Дело № 33а-7254/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 21 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Н.М.,
судей Муратовой С.В., Смирнова А.С.,
при секретаре Голушко П.Е.,
рассмотрела административное дело № 2а-715/2021 (47RS0011-01-2021-000261-63) по апелляционной жалобе Коттеджно-эксплуатационного потребительского кооператива «Велигонты» на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 07 июля 2021 года по административному исковому заявлению Коттеджно-эксплуатационного потребительского кооператива «Велигонты» к администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области о признании недействующим постановления об установлении постоянного публичного сервитута на земельные участки.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения представителя административного истца Рудого А.А., возражения представителя администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области Лупик О.М., заключение прокурора Махмудова Э.Т., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Коттеджно-эксплуатационный потребительский кооператив «Велигонты» ( далее также – Кооператив, также - КЭПК «Велигонты») обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к администрации Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее также – Администрация) об оспаривании постановления Администрации от 20.11.2019 года №1669/19 об установлении постоянного публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами № и №, расположенные в деревне Велигонты МО Горбунковского сельского поселения.
В обоснование заявленных требований указывал, что оспариваемым постановлением, принятым по ходатайству Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 25.06.2019 г. нарушаются права и законные интересы Коттеджно-эксплуатационного потребительского кооператива «Велигонты» (далее КПК «Велигонты»), поскольку земельные участки с кадастровыми номерами № и № принадлежат КЭПК «Велигонты» на праве собственности. По земельным участкам, обремененным публичным сервитутом проходит автомобильная дорога, построенная за счет средств, полученных от членских взносов членов кооператива. Оспариваемое постановление администрации разрешает неограниченному кругу лиц бесплатно и беспрепятственно пользоваться чужой собственностью - автомобильной дорогой.
Помимо того, публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения, т.е. публичного интереса. В данном же случае публичный сервитут фактически установлен в частных интересах ограниченного круга лиц для прохода (проезда) на земельные участки, находящиеся в собственности граждан Васильева А.А.. Барышева С.К., и арендуемые обществом с ограниченной ответственностью «Площадь Европы», т.е. в интересах заинтересованных лиц.
Помимо того, административный истец полагает, что заинтересованные лица не лишены возможности обеспечить проход на свои земельные участки иным способом. Установление публичного сервитута на оба земельных участка целиком не требовалось для достижения целей, в которых он был установлен.
Дело рассмотрено с участием прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Васильев А.А., Барышев С.К., ООО «Площадь Европы», Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом.
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель административного истца требования поддержал.
Представители административного ответчика и заинтересованных лиц возражали против удовлетворения заявленных требований.
Обжалуемым решением Ломоносовского районного суда от 07.07.2021 г. в удовлетворении требований отказано.
В поданной апелляционной жалобе административный истец просит решение отменить, удовлетворить его требования, ссылается на те же доводы, которые приведены в административном иске, а также на то, что суд в решении не дал оценки доводам административного истца.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик просит жалобу обставить без удовлетворения.
Явившийся в суд апелляционной инстанции представитель административного истца просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Принявшая участие в апелляционном рассмотрении представитель административного ответчика просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Прокурор полагал решение законным и обоснованным.
Заинтересованные лица о времени и месте апелляционного рассмотрения уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проверив материалы дела, определив по правилу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, извещенных о времени и месте рассмотрения лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с положениями п. 1 -3 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
Подп. 1 п.4 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении ( п.5,7 ст. 23 ЗК РФ).
В силу п. 8,13,14 ст. 23 ЗК РФ сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости ( п. 17 ст. 23 ЗК РФ).
Согласно положениям ст. 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - публичный сервитут), устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района ( п.5 названной статьи).
В силу п.1,2 ст. 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса.
Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок ( п.4 ст. 39.39 ЗК РФ).
Ходатайство об установлении публичного сервитута должно соответствовать требованиям ст. 39.41; решение об установлении публичного сервитута должно содержать положения, предусмотренные ст. 39.43 ЗК РФ.
Решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения в соответствии с пунктом 8 статьи 39.47 настоящего Кодекса правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута ( п. 9 ст. 39.43 ЗК РФ).
Как установлено из материалов дела, постановлением Администрации от 20.11.2019 года № 1669/19 установлен постоянный публичный сервитут на земельные участки, расположенные по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский муниципальный район, Горбунковское сельское поселение, дер. Велигонты, с кадастровым номером № площадью 20534 кв.м, вид разрешенного использования – общее пользование территорий, категория земель – земли населенных пунктов; и с кадастровым номером №, площадью 9658 кв.м, вид разрешенного использования - для комплексного освоения в целях жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов( л.д. 21,22, т.1).
Сервитут установлен для прохода, проезда к земельным участкам, на постоянной основе.
Оспариваемое постановление размещено на официальном сайте муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также опубликовано в газете - Балтийский луч.
Согласно выпискам из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – общее пользование территории, для общего пользования (уличная сеть), правообладателем данного земельного участка является КПК «Велигонты» на основании свидетельства о государственной регистрации от 11.08.2015 года.
Земельный участок с кадастровым номером № отнесен к категории земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – общее пользование территории, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов. При этом, правообладателем данного земельного участка является КПК «Велигонты» на основании свидетельства о государственной регистрации от 24.04.2014 года. ( л.д. 23 -28, т.1)
С ходатайством об установлении публичного сервитута обратился Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом ( л.д. 42).
В обоснование ходатайства об установлении сервитута Комитет указал, что Ленинградская область является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, дер. Велигонты, с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №. №, №, №, №, №, №, №, Указанные земельные участки предоставлены Барышеву Е.С. по договору аренды от 17.09.2014 № 008/2014-ЗУ и договору аренды от 17.09.2014 № 009 2014-ЗУ для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Распоряжением комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области № 127 от 17.04.2018 года утверждены проект планировки территории и проект межевания территории юго-западной части деревни Велигонты муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области; в соответствии с указанными проектами планировки территории и межевания, проезд и проход к земельным участкам обеспечивается через проезжую часть со стороны Ропшинского шоссе, расположенную на земельных участках с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №.
Кроме этого, в обоснование ходатайства Комитет указывал, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования Горбунковского сельского поселения, на земельном участке с кадастровым номером № и земельном участке с кадастровым номером № расположена улично-дорожная сеть.
Согласно дополнительным соглашениям от 31.08.2018 к договору аренды земельного участка от 17.09.2014 № 009/2014-ЗУ и дополнительного соглашения от 31.08.2018 к договору аренды земельного участка от 17.09.2014 № 008/2014-ЗУ в договоры аренды земельного участка от 17.09.2014 № 009/2014-ЗУ и от 17.09.2014 № 008/2014-ЗУ внесены следующие изменения: «5. подпункт 4.4.8.2. изложить в следующей редакции: «4.4.8.2. Выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в муниципальную собственность муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, в срок не более 48 месяцев со дня заключения Договора. Арендатор осуществляет строительство объектов сопутствующей инженерной инфраструктуры (дороги, проезды, электроснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, телефонизация и радиофикация) в соответствии с техническими условиями организаций, предприятий и проектной документацией, согласованной в установленном законом порядке, за счет собственных средств.
Подпункт 4.4.15 договор аренды изложен в следующей редакции: «4.4.15 Не позднее чем за один месяц до окончания срока действия настоящего Договора подписать с администрацией муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области договор передачи объектов инженерной инфраструктуры, в котором определить перечень объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих передачи в муниципальную собственность, а также условия их передачи».
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что в настоящее время посредством земельных участков с кадастровыми номерами № и № обеспечивается проход к земельным участкам, находящимся в государственной собственности Ленинградской области и переданным в аренду ООО «Площадь Европы» для комплексного освоения территории по договорам аренды № 008/2014-зу и № 009/2014-зу от 17.09.2014 года.
Также судом первой инстанции установлено из материалов дела, из объяснений участвующих в деле лиц, в том числе и из поступившей в Администрацию жалобы нового собственника земельного участка с кадастровым номером № Р. о том, что заявитель не имеет возможности проехать к принадлежащему ей земельному участку из-за препятствий, чинимых административным истцом; суд счел подтвержденным, что со стороны административного истца осуществляется постоянное противодействие в использовании земельными участками с кадастровыми номерами № и № для прохода, проезда к земельным участкам, находящимся в государственной собственности Ленинградской области и преданным в аренду ООО «Площадь Европы», в связи, с чем до настоящего времени арендатором не исполнены пункты 4.4.8.2 и 4.4.8.3 договора аренды, предусматривающие выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, а также завершения жилого и иного строительства.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Суд установил, что публичный сервитут установлен на земельные участки в целях обеспечения законных интересов правообладателей земельных участков, расположенных в д. Велигонты, населения МО «Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовский МР».
Как следует из материалов дела, из представленной схемы расположения земельных участков, в отношении которых установлен публичный сервитут, а также расположения земельных участков, переданных в аренду для комплексного освоения территории Барышеву Е.С., Обществу с ограниченной ответственностью «Площадь Европы», и земельных участков, принадлежащих уже иным лицам (гражданам), при соотнесении данной схемы с данными публичной кадастровой карты установлено, что проезд и проход к земельным участкам, ограниченным со всех сторон дорожной сетью, принадлежащей кооперативу «Велигонты», может обеспечиваться со стороны Ропшинского шоссе только через проезжую часть, расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами № и № (л.д. 162, т.1), иным способом проезд к ним невозможен.
Доводы административного истца о том, что публичный сервитут установлен не в публичных интересах, а в интересах частных, т.е. в интересах определенного круга лиц, противоречат обстоятельствам дела. Так, перечисленные в ходатайстве об установлении публичного сервитута земельные участки были переданы по договорам аренды в целях комплексного освоения территории, соответственно, с выполнением обязательств по договорам аренды арендаторами Барышевым Е.С. и ООО «Площадь Европы», состав лиц, проживающих на территории дер. Велигонты и вблизи земельных участков, в отношении которых установлен сервитут и образующих дорожную сеть, состав собственников земельных участков будет меняться.
Помимо того, следует учесть доводы административного ответчика о том, что посредством земельных участков с кадастровыми номерами № и № обеспечивается доступ к земельным участкам, предоставленным в собственность многодетным семьям в соответствии с Областным законом Ленинградской области № 75-оз «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области…».
Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, решение об установлении сервитута соответствует требованиям ст. 39.43 ЗК РФ, обстоятельствам дела и целям, предусмотренным ст. 23, 39.37 ЗК РФ.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что цель установления публичного сервитута соответствует виду разрешенного использования земельных участков, и кроме дорог, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами № и №, иных проездов к юго-западной части д. Велигонты не имеется и не предусмотрено.
Доводы административного истца о том, что права заинтересованных лиц могут быть обеспечены иным способом, не связанным с установлением публичного сервитута обоснованно не приняты судом.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции стороны, изложенной в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции установил все имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, которые исследованы и оценены судом. Нормы материального права суд применил верно, процессуальных нарушений не допущено. При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 07 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коттеджно-эксплуатационного потребительского кооператива «Велигонты» – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: <данные изъяты>