Дело № 2а-10102/2019 28 августа 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Ивановой А.С.,
с участием прокурора Кинда А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Стародубцевой Виктории Витальевны к избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги, Соцкому Николаю Сергеевичу об отмене регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги 5-го созыва от 19.06.2019 года № 132 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва на 08 сентября 2019 года (л.д. 99).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии № 12-3 от 26 сентября 2017 года сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги в количестве 8 членов комиссии с правом решающего голоса (л.д. 98-99).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги от 03.10.2017 года N 1/17 председателем комиссии избрана Полочанская Л.П. (л.д. 100).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги № 1-4 от 21 июня 2019 года на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги возложены полномочия следующих окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва - № 206, № 207, № 208, № 209 (л.д. 102).
Решением ИКМО Коломяги от 18 июля 2019 года № 12-2 Стародубцева Виктория Витальевна, выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208 (л.д. 94-95).
Решением ИКМО Коломяги от 29 июля 2019 года № 15-5 Соцкий Николай Сергеевич, выдвинутый Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208 (л.д. 46).
Стародубцева В.В. 26.08.2019 года (л.д. 5) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором первоначально просила отменить решение ИКМО Коломяги от 29.07.2019 года № 15-5 о регистрации Соцкого Николая Сергеевича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 208.
В судебном заседании представитель административного истца заявил об изменении предмета исковых требований, в соответствии с которым просил отменить регистрацию кандидата Соцкого Н.С., привлечь Соцкого Н.С. к участию в деле в качестве административного ответчика (л.д. 96).
Определением, занесенным в протокол судебного заседания, изменение предмета исковых требований принято судом к рассмотрению, Соцкий Н.С. привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика (л.д. 124).
В обоснование заявленных требований указано, что 17.08.2019 г. в 15 часов 24 минуты Соцкий Н.С. разместил на своей странице в сети Интернет на сайте социальной сети «Вконтакте» следующую информацию: «Привет, друзья.
Как часто бывает, то, что начинается как интерес, превращается в реальную работу. После почти двух месяцев отказов, комиссий ГИК и судов, меня зарегистрировали кандидатом в муниципальные депутаты МО Коломяги на муниципальных выборах 8го сентября этого года. Пока я единственный зарегистрированный кандидат из тех, кого выдвигало Яблоко.
Сказать, что за это время я не поменял свой взгляд на политическую систему – ничего не сказать. Оказалось, что в ней не то, что порядочные люди не нужны, а вообще никакие. После всех этих приключений моя уверенность в том, что нужно доводить это дело до конца, только окрепла.
Я очень рад, что меня в этом начинании, поддерживают родные и близкие люди, и буду рад, если кому-то еще мои старания покажутся ненапрасными. Если Вы волею случая считаете Коломяги не чужим районом, или у вас есть друзья/ знакомые/ родственники, которые здесь живут – пожалуйста, расскажите им о нашей команде. Независимая политика невозможна без поддержки граждан, то есть вас.
Теперь о главном. Я уже вложил в это свое время и деньги, но этого недостаточно. Нашей команде, пока из одного и максимум из 2-х кандидатов, необходимо вложить порядка 140 000 рублей по самым минимальным подсчетам. Поэтому мы будем рады любой сумме поддержки.
Важно: Деньги, по закону, можно переводить только на специальный избирательный счет кандидата с указанием полных реквизитов жертвователя.., иначе платеж уйдет в бюджет. Этот счет контролируется избирательной комиссией и средства с него можно расходовать только на избирательную кампанию. На фандрайзинговой странице все четко и доступно объяснено…
Если появятся вопросы – пишите в личные сообщения.
Лайком и репостом тоже пожалуйста поддержите!»
По мнению административного истца, данная публикация является предвыборной агитацией. Соцкий Н.С. нарушил законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности и о выборах, и подлежит снятию с регистрации.
Данные сведения размещены в социальной сети «Вконтакте» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, порядок размещения сведений регулируется лицензионным соглашением сайта «Вконтакте». Данная социальная сеть представляет собой результат интеллектуальной деятельности в форме программы для ЭВМ. Соцким Н.С. нарушены условия лицензионного соглашения. Поскольку Соцким Н.С. размещены сведения, являющиеся предвыборным агитационным материалом, в соответствии с требованиями к предвыборным агитационным материалам в социальной сети «Вконтакте», услуги по их размещению подлежат оплате. Данная оплата Соцким Н.С. не произведена. Кроме того, Соцкий Н.С. не предоставил агитационные материалы в избирательную комиссию.
Административный истец Стародубцева В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 123), имеет представителя Шмелева В.В., действующего на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, представитель административного истца в судебное заседание явился, требования административного иска, с учетом изменения предмета, поддержал.
Представитель административного ответчика ИКМО Коломяги Царенкова Е.Н., действующая на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных требований не возражала.
Административный ответчик Соцкий Н.С., его представитель Кондратьев В.Д., действующий в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ, в судебное заседание явились, против удовлетворения административного иска возражали по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых оспаривался факт нарушения Соцким Н.С. требований избирательного законодательства, в частности, указано, что спорная информация не является предвыборной агитацией, а также не является рекламным объявлением и не нарушает законодательство об интеллектуальной собственности (л.д. 103-104).
Административный ответчик Соцкий Н.С. в судебном заседании пояснил, что он уведомлял своих друзей, чем он занимается в данный момент. Размещая информацию, руководствовался целью привлечения средств на свою предвыборную кампанию (л.д. 125).
Вышестоящая избирательная комиссия – Санкт-Петербургская избирательная комиссия извещена судом о принятии к производству суда настоящего административного искового заявления (л.д. 83).
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Основания и порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации урегулированы главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (КАС РФ).
В соответствии со ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, подтверждено материалами дела, что 17.08.2019 г. в 15 часов 24 минуты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте социальной сети «Вконтакте» на странице Соцкого Николая размещена следующая информация: «Привет, друзья.
Как часто бывает, то, что начинается как интерес, превращается в реальную работу. После почти двух месяцев отказов, комиссий ГИК и судов, меня зарегистрировали кандидатом в муниципальные депутаты МО Коломяги на муниципальных выборах 8го сентября этого года. Пока я единственный зарегистрированный кандидат из тех, кого выдвигало Яблоко.
Сказать, что за это время я не поменял свой взгляд на политическую систему – ничего не сказать. Оказалось, что в ней не то, что порядочные люди не нужны, а вообще никакие. После всех этих приключений моя уверенность в том, что нужно доводить это дело до конца, только окрепла.
Я очень рад, что меня в этом начинании, поддерживают родные и близкие люди, и буду рад, если кому-то еще мои старания покажутся ненапрасными. Если Вы волею случая считаете Коломяги не чужим районом, или у вас есть друзья/ знакомые/ родственники, которые здесь живут – пожалуйста, расскажите им о нашей команде. Независимая политика невозможна без поддержки граждан, то есть вас.
Теперь о главном. Я уже вложил в это свое время и деньги, но этого недостаточно. Нашей команде, пока из одного и максимум из 2-х кандидатов, необходимо вложить порядка 140 000 рублей по самым минимальным подсчетам. Поэтому мы будем рады любой сумме поддержки.
Важно: Деньги, по закону, можно переводить только на специальный избирательный счет кандидата с указанием полных реквизитов жертвователя.., иначе платеж уйдет в бюджет. Этот счет контролируется избирательной комиссией и средства с него можно расходовать только на избирательную кампанию. На фандрайзинговой странице все четко и доступно объяснено…
Если появятся вопросы – пишите в личные сообщения.
Лайком и репостом тоже пожалуйста поддержите!»
Указанное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра письменного доказательства от 25.08.2019 г., удостоверенного временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа Санкт-Петербург Андреевой Е.Л. – Форминой М.Е. (л.д. 39-41).
Факт размещения Соцким Н.С. данной информации последним не оспаривался.
На основании подпункта "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 56 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Согласно статье 2 Федерального закона N 67-ФЗ, определяющей основные термины и понятия, под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него; под агитационными материалами понимаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.
В силу п. 2 ст. 48 Федерального закона N 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); выражение предпочтения какому-либо кандидату, обязательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель; описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
В силу пункта 3 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ предвыборная агитация может проводиться, в том числе, посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. Пунктом 4 названной статьи предусмотрено право кандидата самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации.
Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов установлены статьей 54 Федерального закона N 67-ФЗ.
Экземпляры агитационных материалов до начала распространения должны быть представлены в избирательную комиссию (пункт 3 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ).
В силу п. 5 ст. 54 ФЗ N 67-ФЗ запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 1.1 настоящей статьи, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7, 8.2 9.1 статьи 48 настоящего Федерального закона, пунктом 2 настоящей статьи.
Запрещается распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктом 3 данной статьи, пунктом 9 статьи 48, названного Федерального закона (пункт 6 статьи 54).
При этом следует учитывать, что распространение агитационных материалов с нарушением вышеуказанных требований является основанием для запрета распространения агитационных материалов, пунктом 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ такие обстоятельства в качестве оснований для отмены регистрации кандидата не предусмотрены.
Проанализировав содержание спорного материала, суд приходит к выводу о том, что он не содержит признаков предвыборной агитации. Данная информация направлена на сбор пожертвований на формирование избирательного фонда кандидата Соцкого Н.С.
Так, в силу п. 5 ст. 58 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет:
а) собственных средств кандидата, избирательного объединения;
б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
в) добровольных пожертвований граждан;
г) добровольных пожертвований юридических лиц.
Законом не запрещено осуществлять сбор средств на формирование избирательного фонда кандидата посредством размещения соответствующей информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В силу п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе: произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.
В соответствии со ст. 1261 ГК РФ авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
По общему правилу пункта 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя. Без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения в силу статьи 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.
Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным, за исключением случаев, предусмотренных законом (абзац третий пункта 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 35 постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", несоблюдение требований, установленных частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя, - несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
В соответствии с лицензионным соглашением, регулирующим отношения между ООО «В контакте» (лицензиаром) и пользователем социальной сети (лицензиатом), социальная сеть «Вконтакте» представляет собой результат интеллектуальной деятельности в форме программы для ЭВМ (л.д. 56).
В соответствии с п. 6.1 Правил пользования сайтом «Вконтакте» при использовании сайта пользователь обязан соблюдать положения действующего законодательства Российской Федерации, настоящих правил и иных документов администрации сайта; перед размещением информации и объектов предварительно оценивать законность их размещения (л.д. 49).
Согласно п. 6.3.14 Правил пользования сайтом «Вконтакте» пользователю при использовании сайта запрещается размещать коммерческую и политическую рекламу вне специальных разделов сайта, установленных администрацией сайта (л.д. 51).
В силу п. 3.12 Правил размещения рекламных объявлений на сайте «Вконтакте» не допускается реклама политического характера (например, реклама сайтов депутатов, политических деятелей, чиновников, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и т.п.) Исключение может составлять предвыборная агитация на территории Российской Федерации при соблюдении всех требований (л.д. 75).
Таким образом, из вышеприведенных положений правил пользования сайтом «Вконтакте» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следует, что размещение материалов предвыборной агитации условиями пользования не запрещено.
Кроме того, применительно к правилам пользования сайтом «Вконтакте» действуют требования к предвыборным агитационным материалам, в соответствии с п. 10 которых договор на распространение агитационных материалов может быть заключен кандидатом, кандидатом в лице уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, доверенными лицами, назначаемыми кандидатом, избирательными объединениями с момента регистрации в соответствующем избиркоме при наличии удостоверения, или с партией, выдвинувшей соответствующего кандидата. Кроме того, с избирательными объединениями, политическими партиями, общественными организациями, общественным движением (л.д. 79-80).
Таким образом, данные правила не содержат указания на обязательное заключение договора в случае размещения на сайте «Вконтакте» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» материалов предвыборной агитации.
Также данные правила не содержат запрета на размещение информации, связанной со сбором средств на формирование избирательного фонда кандидата в ходе избирательной кампании.
Исходя из изложенного судом не усматривается нарушения правил пользования сайтом «Вконтакте» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при размещении спорного материала.
Суд также принимает во внимание, что, как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года N 10-П, отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства. Следовательно, такая мера может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата.
Между тем, в ходе судебного разбирательства не нашло подтверждения осуществление Соцким Н.С. предвыборной агитации с нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Следовательно, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Административным ответчиком Соцким Н.С. заявлено о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей (л.д. 106).
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии со ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Соцким Н.С. в подтверждение расходов на оплату услуг представителя представлены договор об оказании юридической помощи от 27.08.2019 г., заключенный с Кондратьевым В.Д. на оказание услуг по представлению интересов в Приморском районном суде Санкт-Петербурга по делу № 2а-10102/2019, согласно п. 2 размер вознаграждения составляет 10 000 рублей, а также расписка о получении Кондратьевым В.Д. денежных средств в размере 10 000 рублей в счет данного договора (л.д. 107).
Суд учитывает, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, категорию спора, объем участия представителя Соцкого Н.С. при рассмотрении данного дела, объем предусмотренных договором услуг, суд приходит к выводу о том, что в данном случае требованиям разумности и справедливости отвечает возмещение Соцкому Н.С. понесенных судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 62, 84, 150, 177-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Стародубцевой Виктории Витальевны отказать.
Взыскать со Стародубцевой Виктории Витальевны в пользу Соцкого Николая Сергеевича расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.
В окончательной форме решение принято 29 августа 2019 г.
Судья Н.Ю.Петрова