаратов, осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеются основания для возложения именно на ответчика Министерство здравоохранения Ростовской области обязанности принять меры по бесплатному обеспечению Кириченко С.С. такими лекарственными препаратами.

Кроме того, принимая во внимание наличие жизненных показаний для обеспечения Кириченко С.С. лекарственным препаратом Велманаза альфа (Lamzede) суд приходит к выводу о том, что решение в части обязания Министерства здравоохранения Ростовской области по принятию мер по организации мероприятий, направленных на обеспечение Кириченко С.С. вышеуказанным лекарственным препаратом в связи с медицинскими показаниями подлежит обращению к немедленному исполнению в порядке ч.1 ст.212 ГПК Российской Федерации.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Министерство здравоохранения Ростовской области (ИНН 6163049814, ОГРН 1026103168904) обеспечить Кириченко С.С., 17 декабря 1999 года рождения, по жизненным показаниям лекарственным препаратом «Lamzede» (Велманаза-Альфа), на основании протокола врачебной комиссии ГБУ Ростовской области «Городская больница №2» в г. Таганроге от 18 апреля 2024 года пожизненно в количестве 365 флаконов в год.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2024 года

Судья Ю.В. Любимая

2-1932/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кириченко Сергей Сергеевич
Ответчики
Министерство здравоохранения Ростовской области
Другие
Министерство финансов Ростовской области
ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова
Суд
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Любимая Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
pervomajsky.ros.sudrf.ru
06.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2024Передача материалов судье
12.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее