Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19.08.2019 г. пос. Володарский
Володарский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Сливина Д.Н.
при секретаре Кубейсиновой А.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации МО «Володарский район» Астраханской области к Таспекову Т.У. о выселении с предоставлением жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
в суд обратилась Администрации МО «Володарский район» Астраханской области к Таспекову Т.У. о выселении с предоставлением жилого помещения. Истец указал, что в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования «Алтынжарский сельсовет» № 26-6 от 30.04.2009 г. многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес> (трехквартирный) признан аварийным и подлежащим сносу.
Во исполнение вышеуказанного постановления на основании постановления Правительства АО от 24.12.2013 г. № 565-11 «О региональной адресной программе переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы» ответчику предложено произвести мену <адрес>, в доме <адрес> и земельного участка по <адрес> в <адрес>, на квартиру <адрес>, в доме <адрес> в <адрес>.
Однако, ответчик от предложенного помещения по договору мены отказался. 29.05.2019 г. истцом было направлено требование о добровольном освобождении аварийного жилого помещения № 1-700 в адрес ответчика, однако ответа и действий на указанное требований со стороны ответчика не последовало, администрация МО «Володарский район» полагает, что ответчик нарушает ее права и законные интересы по освобождению квартиры в аварийном и подлежащим сносу доме, тем самым, препятствует исполнению постановления главы Администрации муниципального образования «Алтынжарский сельсовет» № 26-6 от 30.04.2009 г.
Истец просил выселить Таспекова Т.У. из <адрес> доме <адрес> в <адрес> в квартиру <адрес>, в доме <адрес> в <адрес>. Прекратить за Таспековым Т.У. право пользования квартирой № в доме № по <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Бегежанов Д.П., действующий по доверенности, иск поддержал. Представитель ответчика адвокат Карабасова Г.Б. представила возражения, просила в иске отказать в связи с неравнозначностью предоставляемого жилого помещения. Прокурор Симикина Е.Н. просила в иске отказаить в связи с неисполнением истцом процедуры, предусмотренной ст. 32 ЖК РФ.
Как усматривается из представленных доказательств, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 10.05.2011 г. Таспеков Т.У. является собственником <адрес> доме № по <адрес> в <адрес>.
Многоквартирный дом, в состав которого входит вышеуказанная квартира, в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования «Алтынжарский сельсовет» № 26-6 от 30.04.2009 г. многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес> (трехквартирный) признан аварийным и подлежащим сносу.
Во исполнение вышеуказанного постановления на основании постановления Правительства АО от 24.12.2013 г. № 565-11 «О региональной адресной программе переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы» дом подлежит расселению
Таспеков Т.У. отказался от переселения с членами семьи в предложенную ему квартиру, указав, что она не устраивает его в связи с отсутствием газификации.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходит из того, что, поскольку жилое помещение, признанное непригодным для проживания, принадлежит ответчику Таспекову Т.У. на праве собственности, реализация его жилищных прав может быть осуществлена только в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, поскольку согласия с собственником спорного жилого помещения, находящегося в признанном непригодным для проживания и подлежащем сносу доме, на предоставление иного жилого помещения не достигнуто.
Доводы истца о том, что, поскольку спорный жилой дом включен в региональную адресную программу переселения и подлежит сносу, то ответчик подлежит переселению в другое благоустроенное жилое помещение и он обязан заключить договор мены, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с чHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=53037B3F1794C0428AAA2951BE7598998C89607C42D8F07E8F15EC7C33ED82D6FE29F891A4675263020360DD5E3E96F1D9A5B2CB7A64f9GCK". 1 ст. 40, ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
Право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу чHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=53037B3F1794C0428AAA2951BE7598998C816770408DA77CDE40E2793BBDCAC6B06CF590A562546A515970D917699BEDD9B3ACC1646795B6f4G6K". 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст. 27 ч. 1, ст. 40 ч. 1).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно части 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 �������������.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (чHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=53037B3F1794C0428AAA2951BE7598998C816770408DA77CDE40E2793BBDCAC6B06CF594A16A5F3C07167185513C88EFD1B3AEC97Bf6GCK". 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
Как разъяснено в ппHYPERLINK "consultantp???://offline/ref=53037B3F1794C0428AAA2951BE7598998688667B4985FA76D619EE7B3CB295D1B725F991A56253685D0675CC063194EFC7ADA4D7786594fBGEK". 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 3 ст. 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, т.к. в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ).
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (т.е. межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно чHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=53037B3F1794C0428AAA2951BE7598998C816770408DA77CDE40E2793BBDCAC6B06CF590AE36052C035F26884D3C9EF1DBADADfCG0K". 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения чHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=53037B3F1794C0428AAA2951BE7598998C816770408DA77CDE40E2793BBDCAC6B06CF594A1665F3C07167185513C88EFD1B3AEC97Bf6GCK". 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
При рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу чHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=53037B3F1794C0428AAA2951BE7598998C8167784B8DA77CDE40E2793BBDCAC6B06CF590A562516E575970D917699BEDD9B3ACC1646795B6f4G6K". 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 названного Федерального закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
На территории Астраханской области на основании постановления Правительства АО от 24.12.2013 г. № 565-11 «О региональной адресной программе переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы» реализуется региональная адресная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В Программу включены многоквартирные дома, признанные до 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2015 - 2017 годы предусмотрено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда при реализации Программы будет осуществляться в соответствии с жилищным законодательство за счет предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также мены на другое приобретенное (построенное) жилое помещение или выплату выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, включенные в Программу. Размер планируемой выкупной цены определяется в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
От предложенной для переселения квартиры и заключения договора мены принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, признанного непригодным для проживания, на указанную квартиру ответчик отказался, сославшись на неравнозначность предоставляемого жилого помещения принадлежащему ей жилому помещению, что подтверждается возражениями и объяснениями представителя ответчика в суде.
Таким образом, ответчик не может быть выселен из занимаемого жилого помещения в другое жилое помещение, поскольку он, как собственник жилого помещения, возражает против предоставления ему предлагаемого истцом жилого помещения, а в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось истцом, дом <адрес> в <адрес> включен в адресную программу по переселению граждан, однако, администрацией МО «Володарский район» не выносилось постановление об изъятии земельного участка под указанным многоквартирным домом для муниципальных нужд, предусмотренная ст. 32 ЖК РФ процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, органом местного самоуправления в отношении Таспекова Т.У. не соблюдена, соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения между истцом и ответчиком достигнуто не было.
Указанные обстоятельства являются основанием к отказу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления Администрации МО «Володарский район» Астраханской области к Таспекову Т.У. о выселении с предоставлением жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через районный суд, принявший решение. Решение вынесено и изготовлено в совещательной комнате.
Судья Сливин Д.Н.